История Древнего Востока

ПРЕДИСЛОВИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ISBN 978-5-7779-1369-2

Методические рекомендации являются частью учебно-методиче­ского комплекса по курсу «История Древнего мира». Представлены со­держание тем, включенных в программу курса, списки литературы по ним и указания по подготовке к экзамену. Прилагаются карты по исто­рии Древнего мира.

Для студентов дневного и заочного отделений Т курса историче­ского факультета.

УДК 93

ББК 63.я73

ISBN 978-5-7779-1369-2 Крих СБ., Ротермель Л.Р., 2011

Оформление. ФГБОУ ВПО

«ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», 2011


ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………. 4

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…………………………………………...…8

I. Введение в историю Древнего Востока........ …………………………10

II. Ближний Восток. История Древней Месопотамии……………………14

III. Ближний Восток. История Древнего Египта …………………………18

IV. Ближний Восток. Малая Азия, Закавказье и Восточное

Средиземноморье в древности................................ ……...…………………23

V. Ближний Восток. Создание империй……………………………...........27

VI. Древняя Индия и сопредельные территории……………………………30

VII. Древний Китай…………………………………………………………...34

VIII. Периферия древневосточного мира……………………………………..38

ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ………………………………………………...........41

I. Введение в античную историю…………………………………………42

II. История Древней Греции…………………………………………………43

III. История Древнего Рима…………………………………………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ
Карты по истории Древнего мира………………………………………………59


Дисциплина «История Древнего мира», первый в ряду' курсов по всеобщей истории, состоит из двух последовательных частей: курса истории Древнего Востока (1-ый семестр I курса обучения студентов исторического факультета) и курса истории Древней Гре­ции и Древнего Рима (2-ой семестр 1 курса). Каждый курс заверша­ется экзаменом.

При всех отличиях, указанные курсы объединены рядом об­щих характеристик: они посвящены раннему этапу развития циви­лизаций, первым формам государственных образований, а также их развитию и трансформации в иные формы на протяжении изучае­мой эпохи. В этом смысле слова древность представляет собой осо­бый исторической период, целостный и законченный пример разви­тия обществ в культурном, экономическом и политическом отноше­ниях. Тем самым обусловливается особенное значение изучения древних обществ в рамках всеобщей истории: они показывают са­мостоятельное зарождение, развитие, кризис и гибель (или транс­формацию) обществ как целостных систем, давая возможность ис­торику увидеть не только отдельные закономерности, но и общую логику развития цивилизаций.

При всём сказанном, не следует понимать развитие древних обществ как исключительно единообразный процесс, принципиаль­но одинаковый в различных географических и временных условиях, и полагать, будто схожие тенденции развития всегда играли веду­щую роль в истории конкретных стран и регионов. Напротив, часто различия преобладали и были определяющими, и речь здесь идёт не только об отличии структуры античного общества от восточного, но и о значительных отличиях в эволюции обществ на Ближнем Востоке. Индии и Китае: Греция и Рим также обладают своей спе­цификой, связанной с различными условиями их исторического раз­вития. Тем не менее, общее направление в развитии общественных структур от городов-государств (с превалирующей ролью аграрного начала) к централизованным государствам и далее к мировым империям прослеживается как во всех указанных регионах, так и в исто­рии античных обществ.

Предлагаемое методическое пособие ставит целью оптимизи­ровать подготовку студентов к сдаче экзамена и адресовано студен­там как дневной, так и заочной форм обучения. История Древнего мира является курсом, сложным для изучения: в относительно не­большой объём часов студенту предстоит получить представление о многообразном периоде мировой истории протяжённостью не­сколько тысяч лет, к тому же протекавшем в огромном географиче­ском ареале (почти вся территория Евразии и север Африки). При этом обилие письменных и археологических источников всё-таки не закрывает значительного числа «белых пятен» в современном знании древности, а обилие исследовательских подходов и зачастую их противостояние по ряду центральных проблем истории периода в состоянии поставить в тупик не только студента, но и опытного учёного. Не существует (и не может существовать) безупречных учебников, которые могли бы решить все указанные проблемы.

Поэтому методическое пособие, наряду с лекционными и семинарскими занятиями, направлено не на то, чтобы навязать студенту единственно возможный подход или точку зрения, а на то, чтобы позволить ему ориентироваться в многообразии мате­риала и литературы, по возможности систематизировать получен­ную информацию и тем самым помочь умению создавать целост­ную картину из отдельных элементов — что и является начальной характеристикой исторического мышления. Очевидно, что струк­тура лекций, читаемых авторами, во многом идентична со струк­турированием материала в данном пособии, однако лекции отно­сятся к более ситуативной форме подачи материала: при необхо­димости (вызванной появлением новых сведений или, например, недостаточностью общей подготовки слушателей) отдельные лек­ционные эпизоды могут быть расширены и дополнены, а другие сокращены и переданы студентам на самостоятельную подготовку. Точно так же и вопросы в экзаменационных билетах, отражая об­щую тематическую структуру, представленную в методическом пособии, могут отличаться в конкретных формулировках. Все ука­занные моменты оговариваются лектором в течение семестра, и позднее на предэкзаменационных консультациях.

Структура данного пособия включает в себя основные реко­мендации по подготовке к экзаменам и темы в рамках указанных курсов, сгруппированных в основные разделы. Каждый из разделов сопровождается списком литературы, которая должна помочь сту­денту либо освоить неизученную ранее тему или подготовить по ней реферат, либо дополнить материал, вычитанный в ходе лекци­онного курса, либо возместить отдельные упущения, сделанные им при конспектировании лекций или подготовки к семинарским заня­тиям. Студенту также следует уделить особенное внимание вспомо­гательному материалу, который часто может оказать серьёзную по­мощь в структурировании знаний: изобразительные материалы и исторические карты (в конце пособия приведены некоторые из них). Литература подобрана в соответствии с возможностями научной библиотеки ОмГУ, областной научной библиотеки и методического кабинета истории. Хотя авторы не ставили целью дать полную биб­лиографию, тем не менее, рекомендованная литература в состоянии помочь студентам также и при написании курсовых работ в случае специализации по указанной дисциплине.

Отдельно стоит сказать также об интернет-ресурс ах. В их ис­пользовании важно обратить внимание прежде всего на направлен­ность того сайта, который используется студентом в его учебной или научной работе. Некоторая информация содержится, к примеру, на туристических или новостных сайтах, однако она часто бывает подана неаккуратно и нередко содержит ошибки или неточности, следовательно, не может быть полезной. Рекомендуется пользовать­ся прежде всего сайтами, которые содержат коллекцию научных работ (например, каталог диссертаций Российской государственной библиотеки или электронный каталог журнальных статей elibrary.ru). Формированию представлений о предмете изучения способствует также изобразительный ряд - фотографии и репродук­ции предметов искусства, которые можно найти на официальных сайтах ведущих музеев мира (например, на сайте Эрмитажа или Бостонского музея изящных искусств). Ряд важных электронных ресурсов предоставляет научная библиотека ОмГУ (например, ката­лог диссертаций и базу журнала «Вопросы истории»).

Дополнительную роль в формировании представлений о Древнем мире играют научно-популярные книги, фильмы и художественная литература. Но если в случае с художественной литерату­рой студент хорошо понимает, что перед ним прежде всего область авторского вымысла, то научно-популярному жанру оказывается большее доверие. С одной стороны, это справедливо, с другой - не­обходимо помнить, что авторы научно-популярных произведений часто не являются специалистами в области, которой интересуются, и даже если консультируются с профессионалами, склонны по раз­ным причинам упрощать и искажать полученные знания. Ради при­влекательности рассказа или для экономии читательского (зритель­ского) времени они предпочитают давать больше интересную, чем полезную информацию. Поэтому, без углубленного изучения пред­мета, такого рода произведения могут иногда способствовать иска­жению наших представлений о прошлом.

Организация экзамена. Экзамены по дисциплине проводятся в период сессии в установленное деканатом время. По результатам семестровой работы (включающей самостоятельную внеаудитор­ную работу студентов и работу на лекциях и семинарах) студенты допускаются до сдачи экзамена; условия и параметры удовлетвори­тельной оценки семестровой работы сообщаются преподавателем в начале семестра и на консультациях в течение семестра. Качество работы студента на семинарских занятиях является не определяю­щей, но важной составляющей в итоговой аттестации студента[1].

Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме, по билетам или вопросам, представленным преподавателем. Время подготовки студента к ответу - 45 минут (при желании сту­дент может ответить раньше). Возможность пользования дополни­тельным материалом (хрестоматии, карты, другой иллюстративный материал) оговаривается преподавателем. При оценке ответа на эк­замене учитываются: уровень владения фактическим материалом; степень овладения теорией; умение свободно и по существу изла­гать информацию.


История Древнего Востока непосредственно соотносится с другими дисциплинами курса всемирной истории - историей перво­бытного общества, историей Древней Греции и Древнего Рима, ис­торией средних веков, историей первобытной и античной культуры, историей религий.

Изучение данной дисциплины опирается и на знания, полу­чаемые студентами при изучении курса истории первобытного об­щества и основ археологии. В курсе истории первобытного общест­ва для освоения материала истории древних цивилизаций важными являются разделы, в которых рассматриваются проблемы преобра­зования родового строя, процессы образования стратифицирован­ных структур и формирования государственности. При изучении истории Древнего Востока студенты знакомятся с наиболее ранни­ми цивилизациями древности. Полученные знания дают базу для сравнения двух вариантов развития древних обществ - восточного и античного. При изучении обоих курсов рассматриваются сквозные проблемы: социально-экономический строй древности, формы по­литической организации, самосознание отдельных слоев общества.

История Древнего Востока, кроме того, хронологически и проблемно связана с другой дисциплиной в рамках всемирной исто­рии - историей средних веков Азии и Африки. В совокупности эти дисциплины предоставляют теоретический и практический матери­ал для рассмотрения таких проблем, как специфика восточных об­ществ, проблема феодализма в странах Востока, отличия в пути раз­вития восточных обществ от стран Западной Европы, формирование и развитие «религий откровения» и мировых религий.

В течение семестра студенту предстоит познакомиться как с теориями, подчёркивающими своеобразие Востока, так и с конкрет­ными странами и регионами, историю которых он должен представ­лять себе на различных этапах её развития в соотношении с разви­тием соседних сообществ.

При подготовке к экзамену студент должен помнить, что вы­ставленная ему отметка будет почти исключительно зависеть от его ответов на избранное количество вопросов (обычно два), из которых состоит один билет. Тем самым важно не только обладать некото­рыми знаниями по курсу в целом, но и представлять, каким должен быть приблизительный ответ по каждой из тем, пройденных в тече­ние курса (как на лекциях и семинарах, так и заданных для само­стоятельного изучения). Следует обратить внимание на то, что большинство тем и вопросов по дисциплине вполне конкретны и требуют конкретных знаний: например, по вопросу о землепользо­вании в Старовавилонский период нужно говорить именно о земле­пользовании на основании «Законов Хаммурапи» и других совре­менных им источников, а не сводить ответ к рассказу об особенно­стях функционирования ирригационной системы вообще или в Дву­речье в шумерский период. Хороший ответ на экзамене, кроме того, зависит и от умения связать конкретный вопрос с общим контек­стом курса: так, характеризуя политику египтян по управлению Восточным Средиземноморьем, уместно сравнить её с политикой хеттов в том же регионе.

Пояснения к списку тем, приведённые ниже, как раз и помо­гают направить студента при его подготовке ответа к демонстрации конкретных знаний. Конечно, эти пояснения предельно коротки и не могут заменить сами знания: при ответе на экзамене недостаточно просто пересказать избранный абзац из методички. Хороший ответ также должен быть по возможности структурирован и логичен.

Заметные трудности при подготовке к экзамену возникают у студента-первокурсника, когда он сталкивается с противоречащими точками зрения и выводами по тому или иному вопросу. Большин­ство при этом предпочитает принять точку зрения лектора (или то, что им кажется таковой), но это не является обязательным: доста­точно обозначить разные подходы, продемонстрировав тем самым осведомлённость в их существовании, не останавливаясь на обяза­тельной правоте того или другого. Нужно, однако, понимать, что в равном положении друг с другом находятся именно научные подхо­ды, основанные на современной методике и проверенных данных: при использовании во время подготовки различной литературы (в том числе дополнительной) студент должен предпочитать факты, почерпнутые из учебной и научной литературы, с осторожностью относясь к иногда громкий заявлениям, встречающимся в литерату­ре научно-популярного и откровенно популярного характера.

Особенную роль при подготовке к экзамену, как было упомя­нуто выше, играют географические карты. Без представления о том. где именно произошло важное сражение или где именно располагал­ся тот или иной ключевой пункт, часто невозможно представить ис­тинные масштабы конкретных событий. Поскольку знание географии должно быть приобретено в результате школьного обучения, студен­там, не освоившим географию в необходимом для исторического фа­культета объёме, следует отдельно обратить на это внимание.

I. Введение в историю Древнего Востока [2]

1. Древний Восток: особенности и основные проблемы изучения. «Древний Восток» как понятие географическое и куль­турно-историческое. Хронологические границы курса. Основные субрегионы на территории стран Древнего Востока: ближневосточ­ный, индийский, китайский, их географические особенности. Место и роль истории Древнего Востока во всемирной истории. Общая проблематика: проблемы типологии древневосточных обществ, проблемы азиатской формы собственности. Версия рабовладельче­ского строя на Востоке: варианты В.В. Струве, А.И. Тюменева. Ти­пология восточных обществ И.М. Дьяконова, В.А. Якобсона, её по­ложительные черты и недостатки. Иерархичность социальной структуры древневосточных обществ: частное и особенное. Специ­фика развития стран Древнего Востока: этносы (основные языковые семьи) и культуры, развитие религиозного сознания.

2. Источниковедение истории Древнего Востока. Проблемы хронологии: абсолютная и относительная хронология древневосточной истории. Специфика источников по истории стран Древнего Востока; особенности развития письменности. Развитие археологии, характеристика материальных и письменных источников. Дешифровка языков Древнего Востока. Возникновение и развитие египтологии, ассириологии, шумерологии, хеттологии (Б. Грозный). Язык цивилизации Хараппа. Основные типы источников по истории Древнего Востока, специфика состояния источников по основным субрегионам. Античные авторы о древневосточной истории: Геро­дот и первое противопоставление Запада и Востока, Ксенофонт, Страбон, Плутарх. Манефон, Берос и Иосиф Флавий. Храмовые ар­хивы и бюрократические документы как исторический источник, Произведения древневосточной литературы как исторический ис­точник («Анналы Тутмоса Ш», «Исторические записки» Сыма Ця- ня). Произведения древневосточной религиозной литературы как исторический источник.

3. Историография истории Древнего Востока. Этапы и на­правления историографии Древнего Востока. Конец XVIIT в. и на­растание интереса к Востоку. Розеттский камень, Т. Янг и Ф. Шампольон. Бехистунская надпись и библиотека Ашшурбанапала в Ни­невии. Г. Роулинсон. Ранний этап археологических открытий. Клас­сический этап историографии. Влияние колониалгома. Появление археологических методик и первых обобщающих трудов. Г. Масперо, Б.А.Тураев. Э. Мейер и теория циклического развития стран Средиземноморья. К. Маркс и понятие «азиатской формы собствен­ности». Советская историография: дискуссии об «азиатской форме собственности» 20-30-х и 60-х гг. XX в.; специфика споров и ос­новные идеи. К. Витфогель о роли ирригации в становлении госу­дарства на Древнем Востоке. Особенности развития историографии во второй половине XX в.

4. Возникновение государств на территории Ближнего Вос­тока. Проблема трансформации первобытного общества: «неолити­ческая революция», развитие земледелия и скотоводства в «полуме­сяце плодородия». Условность термина «неолитическая революция» и общая характеристика процесса. Основные земледельческие посе­ления эпохи неолита на территории Ближнего Востока. Ф. Энгельс о возникновении государства и современный этап изучения политогенеза. Родовая и соседская общины, их сравнительная характеристика. Возникновение торговли и специфика торговых отношений в перво­бытном обществе (исследования М. Мосса). Проблема «военной де­мократии». Номовые государства и особенности раннегосударственного устройства в странах Ближнего Востока.

Источники:

Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока. - М 1940.

Всемирная галерея. Т. I. Древний Восток. - СПб., 2004.

История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В.И. Кузищина. - М, 2002.

Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера- М., 1963.

Литература:

Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.

Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и ан­тичность. - М., 1975.

Варга Д. Древний Восток: у начал истории письменности. - Бу­дапешт, 1985.

Васильев Л.С. История Востока. Ч. 1.-М. 1998.

Вебер М. Аграрная история Древнего мира. - М., 2001.

Вейнберг И.Л. Рождение истории: историческая мысль на Ближ­нем Востоке середины I тыс. до н.э.- М., 1993.

Вейнберг Щ.Л. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. -М, 1986.

Всемирная история. Т. 1.-М., 1955.

Гамкрелидзе Т.В.,Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоев­ропейская проблема. Временные и ареальные характеристики обе индо-европейского языка по лингвистическим и культурно-историческим данным//Вестник древней истории. - 1980. -№3.

Государство на Древнем Востоке. - М., 2004.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. - М 1989.

Графский В.Т. Всеобщая история государства и права. - М., 2005.

Древний Восток и античный мир. - М., 1998.

Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М., 1990.

Дьяконов И.М. Карийский алфавит и его место среди древнейших алфавитных письменностей (дешифровка и псевдодешифровка карий­ских надписей) // Вестник древней истории. - 1967. - № 2. - С. 235-249.

Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовые государства», «террито­риальные царства», «полисы» и «империи»: проблемы типологии // Вестник древней истории. - 1982. -№?.

Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалек­тов // Вестник древней истории.- 1982.- №4.

Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней.-М., 1994.

Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. -М, 1963.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. -М., 3989.

Историография истории Древнего Востока. — СПб., 2002.

История Древнего Востока. Ч. 1. Зарождение древнейших клас­совых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. - М., 1983.

История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. - М,, 1999 (и последующие издания).

История Древнего Востока. Ч. 2. - М., L988.

История Древнего Востока: материалы по историографии. - М., 1991.

История Древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероно-вой,И.С. Свенцицтсой.-М.: 1989.-Ч. 1-3.

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М, 1979.

История лингвистических учений. Древний мир. - Л., 1980.

Источниковедение истории Древнего Востока. - М.. 1984.

Каменцев Е.И. Хронология: учебник для вузов. - М.. 2003.

Качановскип Ю.Н. Рабовладение, феодализм или азиатский спо­соб производства? -М, 1971.

Лелеков Л.А. К новейшему решению индоевропейской пробле­мы // Вестник древней истории. — 1984. - № 3.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. - М, 1971.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому произ­водству II Маркс К.. Фридрих Э. Собрание сочинений. Т. 46. Ч. 1.

Массон В.М. Первые цивилизации. -М., 1989.

Меликиикшли Г.А. К вопросу о характере древнейших классовых обществ // Вопросы истории. - 1966. -№11.

МеллартДж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. - М., 1982.

Мэллори Дж.П. Индоевропейские прародины // Вестник древней истории. - 1997. -№ 1.

Неронова В.Д. Введение в историю Древнего мира. - Пермь,

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история.-М-. 1975. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М,1982.

Первобытное общество- М., 1975.

Постовская Н.М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1954). -М., 1961.

Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. - М.; Л., 1963.

Проблемы социальных отношений иформ зависимости на Древ­нем Востоке. - М, 1984.

Рубин В.А. Археологические раскопки в Китае // Вестник древней истории. - 1952. — № 4.

Самозванцев A.M. Мифология Востока. - М., 2000.

Струве В.В. История Древнего Востока. -Л., 1941.

Струве В.В. Творческий путь Ф. Шамполлиона // Вестник древ­ней истории. — 1948. — № 1.

Тюменев А.И. Передний Восток и античность (особенности соци­ально-экономического развития) // Вопросы истории. — 1957. — № 6.

Чайлд В.Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. — М., 1956.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: