Внутренняя политика Александра I (1801 — 1825)

Россия в царствование Павла I (1796-1801)

Павел I занял императорский трон в 42 года. Природная нервозность и подозрительность отразились на его политике. Он жестко регламентиро­вал частную жизнь общества от костюмов до времяпрепровождения; запретил широкие шляпы и отложные воротники, бакенбарды, праздники в ночное время. Опасаясь всякой оппозиции, Павел I в 1799 г. ограничил дворянские привилегии и упразднил губернские собрания дворян. Поклонник прусских порядков, Павел главное внимание со­средоточил на армии, парадах и смотрах. Он ввел новую форму времени Фридриха II для офицеров и солдат. Недовольные увольнялись. Из выс­ших чинов были уволены 7 фельдмаршалов и более 300 генералов. Многим все это представлялось наступлением «царства ужаса».

В то же время Павел наказывал офицеров за рукоприкладство в отно­шении солдат и за использование их в качестве домашних слуг. Нижним чинам было разрешено жаловаться на высших. Создавались военные школы для солдатских детей-сирот. Отличившиеся на службе солдаты получали от императора льготу - увольнение до окончания срока (тогда 25 лет), по 100 рублей «на обзаведение» и земельный надел в 15 десятин в Поволжье.

Были проведены законы, касающиеся положения крестьян. Указ 1797 г. рекомендовал помещикам «ни под каким видом» не принуждать крестьян работать в воскресные дни и ограничить срок барщины тремя днями в неделю. Запрещалась продажа крепостных без земли. Вместе с тем Павел ввел закон (1796), которым подтверждался запрет на самовольный переход крестьян «с места на место». Был установлен штраф в 50 руб. за прием беглых помещиками. Продолжалась широкая раздача государственных крестьян дворянам. За 4 года царствования он раздал около 500 тыс. крестьян (Екатериной за 34 года было роздано 850 тыс. человек). По-прежнему запрещались жалобы на помещиков.

Наперекор матери, Павел выпустил на свободу екатерининских узников — Т. Костюшко, предводителя польского восстания, просветителя Н. И. Новикова, вернул из ссылки А. Н. Радищева. Император заботился об образовании, благодаря чему были открыты новые учебные заведения (военные училища для сирот, духовные семинарии, Екатерининский институт, коммерческие училища).

Павловский режим опирался не столько на дворянство, сколько на аппарат власти, на силовые его структуры — генерал-прокурора, Тайную экспедицию, генерал-губернаторов на местах. Важным решением Павла был закон о престолонаследии (1797), устанавив порядок перехода власти по мужской линии и по праву первородства (старшему сыну или старшему брату).

В конце 1790-х гг. в высших военных, дипломатических и чиновничьих кругах начал зреть политический заговор. В нем участвовала столичная дворянская знать, старший сын императора - Александр Павлович, гвардейское офицерство. Подготовкой переворота руководили граф П. А. Пален и дипломат Н. И. Панин. 12 марта 1801 г. Павел был убит. Мотивы заговора коренились в резком недовольстве внутренней и внешней политикой императора. Но объективно правление Павла не противоречило общей стратегии русского самодержавия.

Александр был старшим сыном императора Павла. Его царствование началось 12 марта 1801 г. Проекты политических реформ обсуждались в Негласном комитете, состоявшем из друзей царя: П. Строганова, В. Кочубея, Н. Новосильцева, А. Чарторыйского.

«Дней Александровых прекрасное начало» отразилось в целом ряде законов по изменению в администрации, системе просвещения и положения печати. В 1802 г. была проведена реформа Сената, утвердившая его статус как высшего правительственного органа, осуществляющего судебные и контрольные функции. Вместо петровских коллегий были учреждены восемь министерств, упорядочено отраслевое управление, основанное на персональной ответственности назначенных императором министров. Особое положение занимало министерство внутренних дел, во главе которого был поставлен В. Кочубей. Александр I издал новое Положение об устройстве учебных заведений (в 1803). Были открыты Дерптский (1802), Виленский (1803), Казанский (1804) и Харьковский университеты. Университеты получили автономию, имели право избирать ректора и профессоров. Администрация не вмешивалась в их научную и учебную деятельность. Всего в начале века в России действовало 500 учебных заведений. В 1811 г. был основан Царскосельский лицей, обучавший и воспитывавший дворян для гражданской службы. Цензурный устав 1804 г. запрещал мелочную опеку литературы, устанавливал пределы контроля над печатью с тем, чтобы он не препятствовал развитию науки и литературы. Александр прекратил раздачу казенных крестьян в собственность Он дал обет не увеличивать числа рабов. В 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах», на основании которого помещики могли по своему желанию за выкуп освобождать своих крепостных с земельным наделом. К 1858 г. «свободных хлебопашцев» насчитывалось менее 50 тыс. душ мужского пола.

Воспитанник республиканца Ф. Лагарпа, Александр с юности мечтал о конституции. В 1808— 1810 гг. по поручению царя над проектом русской конституции работал М. М. Сперанский. По проекту власть самодержца частично ограничилась бы правом Государственной Думы утверждать большинством голосов представленные им законопроекты. Однако сильное сопротивление этой идее заставило царя пожертвовать Сперанским, который в 1812 г. был отправлен в ссылку. После Отечественной войны Александр вновь возвратился к мысли о конституции. В 1815 г. он даровал конституцию Царству Польскому, еще раньше (1809) Финляндии. В 1818—1819 гг. Н. Новосильцев составил проект «Уставной грамоты Российской империи», но и она осталась лишь на бумаге..

Александр приблизил А. А. Аракчеева, который в 1810 г. создал первые военные поселения на некоторых территориях западных губерний. Такая особая организация вооруженных сил создавалась с целью сокращения военных расходов. Но тяжелые условия жизни в военных поселениях вынудили правительство ликвидировать их. К концу царствования Александром овладели пессимистические, мистические настроения, желание оставить власть. В целом, государственные преобразования первых лет царствования Александра были прогрессивны для России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: