ПРЕДИСЛОВИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ISBN 978-5-7779-1369-2
Методические рекомендации являются частью учебно-методического комплекса по курсу «История Древнего мира». Представлены содержание тем, включенных в программу курса, списки литературы по ним и указания по подготовке к экзамену. Прилагаются карты по истории Древнего мира.
Для студентов дневного и заочного отделений Т курса исторического факультета.
УДК 93
ББК 63.я73
ISBN 978-5-7779-1369-2 Крих СБ., Ротермель Л.Р., 2011
Оформление. ФГБОУ ВПО
«ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………. 4
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…………………………………………...…8
I. Введение в историю Древнего Востока........ …………………………10
II. Ближний Восток. История Древней Месопотамии……………………14
III. Ближний Восток. История Древнего Египта …………………………18
IV. Ближний Восток. Малая Азия, Закавказье и Восточное
Средиземноморье в древности................................ ……...…………………23
V. Ближний Восток. Создание империй……………………………...........27
VI. Древняя Индия и сопредельные территории……………………………30
VII. Древний Китай…………………………………………………………...34
VIII. Периферия древневосточного мира……………………………………..38
ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ………………………………………………...........41
I. Введение в античную историю…………………………………………42
II. История Древней Греции…………………………………………………43
III. История Древнего Рима…………………………………………………50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карты по истории Древнего мира………………………………………………59
Дисциплина «История Древнего мира», первый в ряду' курсов по всеобщей истории, состоит из двух последовательных частей: курса истории Древнего Востока (1-ый семестр I курса обучения студентов исторического факультета) и курса истории Древней Греции и Древнего Рима (2-ой семестр 1 курса). Каждый курс завершается экзаменом.
При всех отличиях, указанные курсы объединены рядом общих характеристик: они посвящены раннему этапу развития цивилизаций, первым формам государственных образований, а также их развитию и трансформации в иные формы на протяжении изучаемой эпохи. В этом смысле слова древность представляет собой особый исторической период, целостный и законченный пример развития обществ в культурном, экономическом и политическом отношениях. Тем самым обусловливается особенное значение изучения древних обществ в рамках всеобщей истории: они показывают самостоятельное зарождение, развитие, кризис и гибель (или трансформацию) обществ как целостных систем, давая возможность историку увидеть не только отдельные закономерности, но и общую логику развития цивилизаций.
При всём сказанном, не следует понимать развитие древних обществ как исключительно единообразный процесс, принципиально одинаковый в различных географических и временных условиях, и полагать, будто схожие тенденции развития всегда играли ведущую роль в истории конкретных стран и регионов. Напротив, часто различия преобладали и были определяющими, и речь здесь идёт не только об отличии структуры античного общества от восточного, но и о значительных отличиях в эволюции обществ на Ближнем Востоке. Индии и Китае: Греция и Рим также обладают своей спецификой, связанной с различными условиями их исторического развития. Тем не менее, общее направление в развитии общественных структур от городов-государств (с превалирующей ролью аграрного начала) к централизованным государствам и далее к мировым империям прослеживается как во всех указанных регионах, так и в истории античных обществ.
Предлагаемое методическое пособие ставит целью оптимизировать подготовку студентов к сдаче экзамена и адресовано студентам как дневной, так и заочной форм обучения. История Древнего мира является курсом, сложным для изучения: в относительно небольшой объём часов студенту предстоит получить представление о многообразном периоде мировой истории протяжённостью несколько тысяч лет, к тому же протекавшем в огромном географическом ареале (почти вся территория Евразии и север Африки). При этом обилие письменных и археологических источников всё-таки не закрывает значительного числа «белых пятен» в современном знании древности, а обилие исследовательских подходов и зачастую их противостояние по ряду центральных проблем истории периода в состоянии поставить в тупик не только студента, но и опытного учёного. Не существует (и не может существовать) безупречных учебников, которые могли бы решить все указанные проблемы.
Поэтому методическое пособие, наряду с лекционными и семинарскими занятиями, направлено не на то, чтобы навязать студенту единственно возможный подход или точку зрения, а на то, чтобы позволить ему ориентироваться в многообразии материала и литературы, по возможности систематизировать полученную информацию и тем самым помочь умению создавать целостную картину из отдельных элементов — что и является начальной характеристикой исторического мышления. Очевидно, что структура лекций, читаемых авторами, во многом идентична со структурированием материала в данном пособии, однако лекции относятся к более ситуативной форме подачи материала: при необходимости (вызванной появлением новых сведений или, например, недостаточностью общей подготовки слушателей) отдельные лекционные эпизоды могут быть расширены и дополнены, а другие сокращены и переданы студентам на самостоятельную подготовку. Точно так же и вопросы в экзаменационных билетах, отражая общую тематическую структуру, представленную в методическом пособии, могут отличаться в конкретных формулировках. Все указанные моменты оговариваются лектором в течение семестра, и позднее на предэкзаменационных консультациях.
Структура данного пособия включает в себя основные рекомендации по подготовке к экзаменам и темы в рамках указанных курсов, сгруппированных в основные разделы. Каждый из разделов сопровождается списком литературы, которая должна помочь студенту либо освоить неизученную ранее тему или подготовить по ней реферат, либо дополнить материал, вычитанный в ходе лекционного курса, либо возместить отдельные упущения, сделанные им при конспектировании лекций или подготовки к семинарским занятиям. Студенту также следует уделить особенное внимание вспомогательному материалу, который часто может оказать серьёзную помощь в структурировании знаний: изобразительные материалы и исторические карты (в конце пособия приведены некоторые из них). Литература подобрана в соответствии с возможностями научной библиотеки ОмГУ, областной научной библиотеки и методического кабинета истории. Хотя авторы не ставили целью дать полную библиографию, тем не менее, рекомендованная литература в состоянии помочь студентам также и при написании курсовых работ в случае специализации по указанной дисциплине.
Отдельно стоит сказать также об интернет-ресурс ах. В их использовании важно обратить внимание прежде всего на направленность того сайта, который используется студентом в его учебной или научной работе. Некоторая информация содержится, к примеру, на туристических или новостных сайтах, однако она часто бывает подана неаккуратно и нередко содержит ошибки или неточности, следовательно, не может быть полезной. Рекомендуется пользоваться прежде всего сайтами, которые содержат коллекцию научных работ (например, каталог диссертаций Российской государственной библиотеки или электронный каталог журнальных статей elibrary.ru). Формированию представлений о предмете изучения способствует также изобразительный ряд - фотографии и репродукции предметов искусства, которые можно найти на официальных сайтах ведущих музеев мира (например, на сайте Эрмитажа или Бостонского музея изящных искусств). Ряд важных электронных ресурсов предоставляет научная библиотека ОмГУ (например, каталог диссертаций и базу журнала «Вопросы истории»).
Дополнительную роль в формировании представлений о Древнем мире играют научно-популярные книги, фильмы и художественная литература. Но если в случае с художественной литературой студент хорошо понимает, что перед ним прежде всего область авторского вымысла, то научно-популярному жанру оказывается большее доверие. С одной стороны, это справедливо, с другой - необходимо помнить, что авторы научно-популярных произведений часто не являются специалистами в области, которой интересуются, и даже если консультируются с профессионалами, склонны по разным причинам упрощать и искажать полученные знания. Ради привлекательности рассказа или для экономии читательского (зрительского) времени они предпочитают давать больше интересную, чем полезную информацию. Поэтому, без углубленного изучения предмета, такого рода произведения могут иногда способствовать искажению наших представлений о прошлом.
Организация экзамена. Экзамены по дисциплине проводятся в период сессии в установленное деканатом время. По результатам семестровой работы (включающей самостоятельную внеаудиторную работу студентов и работу на лекциях и семинарах) студенты допускаются до сдачи экзамена; условия и параметры удовлетворительной оценки семестровой работы сообщаются преподавателем в начале семестра и на консультациях в течение семестра. Качество работы студента на семинарских занятиях является не определяющей, но важной составляющей в итоговой аттестации студента[1].
Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме, по билетам или вопросам, представленным преподавателем. Время подготовки студента к ответу - 45 минут (при желании студент может ответить раньше). Возможность пользования дополнительным материалом (хрестоматии, карты, другой иллюстративный материал) оговаривается преподавателем. При оценке ответа на экзамене учитываются: уровень владения фактическим материалом; степень овладения теорией; умение свободно и по существу излагать информацию.
История Древнего Востока непосредственно соотносится с другими дисциплинами курса всемирной истории - историей первобытного общества, историей Древней Греции и Древнего Рима, историей средних веков, историей первобытной и античной культуры, историей религий.
Изучение данной дисциплины опирается и на знания, получаемые студентами при изучении курса истории первобытного общества и основ археологии. В курсе истории первобытного общества для освоения материала истории древних цивилизаций важными являются разделы, в которых рассматриваются проблемы преобразования родового строя, процессы образования стратифицированных структур и формирования государственности. При изучении истории Древнего Востока студенты знакомятся с наиболее ранними цивилизациями древности. Полученные знания дают базу для сравнения двух вариантов развития древних обществ - восточного и античного. При изучении обоих курсов рассматриваются сквозные проблемы: социально-экономический строй древности, формы политической организации, самосознание отдельных слоев общества.
История Древнего Востока, кроме того, хронологически и проблемно связана с другой дисциплиной в рамках всемирной истории - историей средних веков Азии и Африки. В совокупности эти дисциплины предоставляют теоретический и практический материал для рассмотрения таких проблем, как специфика восточных обществ, проблема феодализма в странах Востока, отличия в пути развития восточных обществ от стран Западной Европы, формирование и развитие «религий откровения» и мировых религий.
В течение семестра студенту предстоит познакомиться как с теориями, подчёркивающими своеобразие Востока, так и с конкретными странами и регионами, историю которых он должен представлять себе на различных этапах её развития в соотношении с развитием соседних сообществ.
При подготовке к экзамену студент должен помнить, что выставленная ему отметка будет почти исключительно зависеть от его ответов на избранное количество вопросов (обычно два), из которых состоит один билет. Тем самым важно не только обладать некоторыми знаниями по курсу в целом, но и представлять, каким должен быть приблизительный ответ по каждой из тем, пройденных в течение курса (как на лекциях и семинарах, так и заданных для самостоятельного изучения). Следует обратить внимание на то, что большинство тем и вопросов по дисциплине вполне конкретны и требуют конкретных знаний: например, по вопросу о землепользовании в Старовавилонский период нужно говорить именно о землепользовании на основании «Законов Хаммурапи» и других современных им источников, а не сводить ответ к рассказу об особенностях функционирования ирригационной системы вообще или в Двуречье в шумерский период. Хороший ответ на экзамене, кроме того, зависит и от умения связать конкретный вопрос с общим контекстом курса: так, характеризуя политику египтян по управлению Восточным Средиземноморьем, уместно сравнить её с политикой хеттов в том же регионе.
Пояснения к списку тем, приведённые ниже, как раз и помогают направить студента при его подготовке ответа к демонстрации конкретных знаний. Конечно, эти пояснения предельно коротки и не могут заменить сами знания: при ответе на экзамене недостаточно просто пересказать избранный абзац из методички. Хороший ответ также должен быть по возможности структурирован и логичен.
Заметные трудности при подготовке к экзамену возникают у студента-первокурсника, когда он сталкивается с противоречащими точками зрения и выводами по тому или иному вопросу. Большинство при этом предпочитает принять точку зрения лектора (или то, что им кажется таковой), но это не является обязательным: достаточно обозначить разные подходы, продемонстрировав тем самым осведомлённость в их существовании, не останавливаясь на обязательной правоте того или другого. Нужно, однако, понимать, что в равном положении друг с другом находятся именно научные подходы, основанные на современной методике и проверенных данных: при использовании во время подготовки различной литературы (в том числе дополнительной) студент должен предпочитать факты, почерпнутые из учебной и научной литературы, с осторожностью относясь к иногда громкий заявлениям, встречающимся в литературе научно-популярного и откровенно популярного характера.
Особенную роль при подготовке к экзамену, как было упомянуто выше, играют географические карты. Без представления о том. где именно произошло важное сражение или где именно располагался тот или иной ключевой пункт, часто невозможно представить истинные масштабы конкретных событий. Поскольку знание географии должно быть приобретено в результате школьного обучения, студентам, не освоившим географию в необходимом для исторического факультета объёме, следует отдельно обратить на это внимание.
I. Введение в историю Древнего Востока [2]
1. Древний Восток: особенности и основные проблемы изучения. «Древний Восток» как понятие географическое и культурно-историческое. Хронологические границы курса. Основные субрегионы на территории стран Древнего Востока: ближневосточный, индийский, китайский, их географические особенности. Место и роль истории Древнего Востока во всемирной истории. Общая проблематика: проблемы типологии древневосточных обществ, проблемы азиатской формы собственности. Версия рабовладельческого строя на Востоке: варианты В.В. Струве, А.И. Тюменева. Типология восточных обществ И.М. Дьяконова, В.А. Якобсона, её положительные черты и недостатки. Иерархичность социальной структуры древневосточных обществ: частное и особенное. Специфика развития стран Древнего Востока: этносы (основные языковые семьи) и культуры, развитие религиозного сознания.
2. Источниковедение истории Древнего Востока. Проблемы хронологии: абсолютная и относительная хронология древневосточной истории. Специфика источников по истории стран Древнего Востока; особенности развития письменности. Развитие археологии, характеристика материальных и письменных источников. Дешифровка языков Древнего Востока. Возникновение и развитие египтологии, ассириологии, шумерологии, хеттологии (Б. Грозный). Язык цивилизации Хараппа. Основные типы источников по истории Древнего Востока, специфика состояния источников по основным субрегионам. Античные авторы о древневосточной истории: Геродот и первое противопоставление Запада и Востока, Ксенофонт, Страбон, Плутарх. Манефон, Берос и Иосиф Флавий. Храмовые архивы и бюрократические документы как исторический источник, Произведения древневосточной литературы как исторический источник («Анналы Тутмоса Ш», «Исторические записки» Сыма Ця- ня). Произведения древневосточной религиозной литературы как исторический источник.
3. Историография истории Древнего Востока. Этапы и направления историографии Древнего Востока. Конец XVIIT в. и нарастание интереса к Востоку. Розеттский камень, Т. Янг и Ф. Шампольон. Бехистунская надпись и библиотека Ашшурбанапала в Ниневии. Г. Роулинсон. Ранний этап археологических открытий. Классический этап историографии. Влияние колониалгома. Появление археологических методик и первых обобщающих трудов. Г. Масперо, Б.А.Тураев. Э. Мейер и теория циклического развития стран Средиземноморья. К. Маркс и понятие «азиатской формы собственности». Советская историография: дискуссии об «азиатской форме собственности» 20-30-х и 60-х гг. XX в.; специфика споров и основные идеи. К. Витфогель о роли ирригации в становлении государства на Древнем Востоке. Особенности развития историографии во второй половине XX в.
4. Возникновение государств на территории Ближнего Востока. Проблема трансформации первобытного общества: «неолитическая революция», развитие земледелия и скотоводства в «полумесяце плодородия». Условность термина «неолитическая революция» и общая характеристика процесса. Основные земледельческие поселения эпохи неолита на территории Ближнего Востока. Ф. Энгельс о возникновении государства и современный этап изучения политогенеза. Родовая и соседская общины, их сравнительная характеристика. Возникновение торговли и специфика торговых отношений в первобытном обществе (исследования М. Мосса). Проблема «военной демократии». Номовые государства и особенности раннегосударственного устройства в странах Ближнего Востока.
Источники:
Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока. - М 1940.
Всемирная галерея. Т. I. Древний Восток. - СПб., 2004.
История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В.И. Кузищина. - М, 2002.
Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера- М., 1963.
Литература:
Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.
Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. - М., 1975.
Варга Д. Древний Восток: у начал истории письменности. - Будапешт, 1985.
Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1.-М. 1998.
Вебер М. Аграрная история Древнего мира. - М., 2001.
Вейнберг И.Л. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тыс. до н.э.- М., 1993.
Вейнберг Щ.Л. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. -М, 1986.
Всемирная история. Т. 1.-М., 1955.
Гамкрелидзе Т.В.,Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема. Временные и ареальные характеристики обе индо-европейского языка по лингвистическим и культурно-историческим данным//Вестник древней истории. - 1980. -№3.
Государство на Древнем Востоке. - М., 2004.
Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. - М 1989.
Графский В.Т. Всеобщая история государства и права. - М., 2005.
Древний Восток и античный мир. - М., 1998.
Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М., 1990.
Дьяконов И.М. Карийский алфавит и его место среди древнейших алфавитных письменностей (дешифровка и псевдодешифровка карийских надписей) // Вестник древней истории. - 1967. - № 2. - С. 235-249.
Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовые государства», «территориальные царства», «полисы» и «империи»: проблемы типологии // Вестник древней истории. - 1982. -№?.
Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // Вестник древней истории.- 1982.- №4.
Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней.-М., 1994.
Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. -М, 1963.
Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. -М., 3989.
Историография истории Древнего Востока. — СПб., 2002.
История Древнего Востока. Ч. 1. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. - М., 1983.
История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. - М,, 1999 (и последующие издания).
История Древнего Востока. Ч. 2. - М., L988.
История Древнего Востока: материалы по историографии. - М., 1991.
История Древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероно-вой,И.С. Свенцицтсой.-М.: 1989.-Ч. 1-3.
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М, 1979.
История лингвистических учений. Древний мир. - Л., 1980.
Источниковедение истории Древнего Востока. - М.. 1984.
Каменцев Е.И. Хронология: учебник для вузов. - М.. 2003.
Качановскип Ю.Н. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? -М, 1971.
Лелеков Л.А. К новейшему решению индоевропейской проблемы // Вестник древней истории. — 1984. - № 3.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. - М, 1971.
Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству II Маркс К.. Фридрих Э. Собрание сочинений. Т. 46. Ч. 1.
Массон В.М. Первые цивилизации. -М., 1989.
Меликиикшли Г.А. К вопросу о характере древнейших классовых обществ // Вопросы истории. - 1966. -№11.
МеллартДж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. - М., 1982.
Мэллори Дж.П. Индоевропейские прародины // Вестник древней истории. - 1997. -№ 1.
Неронова В.Д. Введение в историю Древнего мира. - Пермь,
Никифоров В.Н. Восток и всемирная история.-М-. 1975. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М,1982.
Первобытное общество- М., 1975.
Постовская Н.М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1954). -М., 1961.
Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. - М.; Л., 1963.
Проблемы социальных отношений иформ зависимости на Древнем Востоке. - М, 1984.
Рубин В.А. Археологические раскопки в Китае // Вестник древней истории. - 1952. — № 4.
Самозванцев A.M. Мифология Востока. - М., 2000.
Струве В.В. История Древнего Востока. -Л., 1941.
Струве В.В. Творческий путь Ф. Шамполлиона // Вестник древней истории. — 1948. — № 1.
Тюменев А.И. Передний Восток и античность (особенности социально-экономического развития) // Вопросы истории. — 1957. — № 6.
Чайлд В.Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. — М., 1956.