double arrow

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


ПРЕДИСЛОВИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ISBN 978-5-7779-1369-2

Методические рекомендации являются частью учебно-методиче­ского комплекса по курсу «История Древнего мира». Представлены со­держание тем, включенных в программу курса, списки литературы по ним и указания по подготовке к экзамену. Прилагаются карты по исто­рии Древнего мира.

Для студентов дневного и заочного отделений Т курса историче­ского факультета.

УДК93

ББК63.я73

ISBN 978-5-7779-1369-2 Крих СБ., Ротермель Л.Р., 2011

Оформление. ФГБОУ ВПО

«ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», 2011


ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………. 4

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…………………………………………...…8

I. Введение в историю Древнего Востока........ …………………………10

II. Ближний Восток. История Древней Месопотамии……………………14

III. Ближний Восток. История Древнего Египта …………………………18

IV. Ближний Восток. Малая Азия, Закавказье и Восточное

Средиземноморье в древности................................ ……...…………………23

V. Ближний Восток. Создание империй……………………………...........27

VI. Древняя Индия и сопредельные территории……………………………30

VII. Древний Китай…………………………………………………………...34

VIII. Периферия древневосточного мира……………………………………..38

ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ………………………………………………...........41

I. Введение в античную историю…………………………………………42

II. История Древней Греции…………………………………………………43

III. История Древнего Рима…………………………………………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ
Карты по истории Древнего мира………………………………………………59


Дисциплина «История Древнего мира», первый в ряду' курсов по всеобщей истории, состоит из двух последовательных частей: курса истории Древнего Востока (1-ый семестр I курса обучения студентов исторического факультета) и курса истории Древней Гре­ции и Древнего Рима (2-ой семестр 1 курса). Каждый курс заверша­ется экзаменом.

При всех отличиях, указанные курсы объединены рядом об­щих характеристик: они посвящены раннему этапу развития циви­лизаций, первым формам государственных образований, а также их развитию и трансформации в иные формы на протяжении изучае­мой эпохи. В этом смысле слова древность представляет собой осо­бый исторической период, целостный и законченный пример разви­тия обществ в культурном, экономическом и политическом отноше­ниях. Тем самым обусловливается особенное значение изучения древних обществ в рамках всеобщей истории: они показывают са­мостоятельное зарождение, развитие, кризис и гибель (или транс­формацию) обществ как целостных систем, давая возможность ис­торику увидеть не только отдельные закономерности, но и общую логику развития цивилизаций.




При всём сказанном, не следует понимать развитие древних обществ как исключительно единообразный процесс, принципиаль­но одинаковый в различных географических и временных условиях, и полагать, будто схожие тенденции развития всегда играли веду­щую роль в истории конкретных стран и регионов. Напротив, часто различия преобладали и были определяющими, и речь здесь идёт не только об отличии структуры античного общества от восточного, но и о значительных отличиях в эволюции обществ на Ближнем Востоке. Индии и Китае: Греция и Рим также обладают своей спе­цификой, связанной с различными условиями их исторического раз­вития. Тем не менее, общее направление в развитии общественных структур от городов-государств (с превалирующей ролью аграрного начала) к централизованным государствам и далее к мировым империям прослеживается как во всех указанных регионах, так и в исто­рии античных обществ.

Предлагаемое методическое пособие ставит целью оптимизи­ровать подготовку студентов к сдаче экзамена и адресовано студен­там как дневной, так и заочной форм обучения. История Древнего мира является курсом, сложным для изучения: в относительно не­большой объём часов студенту предстоит получить представление о многообразном периоде мировой истории протяжённостью не­сколько тысяч лет, к тому же протекавшем в огромном географиче­ском ареале (почти вся территория Евразии и север Африки). При этом обилие письменных и археологических источников всё-таки не закрывает значительного числа «белых пятен» в современном знании древности, а обилие исследовательских подходов и зачастую их противостояние по ряду центральных проблем истории периода в состоянии поставить в тупик не только студента, но и опытного учёного. Не существует (и не может существовать) безупречных учебников, которые могли бы решить все указанные проблемы.



Поэтому методическое пособие, наряду с лекционными и семинарскими занятиями, направлено не на то, чтобы навязать студенту единственно возможный подход или точку зрения, а на то, чтобы позволить ему ориентироваться в многообразии мате­риала и литературы, по возможности систематизировать получен­ную информацию и тем самым помочь умению создавать целост­ную картину из отдельных элементов — что и является начальной характеристикой исторического мышления. Очевидно, что струк­тура лекций, читаемых авторами, во многом идентична со струк­турированием материала в данном пособии, однако лекции отно­сятся к более ситуативной форме подачи материала: при необхо­димости (вызванной появлением новых сведений или, например, недостаточностью общей подготовки слушателей) отдельные лек­ционные эпизоды могут быть расширены и дополнены, а другие сокращены и переданы студентам на самостоятельную подготовку. Точно так же и вопросы в экзаменационных билетах, отражая об­щую тематическую структуру, представленную в методическом пособии, могут отличаться в конкретных формулировках. Все ука­занные моменты оговариваются лектором в течение семестра, и позднее на предэкзаменационных консультациях.

Структура данного пособия включает в себя основные реко­мендации по подготовке к экзаменам и темы в рамках указанных курсов, сгруппированных в основные разделы. Каждый из разделов сопровождается списком литературы, которая должна помочь сту­денту либо освоить неизученную ранее тему или подготовить по ней реферат, либо дополнить материал, вычитанный в ходе лекци­онного курса, либо возместить отдельные упущения, сделанные им при конспектировании лекций или подготовки к семинарским заня­тиям. Студенту также следует уделить особенное внимание вспомо­гательному материалу, который часто может оказать серьёзную по­мощь в структурировании знаний: изобразительные материалы и исторические карты (в конце пособия приведены некоторые из них). Литература подобрана в соответствии с возможностями научной библиотеки ОмГУ,областной научной библиотеки и методического кабинета истории. Хотя авторы не ставили целью дать полную биб­лиографию, тем не менее, рекомендованная литература в состоянии помочь студентам также и при написании курсовых работ в случае специализации по указанной дисциплине.

Отдельно стоит сказать также об интернет-ресурс ах. В их ис­пользовании важно обратить внимание прежде всего на направлен­ность того сайта, который используется студентом в его учебной или научной работе. Некоторая информация содержится, к примеру, на туристических или новостных сайтах, однако она часто бывает подана неаккуратно и нередко содержит ошибки или неточности, следовательно, не может быть полезной. Рекомендуется пользовать­ся прежде всего сайтами, которые содержат коллекцию научных работ (например, каталог диссертаций Российской государственной библиотеки или электронный каталог журнальных статей elibrary.ru). Формированию представлений о предмете изучения способствует также изобразительный ряд - фотографии и репродук­ции предметов искусства, которые можно найти на официальных сайтах ведущихмузеев мира (например, на сайте Эрмитажа или Бостонского музея изящных искусств). Ряд важных электронных ресурсов предоставляет научнаябиблиотека ОмГУ (например, ката­лог диссертаций и базу журнала «Вопросы истории»).

Дополнительную роль в формировании представлений о Древнем мире играют научно-популярные книги, фильмы и художественная литература. Но если в случае с художественной литерату­рой студент хорошо понимает, что перед ним прежде всего область авторского вымысла, то научно-популярному жанру оказывается большее доверие. С одной стороны, это справедливо, с другой - не­обходимо помнить, что авторы научно-популярных произведений часто не являются специалистами в области, которой интересуются, и даже если консультируются с профессионалами, склонны по раз­ным причинам упрощать и искажать полученные знания. Ради при­влекательности рассказа или для экономии читательского (зритель­ского) времени они предпочитают давать больше интересную, чем полезную информацию. Поэтому, без углубленного изучения пред­мета, такого рода произведения могут иногда способствовать иска­жению наших представлений о прошлом.

Организация экзамена. Экзамены по дисциплине проводятся в период сессии в установленное деканатом время. По результатам семестровой работы (включающей самостоятельную внеаудитор­ную работу студентов и работу на лекциях и семинарах) студенты допускаются до сдачи экзамена; условия и параметры удовлетвори­тельной оценки семестровой работы сообщаются преподавателем в начале семестра и на консультациях в течение семестра. Качество работы студента на семинарских занятиях является не определяю­щей, но важной составляющей в итоговой аттестации студента[1].

Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме, по билетам или вопросам, представленным преподавателем. Время подготовки студента к ответу - 45 минут (при желании сту­дент может ответить раньше). Возможность пользования дополни­тельным материалом (хрестоматии, карты, другой иллюстративный материал) оговаривается преподавателем. При оценке ответа на эк­замене учитываются: уровень владения фактическим материалом; степень овладения теорией; умение свободно и по существу изла­гать информацию.


История Древнего Востока непосредственно соотносится с другими дисциплинами курса всемирной истории - историей перво­бытного общества, историей Древней Греции и Древнего Рима, ис­торией средних веков, историей первобытной и античной культуры, историей религий.

Изучение данной дисциплины опирается и на знания, полу­чаемые студентами при изучении курса истории первобытного об­щества и основ археологии. В курсе истории первобытного общест­ва для освоения материала истории древних цивилизаций важными являются разделы, в которых рассматриваются проблемы преобра­зования родового строя, процессы образования стратифицирован­ных структур и формирования государственности. При изучении истории Древнего Востока студенты знакомятся с наиболее ранни­ми цивилизациями древности. Полученные знания дают базу для сравнения двух вариантов развития древних обществ - восточного и античного. При изучении обоих курсов рассматриваются сквозные проблемы: социально-экономический строй древности, формы по­литической организации, самосознание отдельных слоев общества.

История Древнего Востока, кроме того, хронологически и проблемно связана с другой дисциплиной в рамках всемирной исто­рии - историей средних веков Азии и Африки. В совокупности эти дисциплины предоставляют теоретический и практический матери­ал для рассмотрения таких проблем, как специфика восточных об­ществ, проблема феодализма в странах Востока, отличия в пути раз­вития восточных обществ от стран Западной Европы, формирование и развитие «религий откровения» и мировых религий.

В течение семестра студенту предстоит познакомиться как с теориями, подчёркивающими своеобразие Востока, так и с конкрет­ными странами и регионами, историю которых он должен представ­лять себе на различных этапах её развития в соотношении с разви­тием соседних сообществ.

При подготовке к экзамену студент должен помнить, что вы­ставленная ему отметка будет почти исключительно зависеть от его ответов на избранное количество вопросов (обычно два), из которых состоит один билет. Тем самым важно не только обладать некото­рыми знаниями по курсу в целом, но и представлять, каким должен быть приблизительный ответ по каждой из тем, пройденных в тече­ние курса (как на лекциях и семинарах, так и заданных для само­стоятельного изучения). Следует обратить внимание на то, что большинство тем и вопросов по дисциплине вполне конкретны и требуют конкретных знаний: например, по вопросу о землепользо­вании в Старовавилонский период нужно говорить именно о земле­пользовании на основании «Законов Хаммурапи» и других совре­менных им источников, а не сводить ответ к рассказу об особенно­стях функционирования ирригационной системы вообще или в Дву­речье в шумерский период. Хороший ответ на экзамене, кроме того, зависит и от умения связать конкретный вопрос с общим контек­стом курса: так, характеризуя политику египтян по управлению Восточным Средиземноморьем, уместно сравнить её с политикой хеттов в том же регионе.

Пояснения к списку тем, приведённые ниже, как раз и помо­гают направить студента при его подготовке ответа к демонстрации конкретных знаний. Конечно, эти пояснения предельно коротки и не могут заменить сами знания: при ответе на экзамене недостаточно просто пересказать избранный абзац из методички. Хороший ответ также должен быть по возможности структурирован и логичен.

Заметные трудности при подготовке к экзамену возникают у студента-первокурсника, когда он сталкивается с противоречащими точками зрения и выводами по тому или иному вопросу. Большин­ство при этом предпочитает принять точку зрения лектора (или то, что им кажется таковой), но это не является обязательным: доста­точно обозначить разные подходы, продемонстрировав тем самым осведомлённость в их существовании, не останавливаясь на обяза­тельной правоте того или другого. Нужно, однако, понимать, что в равном положении друг с другом находятся именно научные подхо­ды, основанные на современной методике и проверенных данных: при использовании во время подготовки различной литературы (в том числе дополнительной) студент должен предпочитать факты, почерпнутые из учебной и научной литературы, с осторожностью относясь к иногда громкий заявлениям, встречающимся в литерату­ре научно-популярного и откровенно популярного характера.

Особенную роль при подготовке к экзамену, как было упомя­нуто выше, играют географические карты. Без представления о том. где именно произошло важное сражение или где именно располагал­ся тот или иной ключевой пункт, часто невозможно представить ис­тинные масштабы конкретных событий. Поскольку знание географии должно быть приобретено в результате школьного обучения, студен­там, не освоившим географию в необходимом для исторического фа­культета объёме, следует отдельно обратить на это внимание.

I. Введение в историю Древнего Востока[2]

1. Древний Восток: особенности и основные проблемы изучения. «Древний Восток» как понятие географическое и куль­турно-историческое. Хронологические границы курса. Основные субрегионы на территории стран Древнего Востока: ближневосточ­ный, индийский, китайский, их географические особенности. Место и роль истории Древнего Востока во всемирной истории. Общая проблематика: проблемы типологии древневосточных обществ, проблемы азиатской формы собственности. Версия рабовладельче­ского строя на Востоке: варианты В.В. Струве, А.И. Тюменева. Ти­пология восточных обществ И.М. Дьяконова, В.А. Якобсона, её по­ложительные черты и недостатки. Иерархичность социальной структуры древневосточных обществ: частное и особенное. Специ­фика развития стран Древнего Востока: этносы (основные языковые семьи) и культуры, развитие религиозного сознания.

2. Источниковедение истории Древнего Востока. Проблемы хронологии: абсолютная и относительная хронология древневосточной истории. Специфика источников по истории стран Древнего Востока; особенности развития письменности. Развитие археологии, характеристика материальных и письменных источников. Дешифровка языков Древнего Востока. Возникновение и развитие египтологии, ассириологии, шумерологии, хеттологии (Б. Грозный). Язык цивилизации Хараппа. Основные типы источников по истории Древнего Востока, специфика состояния источников по основным субрегионам. Античные авторы о древневосточной истории: Геро­дот и первое противопоставление Запада и Востока, Ксенофонт, Страбон, Плутарх. Манефон, Берос и Иосиф Флавий. Храмовые ар­хивы и бюрократические документы как исторический источник, Произведения древневосточной литературы как исторический ис­точник («Анналы Тутмоса Ш», «Исторические записки» Сыма Ця- ня). Произведения древневосточной религиозной литературы как исторический источник.

3. Историография истории Древнего Востока. Этапы и на­правления историографии Древнего Востока. Конец XVIIT в. и на­растание интереса к Востоку. Розеттский камень, Т. Янг и Ф. Шампольон. Бехистунская надпись и библиотека Ашшурбанапала в Ни­невии. Г. Роулинсон. Ранний этап археологических открытий. Клас­сический этап историографии. Влияние колониалгома. Появление археологических методик и первых обобщающих трудов. Г. Масперо, Б.А.Тураев. Э. Мейер и теория циклического развития стран Средиземноморья. К. Маркс и понятие «азиатской формы собствен­ности». Советская историография: дискуссии об «азиатской форме собственности» 20-30-х и 60-х гг. XX в.; специфика споров и ос­новные идеи. К. Витфогель о роли ирригации в становлении госу­дарства на Древнем Востоке. Особенности развития историографии во второй половине XX в.

4. Возникновение государств на территории Ближнего Вос­тока. Проблема трансформации первобытного общества: «неолити­ческая революция», развитие земледелия и скотоводства в «полуме­сяце плодородия». Условность термина «неолитическая революция» и общая характеристика процесса. Основные земледельческие посе­ления эпохи неолита на территории Ближнего Востока. Ф. Энгельс о возникновении государства и современный этап изучения политогенеза. Родовая и соседская общины, их сравнительная характеристика. Возникновение торговли и специфика торговых отношений в перво­бытном обществе (исследования М. Мосса). Проблема «военной де­мократии». Номовые государства и особенности раннегосударственного устройства в странах Ближнего Востока.

Источники:

Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока. - М 1940.

Всемирная галерея. Т. I. Древний Восток. - СПб., 2004.

История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В.И. Кузищина. - М, 2002.

Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера- М., 1963.

Литература:

Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.

Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и ан­тичность. - М., 1975.

Варга Д. Древний Восток: у начал истории письменности. - Бу­дапешт, 1985.

Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1.-М. 1998.

Вебер М. Аграрная история Древнего мира. - М., 2001.

Вейнберг И.Л. Рождение истории: историческая мысль на Ближ­нем Востоке середины I тыс. до н.э.- М., 1993.

Вейнберг Щ.Л. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. -М, 1986.

Всемирная история. Т. 1.-М., 1955.

Гамкрелидзе Т.В.,Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоев­ропейская проблема. Временные и ареальные характеристики обе индо-европейского языка по лингвистическим и культурно-историческим данным//Вестник древней истории. - 1980. -№3.

Государство на Древнем Востоке. - М., 2004.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. - М 1989.

Графский В.Т. Всеобщая история государства и права. - М., 2005.

Древний Восток и античный мир. - М., 1998.

Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М., 1990.

Дьяконов И.М. Карийский алфавит и его место среди древнейших алфавитных письменностей (дешифровка и псевдодешифровка карий­ских надписей) // Вестник древней истории. - 1967. - № 2. - С. 235-249.

Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовые государства», «террито­риальные царства», «полисы» и «империи»: проблемы типологии // Вестник древней истории. - 1982. -№ ?.

Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалек­тов // Вестник древней истории.- 1982.- №4.

Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней.-М., 1994.

Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. -М, 1963.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. -М., 3989.

Историография истории Древнего Востока. — СПб., 2002.

История Древнего Востока. Ч. 1. Зарождение древнейших клас­совых обществ ипервые очаги рабовладельческой цивилизации. - М., 1983.

История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. - М,, 1999 (и последующие издания).

История Древнего Востока. Ч. 2. - М., L988.

История Древнего Востока: материалы по историографии. - М., 1991.

История Древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероно-вой,И.С. Свенцицтсой.-М.: 1989.-Ч. 1-3.

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М, 1979.

История лингвистических учений. Древний мир. - Л., 1980.

Источниковедение истории Древнего Востока. - М.. 1984.

Каменцев Е.И. Хронология: учебник для вузов. - М.. 2003.

Качановскип Ю.Н. Рабовладение, феодализм или азиатский спо­соб производства? -М, 1971.

Лелеков Л.А. К новейшему решению индоевропейской пробле­мы // Вестник древней истории. — 1984. - № 3.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. - М, 1971.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому произ­водству II Маркс К.. Фридрих Э. Собрание сочинений. Т. 46. Ч. 1.

Массон В.М. Первые цивилизации. -М., 1989.

Меликиикшли Г.А. К вопросу о характере древнейших классовых обществ // Вопросы истории. - 1966. -№11.

МеллартДж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. - М., 1982.

Мэллори Дж.П. Индоевропейские прародины // Вестник древней истории. - 1997. -№ 1.

Неронова В.Д. Введение в историю Древнего мира. - Пермь,

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история.-М-. 1975. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М,1982.

Первобытное общество- М., 1975.

Постовская Н.М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1954). -М., 1961.

Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. - М.; Л., 1963.

Проблемы социальных отношений иформ зависимости на Древ­нем Востоке. - М, 1984.

Рубин В.А. Археологические раскопки в Китае // Вестник древней истории. - 1952. — № 4.

Самозванцев A.M. Мифология Востока. - М., 2000.

Струве В.В. История Древнего Востока. -Л., 1941.

Струве В.В. Творческий путь Ф. Шамполлиона // Вестник древ­ней истории. — 1948. — № 1.

Тюменев А.И. Передний Восток и античность (особенности соци­ально-экономического развития) // Вопросы истории. — 1957. — № 6.

Чайлд В.Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. — М., 1956.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: