double arrow

Стадии когнитивного развития Пиаже

Когнитивная психология

Генетическая психология Ж. Пиаже

Жан Поль Пиаже (J. Piaget, 1896—1980) — швейцарский психолог. Его заинтересовали проблемы развития когнитивных способностей человека. Пиаже внес крупнейший вклад в исследование когнитивных ресурсов детей и создал современную концепцию, изменившую бытовавшие до тех пор представления. Пиаже показал, что с самого рождения интеллектуальные способности личности непрерывно развиваются, пока не достигают форм, характерных для взрослого. В своих более поздних работах Пиаже подчеркивал, что процесс развития продолжается в течение всей человеческой жизни.
Пиаже начал свою научную работу в парижской лаборатории Альфреда Бине, где было положено начало современным методам тестирования интеллекта. Пиаже не согласился с тезисом Бине о том, что интеллектуальные способности являются врожденными и фиксированными, и начал изучать мыслительные процессы высшего уровня (Piaget and Inhelder, 1969). Его гораздо больше интересовало, как дети приходят к своим выводам, чем правильность их ответов на вопросы. Вместо того чтобы начислять баллы за верные или неверные ответы, Пиаже пытался уловить внутреннюю логику, стоящую за этими ответами. На основе неустанных наблюдений за собственными и чужими детьми он начал строить свою теорию когнитивного развития.

Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит в результате совокупного влияния условий воспитания и процессов созревания мозга и нервной системы. Для описания динамики развития Пиаже использовал пять терминов.

1. Схемой он называл исходную модель мышления или психические структуры, используемые людьми при взаимодействии с окружающей средой. Например, ребенок видит какой-то предмет, который хочет получить, и тянется к нему, чтобы схватить. У него формируется схема, необходимая в данной ситуации.

2. Адаптация — это включение в сознание новой информации и ее обработка, способствующая пониманию. Адаптация происходит путем ассимиляции и аккомодации. 3. Ассимиляция — это такой способ приобретения новой информации, когда для формирования реакции на новые внешние раздражители используются уже существовавшие ранее психические структуры. При аккомодации обработка новой информации происходит путем создания новых структур, замещающих старые. Например, ребенок, видевший собак различных пород (ассимиляция), узнает, что некоторых из них безопасно держать дома, а некоторых — опасно (аккомодация). По мере того как дети приобретают все больше и больше информации, меняются их мыслительные конструкции и аккомодация к внешнему миру.

4. Балансом называется состояние равновесия между схемами и аккомодацией. Это комфортное состояние, поскольку оно означает, что реальность, с которой сталкивается ребенок, соответствует тому, чему его учили верить.

5. Дисбалансом называется диссонанс между реальностью и ее пониманием, когда необходима дальнейшая аккомодация. Ребенок разрешает этот конфликт, развивая новые способы мышления, чтобы его понимание соответствовало наблюдаемым им явлениям. Желание достичь баланса мотивирует и подталкивает ребенка в его движении через этапы когнитивного развития.

Пиаже в процессе когнитивного развития выделяет четыре стадии.

1. Сенсорно-моторная стадия — от рождения приблизительно до двух лет.
2. Предоперационная стадия — от 2 до 7 лет.
3.Конкретно-операционная стадия — от 7 до 11—12 лет.
4. Формально-операционная стадия — возраст старше 11— 12 лет.
Вот одно из лучших объяснений концепции Пиаже:

Стадии названы в соответствии с типом операций, которые индивид способен производить на данном этапе развития. Рассмотрим каждую из четырех стадий более подробно. На сенсорно-моторной стадии научение заключается в освоении последовательности сенсорно-моторных действий. По мере того как ребенок с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха и обоняния вступает в контакт с вещами, Обладающими различными свойствами и по-разному связанными с другими предметами, центр мира для него перемещается с него самого и его собственного тела на другие объекты. Ребенка интересует самая простая моторная деятельность: например, взять предмет в руки, откинуться на подушку, подуть на свой палец. Мышление, если оно вообще имеет место на данной стадии.

Предоперационная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром не только с помощью моторной деятельности и прямого взаимодействия с окружающей средой, но и манипулируя символами. Начинается символическая игра, или интернализированная (внутренняя) имитация. Покорение символа — главная задача предоперационного периода.

На стадии конкретных операций у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу. Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частям и отношений между частями одного целого. Между фигурами устанавливается иерархия, верхний уровень которой определяется формой, а нижний — цветом. На стадии конкретных операций ребенок способен также производить серийную классификацию. Классифицируя животных — например, кошек и собак, — он может отнести их к разным классам, а затем разделить класс собак на подклассы по породам (например, бульдоги и сеттеры), по цвету или размерам. На этой стадии происходит знакомство с отношениями симметрии или эквивалентности: каждый из двух братьев приходится братом другому. Оперируя числами, ребенок узнает, что различные комбинации слагаемых могут давать одну и ту же сумму, и можно производить различные замещения, не меняя общего результата. Имея дело с твердыми и жидкими веществами, он понимает, что при изменении формы не обязательно происходит изменение объема или массы вещества; его общее количество сохраняется.

Пиаже назвал этот этап когнитивного развития стадией конкретных операций, потому что такой процесс мышления состоит из конкретных элементов (объектов, отношений или размеров), операций (таких, как сложение или вычитание) и правил, или свойств, которые описывают способы выполнения этих операций. периода овладением классами, отношениями и количественными понятиями.

Последняя стадия когнитивного развития, или формально-операционная стадия, начинается в раннем подростковом возрасте. Пиаже подразделял стадию формальных операций на подэтапы: 1. почти полное овладение формальными операциями (от 11—12 до 14—15 лет) и 2. полное овладение формальными операциями (старше 14—15 лет).

57. ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

(англ. cognitive dissonance theory; от англ. cognition — знание + dissonance — несоответствие, разногласие) — социально-психологическая теория, разработанная амер. психологом Леоном Фестингером (1957) для объяснения изменений т. н. когниций (мнений, аттитюдов, убеждений) как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Одной из особенностей Т. к. д. является то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.

Состояние когнитивного диссонанса возникает, когда мы осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А. Н. Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас. Т. к. д. утверждает, что из возможных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, которые вызывают меньше беспокойства, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д. пример переинтерпретации смысла выполняемой деятельности приводил Леонтьев: заключенные-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, воспринимали эту работу как бессмысленную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря этой идее появился приемлемый личностный смысл деятельности.

Диссонанс может возникать и в связи с прошлыми поступками. Напр., когда человек в определенной ситуации совершил действия, которые затем вызывают угрызения совести, то, согласно Т. к. д., в интерпретацию ситуации и ее оценку м. б. внесены коррективы, которые снимут причины для переживания когнитивного диссонанса. Во многих случаях это удается без труда, поскольку жизненные ситуации довольно часто неоднозначны. Если курильщик узнает о новом открытии связи между заболеваемостью раком и курением, то у него существует много способов уменьшить возникающий диссонанс (к примеру, зачислить себя в категорию умеренных, а не злостных курильщиков). Нередко для снятия когнитивного диссонанса используется «внешнее оправдание» (внешняя атрибуция): личная ответственность за поступок снимается тем, что его признают вынужденным: «заставили», «приказали», «очень просили»; или же оправдание основано на корыстном мотиве (хорошо оплатили). Если же оснований для внешнего оправдания недостаточно, то в действие вступает др. способ — изменение представлений. Напр., если человеку пришлось солгать, то позднее он неосознанно вносит коррективы в свое первоначальное представление о реальности, подгоняя его под «ложное высказывание», которое тем самым субъективно превращается в «правду». Фестингер допускает, что мы можем поверить в то, о чем ранее говорили неискренно, и, т. о., достичь консонанса.

В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на принципы гештальт-психологии. (Б. М.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: