Древнерусские источники.
Византийские авторы VI в.
Античные источники.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
Выводы.
Религия восточных славян.
Общественное устройство.
Занятия восточных славян.
Расселение восточных славян к VIII в.
Происхождение и расселение славян.
ПЛАН
ТЕМА 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА
1.1. Античные источники.
1.2. Византийские авторы VI в.
1.3. Древнерусские источники.
3.1. Земледелие.
3.2. Другие виды деятельности.
4.1. «Военная демократия».
4.2. Переход от родовой общины к земледельческой.
4.3. Племенные княжения.
5.1. Верования.
5.2. Боги.
5.3. Жрецы.
5.4. Уровень развития.
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
|
|
1.1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.
1.2. Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит современных ему славян — венедов, склави-
нов и антов — к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI — VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства — восточной, западной и южной — участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.
1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины.
|
|
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
— поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся;
— древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
— северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;
— дреговичи — между Припятью и Западной Двиной;
— полочане — в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);
— кривичи — в верховьях Волги и Днепра;
— радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами — Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра), и Вятко — на р. Оке;
— ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;
— бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) — в верховьях р. Буг;
— белые хорваты — в Прикарпатье; уличи — между р. Южный Буг и Днестр тиверцы — между Днестром и р. Прут.
Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.