Культура России в Первой половине XIX в

Общественное движение во второй четверти XIX в.

После разгрома декабристского движения центр общественной жизни переместился вуниверситеты. Особую роль играл в этом Московский университет. Кружки В. Г. Белинского, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена стали школой гражданственности для русской молодежи. В обществе постепенно, несмотря на цензурные и полицейские запреты, укреплялись оппозиционные идейные течения, осуществлялась глубокая внутренняя работа по осмыслению исторического пути России. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философское письмо» П. Я. Чаадаева с пессимистичным выводом об отлученности России от европей­ской цивилизации и о духовном застое, препятствующим осознанию и исполнению своей исторической миссии. Вызвав много споров и резкое не­довольство властей, оно взбудоражило общество. С 1830—начала 1840-х гг. оформились западничество и славянофильство как два направления общественной мысли. Представители первого (В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков и др.) считали, что Россия и Запад развиваются по общим законам, имеют общую историческую почву. Их политическим идеалом была конституционная монархия.

Славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.), напро­тив, декларировали самобытность русского исторического пути, естест­венную свободу человека, не нуждающуюся в политических гарантиях в виде парламента или конституции. Их политический идеал — монархия, опирающаяся не на бюрократию, а на мнение народа через его представительный орган — Земский собор. Реформы Петра представлялись им глубокой ошибкой, нарушившей гармонию естественного развития страны на традиционной, национальной почве. Но общим для обоих направлений были пропаганда идеала личной свободы и требование отмены рабства. Другой объект их современной критики засилье бюрократии, политическое бесправие общества, полицейский гнет. Все это составило идейную суть либерального реформистского течения.

В 40—50 гг. А. И. Герцен заложил основы теории общественного социа­лизма. С 1847 г. он жил в Париже. Европейские революции 1848—1849 гг.разочаровали его, западный парламентаризм не давал реальной свобод рабочему («блузнику»), не изменял в интересах труженика форму собственности. Еще в 1830~е годы в Московском университете Герцен познакомился с идеями французских социалистов — А. К. Сен-Симона и Ш. Фурье. С конца 1840-х гг. он развил теорию общинного социализма в теорию народничества, основой которого были принципы общинности, коллективной собственности, социального равенства и выборного самоуправления. Герцен считал, что крестьянская Россия, воплощая идеи народни­чества, избежит «пороков» западной цивилизации. Началом социализма в России он считал освобождение крестьян с землею. Приверженцами со­циалистического идеала были тогда участники кружка М. В. Буташевича-Петрашевского (петрашевцы). Некоторое время увлекался социализмом В. Г. Белинский, который, однако, в конце жизни предпочел демократические социалистическим преобразованиям в России.

С позиций официальной народности выступали московские публицисты — профессора М. П. Погодин и С. П. Шевырев (в журнале «Москвитянин»), писатель и публицист Н. И. Греч (в журнале «Северная пчела»). Воинственно защищал самодержавие Ф. В. Булгарин. В общественном движении, таким образом, существовало (помимо либерализма западников и славянофилов, социалистического демократизма Герцена) третье, охранительное или консервативное, течение.

Просвещение и образование. Сеть низших и средних учебных заведений в России оставалась неразвитой. Для детей крепостных крестьян школ не было, для детей государственных крестьян в начале XIX в. были открыты приходские школы с программой обучения на один год. Обучение было элитарным, поэтому особое внимание государство уделяло детям дворян. В городах для них открывались гимназии и кадетские училища. Образцовым учебным заведением стал Царскосельский лицей. Нередко дворяне давали своим детям домашнее образование, в программу которого входило обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам, рисованию. По-прежнему ограниченными оставались возможности для женского образования. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов. В начале XIX в. в обеих столицах были созданы школы для девиц «обер-офицерекого звания». В ЗО-е гг. открылись школы для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. В течение полувека увеличилось количество высших учебных заведений. Если в на­чале века существовали лишь два университета — Московский и Виленский, то к 60-м гг. их стало восемь, в число которых входили Петербургский, Дерптский, Казанский и др. В Петербурге открылись специальные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты.

Первая половина века была отмечена успешным развитием русской науки. К. Ф. Рулье еще до появления трудов Ч. Дарвина разрабатывал эволюционную теорию развития животного мира. Н. И. Лобачевский в 1826 г. создал «неевклидову геометрию». Физик Б. С. Якоби сконструировал первый в мире электроход (1834). Отец и сын Черепановы на Урале создали железную дорогу и построили паровоз (1834). Новых успехов достигла медицина. Н. И. Пирогов ввел в хирургию эфирный наркоз и применение антисептических средств. В первой половине XIX в. были сделаны географические открытия. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду. Значительное развитие получила историческая наука. Н. М. Карамзин создал 12-томную «Историю государства Российского».

Литература этого периода воспитывала гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания. Война 1812 г. способствовала появлению нового творческого метода в литературе, романтизма. Представителем «салонного» романтизма был поэт, переводчик, критик В. А. Жуковский (баллада «Светлана» и др.). Сторонниками свободолюбивого романтизма являлись ранний А. С. Пушкин (ода «Вольность»), К. Ф. Рылеев, В, К. Кюхельбекер. Рождение нового литературного направления — критического реализма — было связано с появлением «Горя от ума» А. С. Грибоедова и драмы «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Это направление утвердилось в творчестве Ю. М. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова др.

Портретная живопись, в которой романтизм переплетался с реализмом, получила дальнейшее развитие. Романтизмом проникнут портрет молодого А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского. В. А. Тропинин стремился на своих полотнах изображать простых людей («кружевница»). Деревенские пейзажи пишет художник А. Г. Венецианов («На пашне»). Драматизмом, ожиданием перемен проникнуты полотна К. II. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу".

В начале века было воздвигнуто много архитектурных памятников. В Петербурге А. Н. Воронихин построил Казанский собор, А. Д. Захаров — здание Адмиралтейства. В Москве О. И. Бове были построены здания Большого и Малого театров.

Реалистическая драма прочно утверждается на сцене Малого театра в Москве. В Петербурге ведущую роль играет Александрийский театр.

Народным духом проникнуто музыкальное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева. Оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» сыграли выдающуюся роль в развитии отечественной музыкальной и вокальной школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: