Скульптура и ДПИ эпохи Каролингов

Церковная реформа Карла Великого. Архитектура эпохи Каролингов

Архитектура Овьедо и Леона

В конце VII века майордомы Австразии стали правителями объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя Карла Великого новая династия получила название Каролингов. Карл способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. Империя Карла была достаточно рыхлым раннефеодальным государством, в котором лишь церковь обладала хорошо налаженной организацией. Литургия повсюду в империи совершалась по римскому образцу, бенедиктинский устав стал основой монастырской жизни.

Об архитектуре Франкского государства можно судить по немногим сохранившимся зданиям, данным археологии и письменным источникам. Архитектура меровингской эпохи выработала ряд новых типов сооружений. Можно выделить бург - укрепленный военный лагерь, послуживший основоположником типа средневекового замка. В раннем средневековье центр хозяйственной жизни сместился в сельскую местность и на смену городам, епископским резиденциям и административным центрам пришли поместья и монастыри.

При Карле Великом пфальц в Ахене (ФРГ)- стало подобием столицы.

Прообразом императорского пфальца в Ахене послужили дворцовые сооружения в Латеране и Константинополе. Подобно им в Ахене было 2 центра – тронный зал и дворцовая капелла. Тронный зал не сохранился, но капелла в Ахене (освящена в 805г.), несмотря на позднейшие перестройки сохранила первоначальный облик. Примером для нее несомненно послужила церковь Сан Витале в Равенне. Строителем капеллы источники называют Одо из Меца. Столбы и своды отличаются свойственной Древнему Риму массивностью, а геометрическая отточенность образующих внутреннее пространство элементов так не похожа на струящиеся объемы равеннского храма.

Капелла служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Здание представляет собой шеснадцатигранник, внутри которого расположено восьмиугольное подкупольное пространство. В Ахене на первый план выступила статичность пространства, доминирует масса стены и опоры в нижнем ярусе. Тяжелая арочная конструкция «ставит на колени», тогда как верхняя императорская зона пронизана движением вверх. Капелла Карла Великого подразделялась на отдельные зоны, а также ячейки. Она несла идею драматического конфликта земли и неба.

Вестверк был нововведением каролингской архитектуры. Почти в неизменном виде дошел лишь вестверк церкви аббатства Корвей – двухъярусный зал с эмпорам, увенчанными шатром. Со стороны фасада находятся 2 башни. Композиция вестверков дала повод трактовать эту часть, как символ крепостных врат, охраняющих вход в священное пространство.

Появление второго полюса в храмовой постройке существенно меняло композиционную структуру здания. Односторонняя базилика уступила место храму с двумя противолежащими центрами. Инной путь в том же направлении демонстрируют церкви с апсидами на противоположных концах.

В каролингскую эпоху все больше внимания стали уделять криптам. Это своего рода вторая церковь в храме, некое триумфальное сооружение над могилой святого. Увеличение числа реликвий и погребений, необходимость сделать их доступными для паломников привело к появлению плана крипты с радиально расположенными капеллами кольцевого обхода, что повлияло на план всей апсидальной части храма.

Монументальная пластика еще не была развита. Скульптурные изображения составляли удел малых форм - резьбы по слоновой кости и ювелирного дела. Значительного совершенства достигло бронзовое литье (Мужчина на коне. Предположительно Карл Великий).

Слоновая кость была излюбленным материалом раннего средневековья. По преимуществу сохранившиеся пластинки слоновой кости каролингского периода – это оклады книг. В стилистическом плане рельефы и миниатюры не представляют единства.

Наряду с рельефами мастера умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами. Знаменита фигура св. Веры в Конке (конец 10 в.). Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.

7. Миниатюра Каролингов. Понятие «Каролингский ренессанс»

Эпоха Карла Великого

Живопись каролингской эпохи нашла свое наиболее яркое воплощение в книжной миниатюре. Влияние ее было ощутимо в ювелирных изделиях и резьбе по слоновой кости. Список евангельских текстов, законченный в 783 году писцом Годескальком для Карла Великого, стал памятником, возвестившим начало нового этапа в истории книжной миниатюры. Богато украшенная рукопись написана золотым и серебряным шрифтом на пурпурном пергаменте. Изобразительная традиция в противовес декоративной стала доминировать. Тонкая графичность, почти орнаментальная игра линий сочетается в миниатюрах с пристальным вниманием к человеческой фигуре.

Евангелие, вышедшие из придворной мастерской Карла, объединяют в «группу Ады», по имени аббатисы Ады.

Рукописи «группы Ады» выдвинули проблему изображения объемного пространства. Троны, на которых восседают евангелисты, помещены в своего рода ниши, архитектурные задники образуют пространственную среду.

Наиболее близким к античным прототипам оказались произведения придворной школы, которые группируются вокруг «Коронационного Евангелия» (конец VIII века, Вена, Музей истории искусства). Он украшен миниатюрами в живописной манере. Благородная представительность и объемность фигур, пейзажные фоны, отсутствие символов евангелистов говорят о том, что миниатюрист опирался на образцы, восходящие к очень раннему времени.

Эпоха Людовика Благочестивого

Реймские мастера наполнили свое ис- во особой взволнованной атмосферой, обрели свободу интерпретации в рамках сложившегося канона. Главными выразительными средствами мастеров выступают линия, быстрый короткий штрих, внезапно возникающее из перелива тонов и цветных линий красочное пятно. Восприятие мира миниатюристами реймской школы обострено, в их интерпретации на первый план выступает непосредственно понятое и убедительно переданное драматическое переживание.

Излюбленным объектом иллюстрации была Пластырь. В каролингский период возникло 2 наиболее полно иллюстрированных манускрипта: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта (ок. 830 г.) и современный ему список в Штутгарте. Иллюстрации «Утрехтской Пластыри» исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице. Перемежаясь с текстом в виде широких лент, они возникают подобно изобразительными комментариям древних свитков. Но изобразительный ряд не всегда совпадает с текстом. Рисунки то пространно иллюстрируют толкование, отсутствующее в рукописи, то отличаются наивным буквализмом. Каждый псалом сопровождается изображением динамично сменяющих друг друга эпизодов. Исполненные в эскизной манере, рисунки рождают ощущение вдохновенной импровизации.

Эпоха Карла Лысого

В Туре мастера следовали по стопам дворцовой школы, знали древние рукописи, а также сумели усвоить уроки реймских мастеров. Стиль - степенный и торжественный, композиция отличается ясным построением, каждая сцена полна значительности. Фигуры движутся с достоинством, страсти и волнения разрешаются в величавом спокойствии главного действующего лица.

В это время выделились 2 рукописи «Библия Мутье- Грандваля (ок. 840 года) и списка библейского текста, исполненного по заказу светского аббата Тура графа Вивиана (845/46 года). Художники «Библии Грандваля» еще достаточно точно следовали позднеантичному образцу в композиции миниатюр, одеждах действующих лиц, в перспективной трактовке интерьера, в изображении пейзажа. Художники «Библии Вивиана», создавая сцену поднесения рукописи Карлу Лысому, руководствовались «иерархическим» пониманием пространства. Фигуры расположены в переделах композиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Император изображенный как Христос восседает на троне, превосходя остальных ростом.

Каролингский ренесанс

Культурный подъем в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8- 9 веках в основномна территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. «К. в.» было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.

Искусство каролингской эпохи не имело ярко выраженного стилистического единства и распадалось на множество отдельных направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников. Вместе с тем каролингское возрождение заложило фундамент дальнейшей эволюции европейского художественного творчества, сделав его достоянием античную традицию.

8. Раннероманская («Оттоновская») архитектура на территории Германии

Подъем империи при Оттонах сопровождался ярким расцветом ис- ва, которое стало ранней стадией немецкой романики.

Опору для своего творчества немецкие мастера искали в первую очередь в ис- ве Каролингов.

Ведущее место в эпоху оттонов заняла строительная школа в Саксонии. Наиболее ранние постройки (крипты) сохранились в Кведлинбурге. Именно здесь начинают зарождаться важные черты романских сооружений: кольцевой обход и чередование опор.

В хорошей сохранности дошла церковь Санкт Цириакус в Гернроде. Имеет Т- образный план, плоское балочное перекрытие и 3 восточные апсиды. Имеет импоры. В интерьере базилики основным ритмическим мотивом стало чередование опор. Оно подчеркивало начала симметрии в плане.

Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа германской архитектуры стала, стала церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме. Она имеет двустороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, порталы и окна. На востоке храм завершают три апсиды, в западной части - крипта и хор с обходом. Поражает исключительная точность пропорций, ясная композиция, мудрая простота, сочетание объемов. Отчетливо прослеживается попытка найти единый модуль архитектурных масштабов. Им стал квадрат средокрестия, который повторяется и модифицируется в основных компонентах плана.

Архитектура западных областей стала приобретать значение на пороге ХI столетия. В Кельне построили церковь Санкт Панталеон – однонефное здание с низким восточным трансептом и величественным вествергом. Вторая постройка- церковь Санкт Мария им Капитоль.

В Вестфалии была построена капелла Санкт Барталомеус. Она перекрыта куполом и имеет нефы одинаковой высоты.

Церковь Лимбурге – на – Харде и собор в Шпейере своими внушительными размерами утвердили престиж императорской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: