Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность

ГЛАВА 10

Темы докладов и рефератов

Литература

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
  2. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1996.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  4. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
  5. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  6. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
  7. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. Москва, Санкт- Петербург, Нью-Йорк, 2006.
  8. Гачев Г. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между нау­ками о природе и о человеке. М., 2003.
  9. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998.

10. №. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. JI., 1997.

  1. Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005. Гл. 13.
  2. Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских от­ношений на развитие научных теорий). М., 2003.
  3. Мамчур Е. А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
  4. Микешина Л. А. Философия познания. М., 2002. Гл. VI.
  5. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005. Ч. II. Гл. 10.
  6. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

17. \1.Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., 2000.

18. \%.Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986.

  1. Пружинин Б. И. Познавательное отношение в классической и неклассической эпистемологии. // Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лек­торского. М., 2002.
  2. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  3. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсо­ветской психологии. М., 1997.
  4. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. Гл. VII.

23. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный кон­текст. М., 2006.

1. Стиль научного мышления как культурологическая проблема.

2. Понятие социокультурного фона науки, его функции в ее развитии.

3. Философско-социальные проблемы развития техники.

4. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции и отражение современного состояния науки.

5. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой ин­формации.

6. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

7. Управление и самоуправление в научной сфере.

8. Проблемы развития современной российской науки.

9. Наука как фактор развития современного общества.

10. Наука и глобальные проблемы человечества.,

11. Язык и познание. Научное и нарративное знания с позиции языка и языко­вых игр.

Наука - результат длительной истории развития культуры, она сформировалась в процессе постепенного самоопределения и отпоч­кования от мифологических, философских, религиозных, обыденно­эмпирических предпосылок и влияний. До настоящего времени нет единства мнений относительно периода возникновения науки и ее специфических особенностей, отличающих науку от других форм и способов постижения реальности. Большинство философов свя­зывают возникновение науки с фундаментальными открытиями Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса, И. Ньютона, благодаря усилиям которых была создана первая теоретическая модель физики на языке математики. Но имеются и иные точки зрения: некоторые историки полагают, что наука возникла в Древней Греции, другие усматривают начало науки в XIX веке, когда потребности общества и самой науки в специалистах вызвали к жизни их подготовку в высших учебных за­ведениях. Прогресс науки сопровождался ее философским осмысле­нием, в результате чего откристаллизовался образ науки как сложного социокультурного феномена. Бытие науки многолико, определяется ее социальными функциями: соответственно им наука определяется как особый вид познавательной деятельности, как форма мировоззре­ния, как феномен культуры, как социальный институт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: