ГЛАВА 10
Темы докладов и рефератов
Литература
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
- Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1996.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
- Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
- Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
- Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. Москва, Санкт- Петербург, Нью-Йорк, 2006.
- Гачев Г. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003.
- Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998.
10. №. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. JI., 1997.
- Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005. Гл. 13.
- Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских отношений на развитие научных теорий). М., 2003.
- Мамчур Е. А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
- Микешина Л. А. Философия познания. М., 2002. Гл. VI.
- Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005. Ч. II. Гл. 10.
- Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
17. \1.Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., 2000.
|
|
18. \%.Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986.
- Пружинин Б. И. Познавательное отношение в классической и неклассической эпистемологии. // Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лекторского. М., 2002.
- Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.
- Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. Гл. VII.
23. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М., 2006.
1. Стиль научного мышления как культурологическая проблема.
2. Понятие социокультурного фона науки, его функции в ее развитии.
3. Философско-социальные проблемы развития техники.
4. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции и отражение современного состояния науки.
5. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации.
6. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.
7. Управление и самоуправление в научной сфере.
8. Проблемы развития современной российской науки.
9. Наука как фактор развития современного общества.
10. Наука и глобальные проблемы человечества.,
11. Язык и познание. Научное и нарративное знания с позиции языка и языковых игр.
Наука - результат длительной истории развития культуры, она сформировалась в процессе постепенного самоопределения и отпочкования от мифологических, философских, религиозных, обыденноэмпирических предпосылок и влияний. До настоящего времени нет единства мнений относительно периода возникновения науки и ее специфических особенностей, отличающих науку от других форм и способов постижения реальности. Большинство философов связывают возникновение науки с фундаментальными открытиями Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса, И. Ньютона, благодаря усилиям которых была создана первая теоретическая модель физики на языке математики. Но имеются и иные точки зрения: некоторые историки полагают, что наука возникла в Древней Греции, другие усматривают начало науки в XIX веке, когда потребности общества и самой науки в специалистах вызвали к жизни их подготовку в высших учебных заведениях. Прогресс науки сопровождался ее философским осмыслением, в результате чего откристаллизовался образ науки как сложного социокультурного феномена. Бытие науки многолико, определяется ее социальными функциями: соответственно им наука определяется как особый вид познавательной деятельности, как форма мировоззрения, как феномен культуры, как социальный институт.
|
|