Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 7 страница

достойного места в многополярном мире.

* * *

На рубеже 2007— 2008 гг. в политической жизни страны произошли два новых, но ожидаемых события общенацио­нального значения. Их предопределили нормы Конституции Российской Федерации.

В декабре 2007 г. состоялись выборы в Государственную думу. Они проходили только по спискам общероссийских (федеральных) партий. Список партии «Единая Россия» (лидер — Б. В. Грызлов) возглавил Президент России В. В. Путин — политик, завоевавший большой авторитет и популярность в разных слоях российского общества, а в основу предвыборной агитации партии лег «План Путина». Все это во многом определило успех партии «Единая Россия»: она получила более 64% голосов избирателей. За Либерально-демократическую партию России (лидер — В. В. Жириновский) проголосовало 8,14% избирателей. Успех сопутствовал и новой пропрезидентской партии «Справедливая Россия» (лидер — С. М. Миронов) — 7,74% голосов. На долю левооппозиционной Компартии РФ до­сталось 11,57% бюллетеней. Другие партии, участвующие в выборах, получили от 2,3 до 0,13% голосов избирателей и не преодолели необходимого 7-процентного барьера.

В марте 2008 г. прошли выборы Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации не может избираться на высший государственный пост более двух четырехлетних сроков подряд. Поэтому В. В. Путин не выставил на выборы своей кандидатуры. Но и здесь он во многом предрешил исход всероссийского голосования. Действующий Президент от­крыто высказался за кандидатуру первого заместителя Пред­седателя Правительства РФ Д. А. Медведева. За Д. А. Мед­ведева проголосовало 70,28% избирателей, что обеспечило ему убедительную победу уже в первом туре голосования. Другие претенденты на пост Президента Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. В. Богданов — набрали соответственно 17,72, 9,35, 1,3% от общего числа голосов избирателей.

Объясните значение понятий и выражений: федераль­ные округа, «вертикаль власти», Государственный совет, профессиональная армия, Земельный кодекс, финансовый мониторинг, качество жизни, Общественная палата, инно­вационный путь развития.


□ 1. Как в начале XXI в. был решен вопрос о земле? 2. Дайте оценку социальной политики Российского государства. 3. Какое явление получило название «утечка мозгов»? 4. Закончите заполнение таблицы «Внутренняя политика России в начале XXI в.: основ­ные направления и результаты».

Внешняя политика России

Проблема. Каково значение России в современном мире? Вспомните значение понятий: концепция внешней поли­тики, многополярный мир, биполярный мир, геополитичес­кое положение.

Ответьте на вопросы. 1. Что такое постиндустриальное общество? 2. Какое сообщество мы называем «Большой восьмеркой» или «Группой восьми»? 3. Как расшифровывается аббревиатура СНГ?

Новая концепция внешней политики. Обстановка в современном мире в значительной степени определяется глубокими переменами во всем укладе жизни человече­ства, связанными с противоречивым процессом формиро­вания того, что принято называть постиндустриальным обществом. Большую озабоченность в нынешнем мире вызывают: растущий разрыв между передовыми стра­нами (с современной экономикой, качественно новым уровнем жизни) и многими другими государствами, на­ходящимися пока лишь на дальних подступах к постин­дустриальному обществу; глобальные вызовы времени всему человечеству — экологические проблемы, рост организованной преступности, международного тер­роризма, жестокости и насилия, алкоголизма и нарко­мании.

Да и сама Россия за годы реформ кардинально изме­нилась. Ее нынешний политический строй не имеет ана­логов в истории страны. Беспрецедентны с исторической точки зрения очертание ее внешних границ и непосред­ственное геополитическое окружение.

В этих условиях внешняя политика новой России не могла быть возвращением к дореволюционной модели на­чала XX в., а тем более продолжением советской внеш­ней политики с характерной для нее идеологизацией событий международной жизни. Руководству России пришлось заново формулировать свои взгляды на задачи страны в области международных отношений.

В силу этих причин процесс формирования современ­ной российской внешнеполитической доктрины потребо­вал немало времени и прошел через два этапа.

Первый из них начался с декабря 1991 г., когда Рос­сийская Федерация юридически провозгласила себя го­сударством — продолжателем СССР и по праву заняла его место среди пяти постоянных членов Совета Безопас­ности ООН. Характерной чертой этого этапа было явное преобладание в руководящих кругах романтических представлений о месте и роли новой России в современ­ном мире.

Листок из архива. Воспоминания министра иностранных дел РФ И. С. Иванова. 2000 г.

«В общественном сознании царила эйфория перемен. Тогда многим казалось, что стоит лишь резко сменить политические ориентиры, как большинство проблем начнут решаться сами со­бой как во внутренних, так и в международных делах. Подобно

«

тому как в экономической стратегии расчет строился на том, что резкая либерализация цен и включение рыночных механизмов сами по себе создадут положительную динамику развития, — во внешней политике ожидалось, что радикальный поворот от кон­фронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отношение к России, мобилизует массированную по­литическую поддержку и экономическую помощь... Показатель­ным в этом отношении является ставка, сделанная в начале 90-х гг., на ускоренную интеграцию России в евроатлантические структуры. Выдвигались нереалистические задачи — такие, как установление «союзнических» отношений с Западом, к которым ни наша страна, ни сами западные государства готовы не были, поскольку по-разному понимали их смысл».

? Какие крайности существовали в отношении России к За­паду? Как характеризует автор российскую дипломатию в нача­ле 90-х гг. XX в.?

Многие в США и странах Западной Европы, попав под влияние синдрома «победителя в «холодной войне», не рассматривали демократическую Россию в качестве равноправного союзника, а иногда даже ставили под со­мнение необходимость сотрудничества с ней. В лучшем случае России отводилась роль младшего партнера. Лю­бое же проявление самостоятельности и стремления от­стоять свои позиции воспринималось как рецидив совет­ской «имперской» политики.

Этап явного «прозападного крена» российского руко­водства продолжался сравнительно недолго. С середины 90-х гг. начинается второй этап формирования внешне­политической доктрины. Его главной задачей являлась корректировка стратегического курса страны на мировой арене.

В условиях крайне противоречивой международной ситуации стало ясно, что единственно надежным ориен­тиром внешней политики является последовательная за­щита национальных интересов. Только на такой основе можно целенаправленно выстраивать отношения с други­ми государствами.

В чем же заключались национальные интересы Рос­сии в их внешнеполитическом преломлении?

На нынешнем этапе истории страны российская дип­ломатия призвана в первую очередь отвечать жизненным интересам внутреннего развития. В их числе: обеспече­ние надежной безопасности, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повыше­ния жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ ее конституционного поряд­ка, консолидации общества, защиты прав граждан и со­отечественников за рубежом.

Внешняя политика должна быть сбалансированной. Исторический опыт убедительно доказал ошибочность попыток противопоставить друг другу различные геогра­фические направления внешнеполитических усилий Рос­сии. Уже само ее уникальное геополитическое положе­ние как крупнейшей евразийской державы диктует необходимость в равной мере расширять сотрудничество со странами Запада, Востока и Юга.

Для России важно добиваться на мировой арене фор­мирования многополярной системы международных от­ношений, реально отражающей многоликость современ­ного мира с разнообразием его интересов. Эта задача приобрела исключительную важность и актуальность в ситуации, возникшей после распада Советского Союза и крушения так называемого «биполярного мира» (его си­ловую ось все послевоенные десятилетия составляло гло­бальное соперничество двух сверхдержав — США и СССР). Тогда практически сразу четко обозначилась тенденция к созданию однополярной структуры миропо­рядка при экономическом, политическом и военном до­минировании США. При решении важных вопросов международной безопасности ставка все чаще делалась на западные структуры (НАТО и др.), на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Такая стратегия одно­сторонних действий способна была дестабилизировать международную обстановку, провоцировать межгосудар­ственные противоречия, национальную и религиозную рознь.

Идее многополярности соответствует и такой принцип международной безопасности, как взаимный учет и со­гласование национальных интересов. Центральное место в его реализации, безусловно, принадлежит Организации Объединенных Наций. При этом Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкцио­нировать применение силы для принуждения к миру правящих кругов тех стран, политика которых расходит­ся с общепринятыми в мире нормами и правилами.

Эти базовые принципы и установки легли в основу но­вой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в июне 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным.

Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Еще в июле 1991 г. между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Но после распада СССР вступление в силу этого договора оказалось невоз­можным, так как суверенных обладателей такого вида вооружений стало больше. Ядерное оружие осталось, по­мимо России, на территории новых независимых госу­дарств: Украины, Белоруссии и Казахстана. Договор не­обходимо было преобразовать в многосторонний. В мае 1993 г. президенты Украины, Белоруссии и Казахстана подписали протокол, где гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Вскоре после это­го договор ОСНВ-1 был ратифицирован. Важным событи­ем явилось продолжение вывода контингентов бывшей Советской армии из стран Центральной и Восточной Ев­ропы, включая страны Балтии. В основном эта операция завершилась летом 1994 г.

В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали Договор ОСНВ-2. К 2003 г. предусматривалось сократить ядерный потенциал сторон на две трети по сравнению с уровнем, зафиксированным соглашением по ОСНВ-1. Полному уничтожению подлежали тяжелые ра­кеты наземного базирования с разделяющимися боего­ловками, которые в России (в отличие от США) состав­ляют основу боевой мощи Вооруженных сил. Договор не был ратифицирован Верховным Советом. Не торопилась с его принятием и Государственная дума.

Крупным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в сентябре 1996 г. при участии России До­говор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Президент Б. Н. Ельцин стал участвовать в заседани­ях глав семи ведущих стран мира (США, Канады, Ве­ликобритании, Германии, Франции, Италии, Японии). Летом 1996 г. было объявлено о превращении «Группы семи» в «Группу восьми» с участием России. В янва­ре 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы, что явилось признанием миролюбивого курса нашей страны в международных делах и усилий по преобразованию общества на демократических началах.

Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада — Организацией Североатлантического договора (НАТО). В июне 1994 г. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО, а через три года подписала новый масштабный документ — «Основополагающий акт» о взаимных от­ношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. В нем стороны брали обязательства «об отказе от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства любым образом, противоречащим Уставу ООН». Не менее важным было и обещание НАТО не размещать на территории новых го­сударств — участников блока ядерного оружия (к 2004 г. в этот блок вступило 7 бывших соцстран и 3 бывшие со­ветские республики — Латвия, Литва, Эстония).

Однако последующее развитие событий стало вызы­вать у России беспокойство. Новая стратегия, вскоре взятая на вооружение НАТО, предусматривала расшире­ние сферы его деятельности за пределы, установленные Североатлантическим договором 1948 г., и допускала применение силы без санкции Совета Безопасности ООН, т. е. в нарушение принципов международного права.

I

Своего рода полигоном для отработки новой доктрины стало

вооруженное вмешательство НАТО весной 1999 г. во внутренние дела Югославии, что вызвало острейший кризис с момента окон­чания «холодной войны» и нарушило стабильность в мире. Рос­сия осудила боевые действия НАТО в центре Европы. Не встре­тили они одобрения и во многих других странах.

Заметное напряжение в конце 90-х гг. проявилось и в отношениях России с США. Причиной этому стало наме­рение Вашингтона создать национальную систему проти­воракетной обороны, запрещенную Договором по ПРО 1972 г. По мнению российского руководства, нарушение этого Договора было недопустимо, ибо он признан в ми­ре в качестве краеугольного камня стратегической ста­бильности.

Новое руководство России во главе с В. В. Путиным начало свою внешнеполитическую деятельность с при­нятия ряда мер, направленных на активизацию процес­са сокращения стратегических наступательных вооруже­ний и улучшения атмосферы доверия в мире. В апреле 2000 г. был ратифицирован Договор ОСНВ-2. Россия вы­разила готовность к скорейшему началу работы по под­готовке Договора ОСНВ-3 с целью дальнейшего сокраще­ния ядерного оружия.

Президент РФ В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Трагические события в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемир­ного торгового центра в Нью-Йорке и Военного ведомст­ва в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Пре­зидента. Россия присоединилась к усилиям США и других стран мира по подготовке и проведению контр­террористической операции в Афганистане. Не возража­ла Москва и против размещения военных баз США в трех странах СНГ: Киргизии, Таджикистане и Узбекис­тане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отноше­ния России с НАТО.

В ноябре 2001 г. Президент РФ нанес официальный визит в США. Его важным результатом стала предвари­тельная договоренность о новом взаимном сокращении числа ядерных боеголовок до уровня 2 тыс. единиц у каждой стороны. В мае 2002 г. последовал ответный ви­зит Президента США Дж. Буша в Москву, в ходе кото­рого эта договоренность была закреплена в форме юри­дически обязывающего договора. Его подписанию не помешало решение американского руководства (январь 2002 г.) в одностороннем порядке прекратить действие Договора по ПРО 1972 г.

С 2003 г. США совместно с большинством госу­дарств — членов НАТО приступили к подготовке военной операции против Ирака, обвиняя диктаторский режим С. Хусейна в производстве и накоплении химического оружия. Россия, Германия и Франция выступили против силового решения этой проблемы. Однако в марте 2003 г. начались боевые действия на территории Ирака. Хусейн был отстранен от власти и арестован. Химического ору­жия в Ираке натовские войска так и не нашли.

В феврале 2005 г. в Братиславе (Словакия) и в сентябре 2006 г. в Москве состоялись новые встречи в верхах. Президенты В. В. Путин и Дж. Буш обсудили вопросы о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также о согласованной политике в области энергетики и ядерной безопасности.

Помимо отношений с США, другим приоритетом рос­сийской дипломатии было упрочение всесторонних свя­зей с Европейским союзом (ЕС). Прошла серия плодо­творных встреч на высшем уровне Президента РФ и западноевропейских лидеров: в октябре 2000 г. в Пари­же, в марте 2001 г. в Стокгольме и в октябре того же года в Брюсселе — штаб-квартире ЕС. Участники этой встречи приняли решение разработать концепцию обще­го европейского экономического пространства, подписали заявление о совместной борьбе с терроризмом. Вновь гла­вы государств ЕС и России собрались в ноябре 2004 г. в Гааге (Нидерланды). Там были подведены итоги совмест­ной работы и обсуждены перспективы дальнейшего со­трудничества в условиях включения в ЕС ближайших соседей России (Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии).

Регулярно проходили заседания «Группы восьми». В июне 2004 г. в центре внимания оказались проблемы борьбы с бедностью, нераспространения ядерных матери­алов с целью их использования в боевых зарядах. Уча­стники встречи учредили Глобальный центр по разработ­ке вакцины против неизлечимой болезни — вируса иммунодефицита человека. В июле 2006 г. лидеры «вось­мерки» впервые собрались на территории России — в Санкт-Петербурге. По предложению В. В. Путина там были обсуждены три важные темы: глобальная энергети­ческая безопасность, борьба с инфекционными заболева­ниями и развитие мировой системы образования.

Не ослабляя усилий на западном направлении, отече­ственная дипломатия с середины 90-х гг. много больше внимания уделяла отношениям России со странами араб­ского мира, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки.

Интенсивно развивались многогранные связи России с Китаем. К декабрю 1997 г. было завершено разграниче­ние спорных участков российско-китайской государст­венной границы на ее восточном участке протяженнос­тью около 4300 км. В том же году в Москве принимается совместная декларация, где две великие державы высту­пили за многополярный мир. В 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор «О добрососедст­ве, дружбе и сотрудничестве», а в октябре 2004 г. — кон­кретный план действий по его реализации.

Заметные позитивные сдвиги произошли в сфере эко­номического, культурного и гуманитарного сотрудниче­ства с Японией. В ноябре 1998 г. состоялся первый за последнюю четверть века визит премьер-министра этой страны в Москву. В принятой декларации стороны заявили о своей готовности к «долгосрочному созидатель­ному партнерству». В 1998 г. Россия вступила в между­народную организацию «Азиатско-Тихоокеанское эконо­мическое сотрудничество», что давало ей значительные преимущества в торговле с государствами этого огромно­го региона. Укрепляются традиционно дружественные отношения России с Индией — великой азиатской держа­вой. Осенью 2000 г. в Дели была принята российско-ин­дийская Декларация о стратегическом партнерстве, до­полненная по итогам визита В. В. Путина в Индию в декабре 2004 г.

Плодотворные переговоры о сотрудничестве в разных областях были проведены Президентом РФ В. В. Пути­ным во время поездок в 2000—2005 гг. в Бразилию, Вьетнам, Монголию, Португалию, Северную и Южную Корею, Турцию, Чили, Японию, на Кубу, а также на встречах с лидерами влиятельных Азиатско-Тихоокеан­ских региональных форумов.

Россия и страны ближнего зарубежья. Ключевая важ­ность проблем отношений с этими странами определяет­ся новым геополитическим положением России.

После распада Советского Союза европейская часть Российской Федерации превратилась практически во вну- триконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ Российская Федерация оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки некогда единой совет­ской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых незави­симых государств.

Уже один этот геополитический фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовы­годное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Только совместными усилиями можно было найти реше­ние и множества других неотложных проблем, вызван­ных к жизни внезапным исчезновением с политической карты мира СССР. Благоприятный фон для поиска этих решений создало то фундаментальное обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик (кроме стран Балтии) вошло в состав Содружества Неза­висимых Государств.

Перед лидерами провозглашенного в декабре 1991 г. Содружества стояли три важнейшие задачи. Первая — обеспечить условия для мирного цивилизованного по­литического и экономического размежевания бывших союзных республик. Вторая задача заключалась в фор­мировании основ новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, которые бы учитывали интересы всех участников Содружества, способствовали выбору каждым из них собственной модели политическо­го развития, социально-экономических реформ и госу­дарственного устройства. Третья задача предполагала принятие мер к интеграции государств — членов СНГ с опорой на огромный материальный и духовный потен­циал, накопленный за долгие десятилетия совместной жизни и труда в едином государстве.

Уже в 1992 г. был принят Устав СНГ, учреждены цен­тральные органы, координирующие и направляющие его деятельность: Совет глав государств СНГ и Совет глав их правительств. С 1993 г. стал действовать Исполнитель­ный секретариат СНГ — своего рода штаб-квартира Содружества (позднее он был преобразован в Исполни­тельный комитет с более широкими полномочиями). Ре­гулярно созывалась Парламентская ассамблея, объеди­нившая представителей высших законодательных органов стран СНГ.

Оперативно принятые в рамках Содружества решения в некоторой степени облегчили для многих людей жиз­ненные тяготы государственного размежевания еще не­давно единой страны. В их числе: договоренности по без­визовому режиму перемещения граждан, по почтовой связи, полетам воздушных судов и движению желез­нодорожных поездов, по признанию дипломов и сви­детельств об образовании, трудовом стаже, пенсиям и др.

В основном завершился раздел между новыми суве­ренными государствами Вооруженных сил бывшего СССР с сохранением статуса ядерной державы только за Рос­сийской Федерацией. Весной 1992 г. в Ташкенте шестью странами СНГ (Россией, Арменией, Казахстаном, Таджи­кистаном, Туркменией, Узбекистаном) был заключен До­говор о коллективной безопасности. На его базе был со­здан Совет коллективной безопасности и разработан ме­ханизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. С помощью российских войск были погашены оча­ги острого вооруженного противоборства в Молдавии, Азербайджане, Грузии и Таджикистане.

Насущные заботы о формировании суверенной госу­дарственности, обустройстве границ, ликвидации воен­ных конфликтов в разных концах распавшейся державы оттеснили на второй план вопросы сохранения и укреп­ления экономических связей, издавна объединявших территории вновь образованных государств СНГ. Между тем эти вопросы объективно выдвинулись в число наибо­лее актуальных.

К 1992 г. зависимость бывших союзных республик от взаим­ных поставок готовой продукции и сырья достигала в среднем 50% и лишь для России, унаследовавшей от СССР две трети про­мышленного потенциала и более половины сельскохозяйственных угодий, составляла 18%. Разрушение единого, складывающегося десятилетиями народно-хозяйственного комплекса серьезно усу­губило экономический кризис во всех государствах СНГ. Начав­шиеся там рыночные реформы, которые осуществлялись в разном темпе и имели порой совершенно различное содержание, также не способствовали экономическому сближению стран Содру­жества.

Осознание необходимости формирования общего эко­номического пространства, установления всесторонних связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора о создании Экономического сою­за девятью из двенадцати государств Содружества. Не­сколько позже его полноправными участниками стали Грузия и Туркменистан, а Украина присоединилась к со­юзу в качестве ассоциированного члена.

В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европей­ского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В январе следующего года был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казах­стана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим пе­ремещения товаров и капиталов через государственные границы. Были образованы и десятки других межгосу­дарственных отраслевых органов, в том числе Комитет по научно-технологическому развитию, который поддер­жал совместные исследования ученых стран СНГ.

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кир­гизия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к не­му присоединился Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, кото­рый в октябре 2000 г. был преобразован в полноценную международную организацию — Евразийское экономиче­ское сообщество.

Во второй половине 90-х гг. возникло экономическое объеди­нение и без участия России. Грузия, Украина, Узбекистан, Азер­байджан и Молдавия создали свое сообщество — ГУ У AM.

Наряду с экономическим сотрудничеством страны СНГ развивали свои отношения и в военно-политической области — на базе Договора о коллективной безопаснос­ти 1992 г. В 1999 г. он был продлен шестью государст­вами: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Большинство стран СНГ вошли в Объединенную систему противовоздушной обо­роны. На заседании Совета глав государств — участников Содружества в июне 2000 г. была утверждена Програм­ма по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

В конце 1997 г. лидеры России и Украины подписа­ли соглашение о разделе Черноморского флота и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, работа над ко­торым шла с 1991 г.

Заметнее всего интеграционные процессы проявились в отношениях России и Белоруссии. Были последователь­но заключены Договоры о Содружестве (апрель 1996 г.) и о Союзе (апрель 1997 г.) двух государств. Возникли первые наднациональные органы: Высший совет в соста­ве двух президентов, Исполнительный комитет и Парла­ментское собрание Союза. При этом страны-союзницы со­храняли государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои Конституции. В де­кабре 1999 г. был сделан новый шаг на пути сближения Российской Федерации и Республики Беларусь — подпи­сан Договор о создании Союзного государства. Но до се­го времени он не получил наполнения реальными дела­ми. В частности, с большими трудностями столкнулось решение вопроса о введении единой валюты.

В середине первого десятилетия нового века прочность Содружества подверглась серьезным испытаниям. В ряде стран СНГ произошли так называемые «цветные револю­ции»: «революция роз» в Грузии (весна 2004 г.), «оран­жевая революция» на Украине (конец 2004 г. — начало 2005 г.), «революция тюльпанов» в Киргизии (март 2005 г.). Под символикой этих цветов сплотились оп­позиционные силы, заявившие о фальсификации офи­циальными властями итогов выборов грузинского парламента, президентов Украины и Киргизии. В столи­цах этих государств состоялись массовые народные вы­ступления, организованные оппозицией. В результате к власти пришли новые политики. Часть из них тут же по­ставила под сомнение курс на сближение с Россией. О своей решимости вступить в НАТО и Европейский со­юз заявили и новые президенты Грузии и Украины.

Учитывая резко негативное отношение России к расширению НАТО за счет Украины и Грузии, руководство этого военного блока в целом заняло выжидательную позицию, тем более что политическая ситуация на Украине, и особенно в Грузии, отли­чалась большой нестабильностью. В Грузии бывшие автономные образования советской эпохи (Абхазская автономная республика и Южно-Осетинская автономная область) еще в начале 1990-х гг. заявили, опираясь на волеизъявление своих граждан, о выходе из состава Грузии и создании собственной государственности. Попытка Тбилиси решить этот вопрос в 1993 г. не через пере­говоры, а силовым путем бесславно провалилась, вызвав взаим­ное ожесточение. Это обстоятельство не помешало США и ряду других стран приступить, не жалея средств, к широкомасштаб­ному перевооружению грузинской армии по натовским стандар­там.

8 августа 2008 г. по приказу президента Грузии М. Саакаш- вили части регулярной грузинской армии внезапно вторглись на территорию Южной Осетии. Уже в первый день кровопролитных сражений погибло около 2 тыс. мирных жителей республики и российских миротворцев, которые находились там по договоре­нности с грузинским президентом. Руководство России оператив­но, используя вооруженную силу, помогло местным отрядам са­мообороны отразить агрессию и тем самым спасти осетинский народ от откровенного геноцида. Вскоре последовал указ Прези­дента РФ Д. А. Медведева о признании Российской Федерацией государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. В от­вет Тбилиси заявил о разрыве дипломатических отношений с Москвой и выходе Грузии из СНГ.

Однако и в этих условиях российское руководство не отказывается от одного из основных приоритетов Кон­цепции внешней политики РФ: дальнейшего развития многосторонних связей с государствами Содружества, ук­репления с ними добрососедских отношений и стратеги­ческого партнерства в решении насущных задач между­народной жизни. При этом подчеркивается, что Россия во главу угла ставит обеспечение своих национальных интересов, в том числе защиту прав многих миллионов соотечественников в странах ближнего зарубежья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: