Отсюда начинает меняться образ жизни бояр. Бояре руками своих холопов начинают создавать собственное хозяйство. Распахивают землю. Бояре воспринимают эти земли своими, а не князя и передает их по наследству. Так появляется боярская вотчина. По началу такие вотчины не велики. Резко ускоряется процесс феодализации страны. Первыми феодалами были князья. 2 группа феодалов – бояре. Князь – это статус, бояре считаются людьми служилыми. Бояре-землевладельцы. Князю он служит, но в тоже время он приобрел землю без помощи князя. Бояре получают интересный статус – слуги вольные. Он служить обязан, но он служит князю вообще, а не конкретному князю, т.е. может служить у любого другого князя, при этом его земли остаются за ним. Боярин начинает создавать личное войско из холопов. Боевые холопы – профессиональные воины, занимающиеся именно военным делом.
В 14 веке появляется еще один разряд феодалов. Церковь. Кирилл Белозерский в 13 веке впервые запретил церкви содержать холопов. Церковь отказалась от рабов. Он пытается ограничить рабство. Обращает внимание на положение женщин-рабынь. И пришел к тому, что господин должен отпустить на свободу, если сделал рабыню наложницей. Наложница идет в церковь замаливать свои грехи (блуд). Так монастырь получает добровольную бесплатную рабочую силу. Церковь начинает заманивать на свои земли крестьян.
|
|
Настоящий другой шаг сделал Сергий Радонежский по превращению церкви феодала. Келиотский устав был заменен на общежитийный. Монастырь – это община. Монастырь начинает копить богатства и скупать землю. По старой традиции на нее заманиваются крестьяне. Монастырь превращается в феодала. Все крестьяне теперь разделяются на 2 категории: 1. Крестьяне черносошные – крестьяне-общинники. По сути свободные. 2. «Частновладельческие» крестьяне – пока никому не принадлежат, но уже находятся в зависимости. Выделяют 2 вида их: 1) Половники – крестьянин, поселившийся на чужой земле и за пользование землей отдающий господину половину урожая. 2) Серебряники – он взял в займы у феодала деньги и должен отдать долг с процентами. Они бывают: издельные серебряники и ростовые серебряники. Проблема дефляции, серебра на Руси не хватало из-за, того что ордынский выход платился серебром. То есть если взял денег взаймы, то отдавать придется гораздо больше. У ростовых серебряников положение еще хуже – нужно было отдать еще и проценты.
Положение серебряников было гораздо хуже, чем положение половников.
Была еще одна проблема. Жить постоянно под страхом татаро-монголов никто не хочет. Рано восстания появляются, например восстание в Твери 1327 год. Московский князь переиграл татаро-монголов. Дмитрий Донской передал княжение сыну, и изменил порядок наследования престола. (раньше наследовал старший в роду). Но Дмитрий при всех его заслугах сделал еще одну проблему. Русские крестьяне начинают выходить из своих земель и переселяются на пустые земли, отдаленные. Крестьянские общины вырабатывают правила: член общины может из нее уйти, только после окончании сельхоз работ. Так постепенно складывается традиция: переход крестьян из общины в общину переходит во второй половине ноября. Постепенно государство закрепило сложившуюся традицию – Юрьев день. С 19 ноября по 3 декабря – крестьянин могу переходить из общины в общину. Юрьев день не создает никакого крепостного права. Его создали сами крестьяне. Проблемы возникли: 1) в области суда – если люди переселяются на новые земли они не могут быть свидетелями доброй славы по Русской Правде 2) как бороться с преступностью? – раньше за порядком следила община. Теперь поселяются новые люди и управлять по прежнему невозможно. Итак в 1497 году создается Иваном 3 – судебник. Он создается вместо русской правды. Судебник в интересах государства признает хозяином земли не крестьян, а феодала. Он ставит точку в превращении Руси в феодальное государство.
|
|
Основа крепостничества – плата за пользование имуществом феодала.
Менялся и государственный строй Руси. Изначально, великое княжество Московское выступало не как самостоятельное государство, а как часть Великого княжества Владимирского. Московские князья добиваются переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Первоначально, московское государство не представляло собой единого целого. Оно представляло собой комплекс различных феодальных владений. Прежде всего, выделялись дворцовые земли – т.е. личные земли великого князя. Эти земли частично напрямую обслуживали интересы двора Великого князя (управлялись дворецким), а частично управлялись дворцовыми ведомствами – они назывались пути. (Стольничий путь – подчиненные этому пути населенные пункты поставляют продукты для княжеского стола)