Романская архитектура Франции (школы Бургундии, Нормандии, Оверни)

Прогресс общества, рост и развитие ремесла положительно влияли на художественный процесс. Конструктивные формы и планировочные решения в архитектуре достигли в этот период зрелости. Особое явление в романском зодчестве- паломнические церкви. Юг и юго - запад страны пересекали 4- ре дороги пилигримов. Все они сходились за Пиренеями в монастыре Сантьяго – де - Компостела. Четыре больших собора отмечали каждую из этих дорог. Планировка зданий была функционально обусловлена непрерывным движением пилигримов, желавших видеть реликвии и принять участие в службах.

Храмы обладают протяженными нефами и просторными трансептами. Сквозной обход, намеченный планом нижнего этажа, повторялся на уровне галерей второго яруса, охватывавших все здание. Более четкой и конструктивной стала система сводчатых перекрытий. Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом, в боковых были крестовые. Необходимость снимать распор тяжелого центрального свода заставила отказаться от окон верхнего яруса, деление стены оказалось двухчастным. Освещение в центральном нефе было скудны, свет проникал через галереи, которые перекрывались полуциркульными сводами. Несмотря на высоту помещений, церкви выделяются суровой мощью и уплотненность пространства.

Школа Бургундии

Бургундские храмы отличаются ясностью планировки, четкой обособленностью каждого компонента здания. Классическая композиция – Сент Этьен в Невере (1063- 1097). План имеет форму вытянутого латинского креста, средний неф выше боковых и включает 3 яруса членений: над аркадой расположен трифорий- узкая, закрытая снаружи галерея над боковыми нефами, выше него – окна. Все помещения перекрыты сводами, цилиндрическим в центре, крестовыми по бокам и в кольце обхода хора, средокрестие перекрывает восьмичастный сомкнутый свод.

С Бургундией была связана деятельность цистерцианского ордена. Строительство цистерцианцев приходится на ХII век. Устав ордена отличался жесткой дисциплиной, а возреня- строгим аскетизмом. Постройки в их монастырях выделялись ясно выраженной функциональностью., продуманностью конструкций и полным отсутствием декора.; их красота в прекрасной кладке, строгости силуэтов и линий.

Школа Оверни

Рано сложился тип овернской церкви. Главные памятники Оверни были созданы ХII веке; в начале следующего столетия к ним присоединилась церковь Сен Поль в Иссуаре. Все храмы расположены в близком соседстве друг к другу, в гористой местности, богатой вулканическими породами. Свойства твердого темного камня нескольких оттенков обусловили четкость объемов и сдержанное, сосредоточенное величие облика овернских церквей. У них одна или две башни на западном, как правило, маловыразительном фасаде и хорошо разработанная восточная часть. Именно здесь находится средоточие всей композиции, господствует степенный ритм пирамидально убывающих по вертикали объемов и масс, округлых и прямоугольных. Их объединяет, подчиняя своему взлету, восьмигранная башня над средокрестием. При всем типологическом сходстве каждое здание овернских мастеров обладает индивидуальным своеобразием. Зодчие Оверни с поразительным ис- вом умели вписать свои здания в гористый пейзаж местности.

Школа Нормандии

Нормандия после похода Вильгельма Завоевателя в Англию входила в состав владений английской короны на континенте. Нормандцы усиленно распространяли свои строительные приемы по другую сторону Ла –Манша, что определило черты сходства зданий нормандии и Англии. Наиболее значительные нормандские церкви зрелого стиля сохранились в Кане. Выделяются Сент Этьен и Сент Трините. Сент Трините характерна своими мужественными пропорциями и строгим благородством интерьера, который определяют свободная поступь аркады и узкий трифорий. Западные башни, получившие завершение при перестройке здания в ХII веке полны напряженной силы, в них заметно нарастание вертикальных членений от яруса к ярусу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: