Социально-экономическая и внешнеполитическая ситуация в посткоммунистической России

Общественно-политическая жизнь посткоммунистической России

Общественно-политическая жизнь страны в посткоммунистический период была насыщенной и драматичной. В 1992—1993 гг. центральным политическим конфликтом было противостояние исполнительной (Пре­зидент) и представительной (Съезд народных депутатов) властей. В апре­ле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов сложился оппозиционный блок «Российское единство», объединивший противников правительственно­го курса реформ. Тон в нем задавали коммунисты. Постепенно на сторо­ну оппозиции перешла и большая часть депутатов. Состоявшийся 25 ап­реля 1993 г. референдум о доверии Президенту и Съезду. 1 мая 1993 г. про­изошло столкновение членов коммунистических организаций «Трудовая Россия» и «Трудовая Москва» с милицией, в результате которого один ми­лиционер погиб, несколько сот человек с обеих сторон получили ране­ния. Противостояние двух ветвей власти продолжалось и приобрело уг­рожающий характер.

В этих условиях Б. Н. Ельцин 21 сентября 1993 г. издал Указ о роспуске Съезда народных депутатов и о выборах нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность указа Президента, расценив его как государственный переворот, и отказалась покинуть резиденцию Верхов­ного совета - Белый дом. 3 октября бойцы оппозиции штурмом захвати­ли здание московской мэрии, попытались захватить Останкинский теле­центр. На следующий день мятеж оппозиции был жестоко подавлен ар­мейскими соединениями и танками. События 3—4 октября сопровожда­лись многочисленными жертвами. Белый дом был расстрелян из танков прямой наводкой.

В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый парламент и референдум по вопросу о новой Конституции России. В них приняли участие 13 по­литических объединений. За новую Конституцию высказалось около 60% из принявших участие в референдуме. Выборы определили трех полити­ческих лидеров: Либерально-демократическую партию (В. В. Жиринов­ский), набравшую 24% голосов, «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) — 15,5% и Коммунистическую партию Российской Федерации (Г. А. Зюганов) — 12,45% голосов. С 1994 г. политическая обстановка отличалась относи­тельной стабильностью. В феврале этого года были амнистированы участники событий августа 1991 и октября 1993 г. В апреле был подписан «До­говор об общественном согласии», одной из целей которого являлось ис­ключение «возможности разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах». В 1994 г. началась война в Чечне. Почти все политические силы выступили с ее критикой. В февра­ле 1996 г. Б. Н. Ельцин признал ошибочность своего решения о ее начале. Выборы в Государственную Думу 1995 г. дали новый расклад сил. Из 43 политических партий и объединений, участвовавших в избирательной кампании, только четыре преодолели пятипроцентный барьер, необхо­димый для представительства в парламенте: КПРФ (получила 22% голо­сов избирателей), ЛДПР (11%), правительственный блок «Наш дом — Россия» (10%), блок Г. Явлинского (7%). Во время выборов президента летом 1996 г. Б. Н. Ельцину удалось победить своего соперника — Г. А. Зюганова во втором туре. Выборы выявили еще одного потенциаль­ного политического лидера А. И. Лебедя, набравшего и первом туре 15% голосов избирателей. Болезнь Президента после выборов способствовала де­прессии в экономике и усилению политической напряженности и обществе.

Освобождение России от союзных коммунистических властей позволило ей быстрее и энергичнее встать на путь широких преобразований. Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследство от прошлого, отставило новое российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром (и 1992 выдви­нут на пост первого вице-премьера) начать экономическую реформу с либе­рализации цен, установления высокого уровня налогообложении, урезания социальных программ. Реформой предполагалось стабилизировать финан­совое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть дорогу стране в международные экономические и финансовые организации. Гайдаровские реформы проводились методом «шокотерапии» по схеме американского экономиста Дж. Сакса. Реформаторство Е. Г. Гайдара очень печально закончилось для населения России. Жесткие меры «шокотерапии» вызвали резкое снижение жизненного уровня населения, способствовали уси­лению социальной напряженности в обществе. В декабре 1992 г. В. С. Черномырдин, сменивший Е. Т. Гайдара на посту главы правительства, после определенных колебаний продолжил прежний экономический курс.

Социально-экономическая ситуация в стране в 1992—1997 гг. остава­лась сложной и напряженной. Валовой внутренний продукт за это время сократился на 45%. Объем промышленного производства — почти в два раза. Продолжался спад и сельском хозяйстве. Государственный долг до­стиг 127 млрд. долларом. Высокой, особенно в 1992—1994 гг., была ин­фляция, в 1995 1996 и; ее удалось незначительно изменить. В началь­ный период реформ резко понизился жизненный уровень населения, хотя количество автомобилей, находящихся в собственности граждан, с 1990 до 1996 гг. почти удвоилось, продолжалось жилищное строительство, пол­ки магазином наполнились товарами, исчезли очереди за ними, повыси­лось качество бытового обслуживания. Однако за средними показателя­ми стояло резкое расслоение населения по уровню достатка. В 1996 г. чис­ленность населения с денежными доходами ниже прожиточного мини­мума составляла 32 млн. человек, или 22% всего населении. Понизилась средняя продолжительность жизни. Смертность превысила рождаемость, началось вырождение нации. Вырос уровень преступности. Постоянно задерживаются выплаты зарплат и пенсий. Значительная часть россиян оценивают ситуацию как негативную или даже катастрофическую. Коли­чество чиновников выросло по сравнению с СССР в 3 раза. Возрастает роль криминальных структур и коррупции в экономике и политике.

Причины подобного положения дел кроются в тяжелом экономическом и социальном положении страны на момент начала реформ, в ошиб­ках реформаторов, в неумении партии власти стабилизировать политиче­скую ситуацию, неприспособленности значитель­ных слоев населения к жизни в условиях экономической и политической свободы, а также чеченская война, непрофессионализм российских бю­рократов в управлении экономикой.

Утверждению международного авторитета новой России способство­вала активная внешняя политика ее Президента, инициативы в области дальнейшего сокращения уровня вооружений. Успешно проходила инте­грация страны в международное демократическое сообщество. Однако с 1994 г. внешнеполитический курс стал меняться, приобретая все более державный характер. Российское руководство стало дистанцироваться от ведущих стран. Ярким примером этого стала поднятая в стране кампания против расширения НАТО. Многие представители партий и течений ви­дят в расширении НАТО высшую опасность для России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: