История психологии в Белоруссии

Концепция П. Я. Гальперина.

П. Я. Гальперин (1902—1988) отметил неразработанность в теории деятельности процессуального, операционального содержания деятельности и сделал его предметом своих исследований, составивших одну из общепсихологических концепций советской психологии — учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий. В соответствии с пониманием П. Я. Гальперина, психика во всем диапазоне ее форм — прзнавательных процессов, от восприятия до мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей жизненной функции — есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта.

Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия, которые «намечают... основную линию развития материи». Уровень физического действия — неорганические формы материи; уровень физиологического действия — организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами; уровень действия субъекта — животные, действия- которых регулируются в плане образа; уровень действия личности — действия человека, регулируются не только индивидуальным, но и социальным опытом.

Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Если ограничиться только наблюдением за тем, на что и как ориентируется субъект деятельности, нельзя установить все содержание процесса ориентировочной деятельности, и, следовательно, объективное изучение психики таким путем будет крайне несовершенным. Основным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится изучение ее формирования.

Она включает следующие моменты. Во-первых, составление схемы полной ориентировочной основы действия, т. е. достаточно полный набор условий, обеспечивающих правильное выполнение нового действия. Во-вторых, организация поэтапного выполнения действия сначала на материальных или материализованных предметах с постепенным переводом его во внутренний план через промежуточные этапы «громкой социализированной речи» и «внешней речи про себя». В-третьих, систематическая отработка на всех этапах желаемых свойств действия — его разумности, обобщенности, сознательности, меры овладения и др. Именно путь «извне внутрь» сначала как процесса во внешней среде, доступного контролю со стороны исследователя, а затем воспроизведение этого внешнего процесса через ряд определенных промежуточных форм — в идеальном плане— в уме или в речи, в восприятии — позволяет установить структуру ориентировочной деятельности.

Таким образом, технология планомерного формирования действия открывает путь к решению «проблемы собственно психологического» механизма психических явлений и проблемы строго причинного психологического их объяснения и как следствие — к их формированию. Последнее приобретает самостоятельную ценность в тех случаях, когда перед психологами стоят задачи прикладного характера в различных сферах социальной практики.

Связь концепции П. Я. Гальперина с практикой заложена в самих основах его теории. На основе теории планомерного формирования решаются задачи школьного обучения, а также обучения в системе высшего, профессионального, специального образования, в системе спортивной, военной подготовки и др. Метод формирующего эксперимента применительно к задачам обучения и воспитания углубленно разрабатывается также В. В. Давыдовым и другими психологами.

Развитие психологии в Беларуси тесно связано с ее развитием в СССР, в частности с Россией.

Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г, а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук.

В 20-30-е годы психология в нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства, и проходила в основном в рамках педологии.

Хотя начало 20-х годов считается серебряным веком отечественной психологии, 20-30-е гг. 20 столетия были для отечественной психологии сложными и противоречивыми.

Этот период тесно связан с именем крупнейшего белорусского психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), наметившего путь к объединению биологических и социальных исследований.

Л.С. Выготского по праву называют «Моцартом в психологии». Он родился в г. Орше Витебской области. Когда ему было около года, его семья переехала в Гомель. В семье Выготских было 8 детей: 3 мальчика и 5 девочек.

Отец, Семен Львович Выготский (1869-1931) был образованным человеком, знал несколько иностранных языков. Мать – Цицилия Моисеевна (1874-1935) – учительница, свободно владела немецким и французским языками.

В 1924 г. в Петрограде на 2 Всесоюзном съезде по психологии доклад Л.С. произвел столь сильное впечатление на Лурия Александра Романовича, что он убедил директора института Корнилова К.Н. пригласить Л.С. на работу. Выготский принял предложение и переехал в Москву, где начинает развивать проблемы пед. психологии и дефектологии, занимается критическим анализом течений психологии того времени. Выготский прожил всего 37 лет. В честь его памяти с 1990-х гг. а Беларуси начинают проводиться республиканские, а затем и международные конгрессы.

· Организаторами психологической науки в Беларуси в 20-30-х годах выступили философы, психологи и педагоги С.Я. Вольфсон, В.Н. Ивановский, П.Я. Панкевич и др.

_ Ивановский Владимир Николаевич – русско-булорусский философ и психолог, предки которого происходят из Беларуси; представитель Московской профессуры. В 1921 г. переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию», а так же 1-ую оригинальную «программу по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и исиории Белоруссии» (1923/24).

_ Панкевич Павел Яковлевич (1895-1944) – белорусский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, член АН БССР, родился в Витебской губерне в крестьянской семье. Был первым директором НИИ педагогики и педологии (сейч ас Национальный институт образования). Его психологические исследования имели прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1928 г. вышла его книга «Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии».

_ Вольфсон Семен Яковлевич – философ, академик Академии наук БССР. Родился 1894 г. в Бобруйске Могилевской области. Хотя непосредственно психологических работ у него не было, психологи отмечают и ссылаются на рассмотрение С.Я. Вольфсоном психологических аспектов семьи, брака, проблем культурного развития, деятельности интеллигенции и т.д. в Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: