Наука Нового Времени

Выводы

Гуманистические воззрения способствовали становлению концепции индивидуального авторства, человека-творца, становлению идеи возможности подделки документов. Критическое осмысление стало основой для подхода к исследованию источников, что стало развитием по сравнению со Средневековьем.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Рене Декарт (1596-1650) заложили основы науки нового времени. Фрэнсис Бэкон - автор выражения "Знание - сила", прославившийся как философ и политик, популяризатор познания природы путем наблюдения и эксперимента. Подход Бэкона называется "презумпция эмпиризма". Именно Бэкон первым решительно порвал с традицией и авторитетом, с традиционной темой, находившейся в центре внимания схоластических философов Европы, - проблемой существования универсалий (общих понятий). Он указывал,

что научное исследование должно осуществляться в сложной потребности определенных процедур (в методе). Он считал, что до появления метода все естественнонаучные открытия были случайными. Все свои идеи он описал в книге "Новый органон, или истинные указания к познанию природы", которая была написана в противостояние книге Аристотеля "Органон". Бэкон предложил метод построения суждений индукцией - от частных положений к общим, в противовес силлогизму - построению от общего к частному. Индукция может быть полной и неполной. Полная предполагает доказательство общих суждений для некоторого числа частных случаев. Специфика неполной индукции в том, что наблюдение за некоторыми частными случаями из предположительно некоего общего ряда наводит нас на гипотезу общего характера. В этом плане гипотеза делается путем гипотетического продолжения ряда. Суть гипотезы Бекона в том, что при постепенном обобщении нужно придерживаться некоторых правил:

• Нужно сделать три обзора всех известных случаев проявления изучаемого свойства у разных изучаемых предметов

• Сделать обзор положительных случаев

• Сделать обзор случаев отрицательных (предметов схожих с первыми, но в которых искомое свойство отсутствует)

• Сделать обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в различных степенях

И только после этого делать обобщение. Кратко: при исследовании нужно искать не только факты, подтверждающие гипотезу, но и факты, опровергающие ее. В процессе своих исканий Бэкон разработал специальную классификацию человеческих ошибок, препятствующих истинному познанию (т.н. "теория идолов). Он выделил идолов 4 видов:

• Идолы рода, находят основание в природе человека, ибо ложно утвержать, что восприятие человека - абсолютно, но показывает вещи в искривленном и обезображенном виде, искажая мир через человеческую природу.

• Идолы пещеры есть суть заблуждения отдельного человека, поскольку личность каждого человека преломляет мир в определенном русле.

• Идолы площади, когда мнение многих путем языка многих, общепринятого, навязывается немногим, подавляя их мышление.

• Идолы театра, которые искажают мир через принятую догматом философскую систему С Бэконом связывается и возникновение науки как организованного знания.

Рене Декарт предложил конкретную последовательность процедур, необходимую для получения знания. В сборнике "Философские эссе", в котором расположена работа "О методе". Декарт, убедившись, что существующие методы не годятся к познанию истины, потребовал в своей методологии всегда сомневаться, не принимать ничего на веру и искать одно, несомненное начало. Для нахождения нового знания он предложил новые правила. Их было всего 4, но их нужно было соблюдать неукоснительно:

• Считать истинным лишь то, что с очевидностью познается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и принимать лишь то, что видится настолько ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.

• Разделить каждое рассматриваемое мной затруднение на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для их наилучшего разрешения.

• Мыслить по порядку, начиная с предметов наиболее простых и легко познаваемых и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных (предметов), допуская существование порядка даже среди тех (предметов), которые не следуют естественно друг за другом.

• Составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, как отыскивая центральные затруднения, так и просматривая затруднения во всех их частях и прочее, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Для Декарта достоверное знание (знание истины) есть знание ясное и раздельное. Истина для Декарта есть отсутствие сомнения, т.е. существование того, что не нужно доказывать, что ясно само по себе, или становится ясным путем освещения их естественным светом. Раздельность по Декарту обозначает, что ясность в знании о вещи сообщает ему достоверность только в том случае, когда это знание относится к одному, а не ко многим предметам, когда оно, это знание, отделено от других знаний о других вещах. Направление, созданное Декартом, получило название рационализм.

Таким образом, в основу рационалистического исследования в это время были положены три основных методологических требования:

• Постоянное сомнение в отношении корпуса новых знаний и в отношении имеющегося знания

• Ясность и очевидность представления как главный критерий истинности

• Доказательность как главная характеристика способа производства новых знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: