double arrow

Барьеры массовой коммуникации

Классификация барьеров

Барьер как элемент системы

Барьеры в жизни личности

По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые разные факторы: закрытая дверь, ступеньки лестницы, которые надо одолеть, нехватка нужной информации, недостаток самообладания, усталость, пространство и время, и т.д.

Барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.

Барьер - субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Существуют внешние и внутренние барьеры. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннюю трудность. Внешние барьеры связаны с внутренними, продуцируют их. Такие барьеры сопровождаются эмоциональным стрессом, огорчением, раздражением и т.д.

Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при не налаженных, затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности. Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в виде личностного подхода.

"Барьер" общения - это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия.

Барьеры всегда являются элементом какой-то системы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Без барьеров не может существовать ни один комок вещества, без них не было бы Вселенной, людей, государств. Под их влияние возникают и функционируют организаторские системы разных модальностей. И человек перестал быть дикарем, когда обрел нравственный барьер - совесть, образующий духовный стержень цивилизованного общества. Барьер - это определенное отношение элементов,оказывающее воздействие на систему. Специфика этого воздействия заключается в торможении, сопротивлении, противодействии, блокировании, лишении и т.д. Понятие «барьер» можно определить как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них.

По отношению к другим элемента барьер выполняет следующие основные функции:

·стабилизация:барьер останавливает движение;

·коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет направление

·энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием барьера;

·дозировка: барьеры дозируют движения;

·торможение: барьер замедляет движение;

·лишение: барьер ослабляет функциональные возможности.

Роль барьера в жизни природы столь велика, как и в жизни общества и отдельной личности

Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н. [20, с.371].

Различаются:

1) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

·себя (неадекватная самооценка);

·партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

·ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

·к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

·к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

·к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:

·при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

·при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Выделяют 4 класса барьеров.

1. Барьеры, обусловленные факторами среды.

К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

·акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и т.д.;

·отвлекающая окружающая обстановка - все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

·температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении;

·погодные условия - дождь, ветер, давление и т.д.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результате коммуникации в силу своего влияния на индивидуальное восприятие индивида. Рассмотрим каждые более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: