double arrow

Контрольная работа Воспитание и обучение в Древней Руси

Ресурсы удаленного доступа

Ресурсы локального доступа

Дополнительная

1. Барсенков А.С. История России, 1938 - 2002 [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 020700 История/А.С. Барсенков, А.И. Вдовин.- М.: Аспект Пресс, 2003. - 540 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 4, 1

2. Вишняков С.А. История государства и культуры России [Текст]: учеб. пособие/С.А. Вишняков. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 128 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 2, 1

3. Данилов А.А. История России. IX - XIX вв. Справочные материалы. - М.: ВЛАДОС, 1997.-432 с. Хранение: АБ, Ml9, СБО, К26 Количество: 12, 1, 1, 1

4. Данилов А.А. История России. XX век. Справочные материалы. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 336 с. Хранение: АБ, К26, СБО Количество: 1,1,1

5. История России XIX - начла XX веков [Текст]: учеб. для студентов вузов по гуманитар. спец./В.А. Георгиев [и др.]; под ред. В.А. Федорова. -4-е изд., переаб. И доп. - М.: Проспект: Вебли, 2006. - 536 с. Хранение: АБ Количест­во: 60

6. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. 030401 «История»/Л.Н. Вдовина [и др.]; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 768 с. Хранение: АБ Количество: 1

7. История новой России [Текст]: очерки, интервью: в 3 т. / под ред. П. С. Филиппова. - СПб.: Норма. Т. 1.- 2011.- 680 с. Хранение: К26 Количество: 1

8. Кто был кто в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. Люди. События. Факты./ Под ред. О.А. Ржетевского. М, 2000 Хранение: АБ, К26, СБО. Количество: 1,1,1

9. Милов, J1.B. История России XVIII - XIX веков [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. 030401 «История»/Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; ред. JI.B. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 784 с, Хранение: АБ. Количество: 1.

10. Некрасова М.Б. История России [Текст] учебное пособие для студентов вузов по неист. спец./М.Б. Некрасова. - М.: Юрайт-Издат, 2005. – 365 с. Хранение: АБ, М19, К26 Количество: 8, 1. 1

11. Новейшая история России, 1914 – 2002 [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. 020700 «История»/С.-Петерб. гос. ун-т; В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский и др.; под ред. М.В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004. - 525 с. Хранение: АБ, M19,К26 Количество: 18,1,1.

12. Новейшая отечественная история. XX век [Текст]: учебное пособие для студентов по спец. 020700 «История» и 032600 «История»: в 2х кн. (Университетское образование) Кн. 1. – 2004. – 447 с.: ил. Хранение: АБ, Ml9, К26. Количество: 8, 1, 1

13. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст]: учеб. для студентов вузов по направлению и спец. «История»/Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко – 3е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. - 536 с. Хранение: АБ, К26Количество: 9,1.

14. Россия в мировой истории [Текст]: учеб. для студпгтп н-н и-,

циплине «Отечеств. история»/В.С. Порохня, И.П. Андрм'нн, Д П i ij пш >,, ч под ред. B.C. Порохни. - М.: Логос, 2003. - 592 с. Хранение \Ь

чество: 4, 1

15. Россия. XX век. Документы и материалы [Текст]: учеб потГнн жи и дентов вузов по спец. 020700 «История», направлению 520800 •<И< и.рич у. кн./Сост. А.Н. Бачинин и др.; под ред. А.Б. Безбородова. М Ны» ш шк Hit

2004. - 400 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 9,

16. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций (Ient 1 ] учеб. для вузов по елец. «История»/Л.И. Семеникова. - б-е изд., перорпб М Университет, 2003. -75 с. Хранение: АБ Количество: 2

17. Семин В.П. История Отечества [Текст]: учеб. пособие для студентом му зов/В.П. Семин. - М.:Акад. Проект, 2005. - 560 с. Хранение: ДБ, М19 Количество: 9, 1

18. Хрестоматия по истории России с древнейших времен яр 1МК i (Тем i| учеб. пособие для студентов вузов по спец. 032600 «Истории»!!од А I Кузьмина, С.В. Перевезенцева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 656 с Хрвнениг К /19 Количество: 100 *

19. Хрестоматия мо истории России [Текст]: учеб. пособие лип (гудеитон иг

ист. фак. Вузов/А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Т.А. Симохин», Moi l, нм уц i нм М.В. Ломоносова. Ист. фак. — М.: Проспект, 2004. - 592 г Хриигши ЛЬ, MI9 Количество: 4, 1

Информационное обеспечение дисциплины

1. Лекции по Отечественной истории для студентов неисторических специальностей. [Электронный ресурс]: учебное пособие. Екатеринбург. 1 электрон. опт. диск.(CD-ROM).

1. Электронная библиотека УрГПУ - https://e-lib.usi3» ш

2. Рабочая учебная программа по Отечественной истории для неисторических специальностей - https://distant.uspu.ru

Выполнила студентка группы 3-03-1000-41
Т.И. Молодских

Проверил Е.В. Неборский

Ижевск 2012

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только того, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, считают, лишь поповских детей, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину «учение - свет», поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные пребывали «во тьме незнания».

Однако это не так: сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; из их содержания следует, что авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие, как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами. С учётом того, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны, в итоге сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура.

Сложился особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался собственными взглядами на воспитание и образование, особым отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.

В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения. Рассмотрим их:

«Кормильство» - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв.,своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками. Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей.

С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.

Позже появился институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и храмах.

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 века невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства. Через христианизацию, связь с Византией Русь получила доступ к переводным текстам античной культуры. Развивалась и собственная педагогическая мысль. Высшим достижением ее в то время стало обоснование Владимиром Мономахом необходимости соединения образования с жизненными интересами человека.

Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц. «Даяти нача на учение книжное», где обучались дети бояр и дружинников, была открыта в Киеве в 988 г. Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».

Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желая отступать от старых языческих традиций и отрывать от семьи помощников. Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. Первые училища – дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде – относятся к 11 веку. В 12-13 веках сформировалась сеть монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам; отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; у них существовал особый «кодекс чести». Мастер, например, не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика, не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такие законы существовали, к примеру, в артелях иконописцев. Некоторых детей наряду с ремеслом обучали и чтению и письму, церковному пению «мастера грамоты» из духовенства.

В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.

Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям», в котором написано: «... Все же более убогих не забывайте... Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, защищать сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу».

Христианство значительно повлияло на общее распространение знаний и грамотности. Священнослужители, выполняя Божию волю, активно участвовали в этих процессах. Так, святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давал наставления, как правильно вести обучение. В Новгороде, Смоленске и других городах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучения детей грамоте. Постепенно в разных городах Руси священники стали обучать грамоте детей всех сословий при церквях, школах и училищах. Со временем не только священники, но и люди нецерковного звания - «мастера грамоты» - начали учить детей.

Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях. В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу.

К середине 11 в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие широкими знаниями знатные люди: Ярослав Мудрый, его дети, окружение. Во время своего правления (1019-1054) Ярослав Мудрый открывал школы не только в Киеве, но и в Новгороде, Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Ростове и др. Цель обучения в тех школах - освоение книжной мудрости. Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особое внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.

Прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники». Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.

Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали и для обучения грамоте и иностранным языкам.

Грамматика, судя по сочинениям хорошо известного на Руси Иоанна Дамаскина, включала в себя учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, о поэтической образности языка. Важное место отводилось риторике-обучению навыкам красиво говорить и писать. Под диалектикой в то время подразумевали главным образом начала философии. Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь несколько учеников, которые и составляли «училище».

Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. В качестве материала использовали бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 в. О том, чему и как учили мастера грамоты, косвенно свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима (13 в.). Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите.

При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси — обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки.

На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

На протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.

В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать. На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке - следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского, оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Но именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

В 14-15 веках формирование Русского централизованного государства с центром в Москве создало благоприятные условия для развития просвещения, во многих городах открывались приходские школы при храмах и монастырях.

Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. Деловые бумаги, летописи, летописные своды конца 14- начала 15 в. свидетельствуют о распространении не только церковной литературы. В Москве читали и светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и др.

С конца 15 в., когда Москва стала столицей русского централизованного государства, грамотность и образование все глубже входили в жизнь дворянства, состоятельного купечества и ремесленного люда. На развитие просвещения значительно повлияло возникновение в Москве книгопечатания. До конца 17 в. было отпечатано свыше 500 книг, в том числе и светских, таких как первый московский букварь В.Ф. Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Считание удобное...» с таблицей умножения и простыми дробями, Большой и Малый буквари известного писателя Кариона Истомина.

Многие образованные московитяне хорошо владели литературным слогом, риторикой, иностранными языками. Москва 16 - 17 вв. пользовалась в повседневном быту различными сводами знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»), географическими картами, сошными книгами с указаниями об измерении пашен и др. Жители Москвы узнали даже об учении Н.Коперника — по книге «Позорище всея Вселенныя».

В 16 веке постановления Стоглавого собора создали систему православного образования. Под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для священнослужителей. В организации обучения наметились три ступени: начальная, профессиональная и высшая.

В 16-17 вв. в борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее подобию в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия.

С середины 17 в. в Москве стали открываться школы, созданные по образу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время.

Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или «школы словенского книжного писания»), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.

Чему обучались русские в допетровское время?

Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в 17 веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее - практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.).

Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.

Очень высок был интерес к истории - историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея. Но удовлетворить потребности исторического знания в Древней Руси было довольно мудрено. При всем обилии летописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться в них было нелегко, так как ни общего руководства, ни какой-либо цельной системы в изображении хода русской истории не существовало.

На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. В 17 веке появились и первые учебники риторики и логики.

О становлении образования в Московском государстве красноречиво свидетельствуют следующие даты:

1551 г. — Стоглавый собор постановил увеличить число начальных школ и училищ для подготовки служителей культа;

1648 г. — боярин Ф.М. Ртищев открыл Греко-латинскую школу при Андреевском монастыре;

1665 г. — начала работать «Школа для грамматического учения» церковного деятеля и писателя Симеона Полоцкого;

1680 г. — открыта правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище);

1687 г. — основана первая в Москве высшая школа — Эллина-греческая академия с преимущественно гуманитарным направлением образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: