double arrow

Кризис крепостничества


Перечень основных проблем занятия:

1. Основные тенденции социально-экономического развития России в первой половине XIX в.

2. Внутренняя политика России в первой половине XIX столетия: от «эры либерализма» к «мрачному семилетию».

3. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

4. Общественная мысль и общественное движение в России первой половины XIX в.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие отрасли производства лидировали по уровню промышленного развития к началу XIX в. и почему?

2. Какие группы крестьян сложились в России к началу XIX в.?

3. Какие классы, характерные для капиталистического общества, начали формироваться в первой половине XIX в.?

4. Охарактеризуйте стратегический замысел русского командования созданный до войны 1812 г. (Дрисский лагерь).

5. Опишите условия Тильзитского мира.

6. Какова была численность русских войск и наполеоновской армии перед вторжением в Россию?

7. Почему Барклай-де-Толли был смещен с поста главнокомандующего во время нашествия Наполеона?

8. Каков был стратегический замысел М.И. Кутузова?

9. В чем состоял смысл Тарутинского маневра М.И. Кутузова?

10. Расскажите о ходе Бородинского сражения.

11. Когда и где произошло соединение русских армий во время нашествия Наполеона на Россию?

12. Где, когда и между кем произошла «битва народов». Кто победил в ней?

13. Какую позицию по отношению к Франции заняла Россия на Венском конгрессе?

14. Опишите расстановку сил в Европе после Венского конгресса.

15. Когда закончилась Кавказская война? Против кого воевала русская армия и что в результате приобрела Россия?

16. Что такое «восточный вопрос» в конце XVIII-XIX вв.?

17. Что послужило предлогом для начала Крымской войны?

18. Какую позицию по отношению к России заняли европейские страны, не участвовавшие в Крымской войне?

19. Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие внутренние последствия для нее имело это поражение?

20. Каковы были потери России согласно решениям Парижского конгресса?

21. Каков был состав и цели «Негласного комитета»?

22. Чем министерства отличаются от коллегий? Какие министерства были учреждены Александром I?

23. Кто при Александре I участвовал в разработке проекта конституции и в чем он заключался?

24. В чем заключался проект государственных преобразований М.М. Сперанского? Был ли он реалистичен? Что из задуманных мер было воплощено в жизнь?

25. Когда была введена и когда отменена система военных поселений? В чем ее суть, и зачем правительство их создавало? В чем недостатки военных поселений?

26. Кто являлся ближайшим сотрудником Александра I в последние годы его правления?

27. Кратко оцените роль личности Александра I в развитии России.

28. Что характерно для государственного аппарата времен Николая I?




29. Когда и с какой целью было учреждено III отделение Собственной его императорского величества канцелярии?

30. Перечислите полезные с вашей точки зрения преобразования, осуществленные в царствование Николая I?

31. Кратко охарактеризуйте реформу просвещения, проведенную Николаем I.

32. Докажите, что Россия нуждалась в финансовой реформе, проведенной Е.Ф. Канкриным. Когда она была проведена и в чем заключалась?

33. Какую цель преследовали члены «Союза спасения»?

34. В чем заключалось главное отличие Северного и Южного обществ от их предшественников?

35. Кратко сравните программные документы Северного и Южного обществ. В чем состоит их сходство и различие?

36. В чем вы видите историческое значение восстания декабристов?

37. В чем состоит суть теории официальной народности и кто является ее автором?

Вопросы для дискуссии:

1. Почему в первой половине XIX в. относительно легко осуществлялись реформы, призванные усовершенствовать государственное управление, и с большим трудом проводились социальные преобразования.

2. Как изменилось положение крестьян в за годы царствования Александра I? Можно ли утверждать, что в эти годы шла постепенная подготовка к отмене крепостного права?

3. Можно ли оценить ситуацию в России в период правления Николая I как стабильную? Аргументируйте свое мнение.

4. В чем Вы видите отрицательные и положительные (если таковые были) черты «теории официальной народности» С.С. Уварова?



Тематика рефератов

1. Борьба против наполеоновской Франции.

2. Заграничные походы русской армии.

3. 1812, Бородино: победа или поражение.

4. Войны России с Турцией и Ираном.

5. Административно-территориальное и хозяйственное районирование России в первой половине XIX в.

6. Помещичье и крестьянское хозяйства первой половины XIX в.

7. Разложение крепостного хозяйства.

8. Начало промышленного переворота в первой половине XIX в.

9. Начало реформ Александра I (1801-1811 гг.).

10. Деятельность М.М. Сперанского.

11. Формирование революционной идеологии декабристов.

12. Ранние организации декабристов («Союз спасения», «Союз благоденствия»).

13. Конституционные проекты декабристов («Русская правда» Пестеля, «Конституция» Н. Муравьева).

14. Тайные общества в 1824-1825 гг. Разработка плана вооруженного восстания.

15. Восстание 14 декабря 1825 г., восстание Черниговского полка.

16. Причины поражения восстания декабристов. Следствие и суд.

17. Спад общественного движения, революционные кружки конца 20-х начала 40-х гг.

18. Общественное движение и идейная борьба в 40-х гг. XIX в. ъ

19. Деятельность А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

20. Кружки петрашевцев 40-х гг. XIX в.

21. Социальная политика Николая I. Перестройка и бюрократизация административного аппарата.

22. Аракчеевщина.

23. Просвещение и культура периода правления Николая I.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: