В колониальный период

Традиционная культура и искусство стран Азии и Африки

Религиозно-цивилизационный фундамент.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Религиозно-цивилизационный фундамент Китая, Японии, Кореи, Вьетнама. Значение конфуцианства в политической истории Китая. Неоконфуцианство и синтоизм в Японии. Роль синтоизма в создании культа императора. Влияние Китая и Японии на традиционную культуру Кореи. Традиционализм – ментальная ценность народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Традиционный театр, архитектура, музыка, литература, живопись. Искусство экибаны в Японии. Чайная церемония в Китае и в Японии. Календарные обычаи народов Восточной Азии. Традиционная кухня народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие образования и науки в конце XIX – первой трети XX веков.

Страны индуистско-буддийской цивилизационной основы. Основные положения религиозных систем индуизма-буддизма. Слабое сопротивление колониализму в Индии, Шри Ланке, Бирме, Сиаме, Лаосе, Камбодже. Преимущественно мирный характер национально-освободительного движения. Традиционная культура Индии. Архитектура. Театр. Литература. Философия. Искусство. Влияние экономической трансформации на традиционную культуру Индии. Развитие системы образования во второй половине XIX – первой трети XX веков. Синкретичный характер культуры на островах Индонезии.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки. Традиционная культура Египта – экономического, политического и культурного лидера региона. Архитектура, литература, театр, искусство. Отражение Европейского влияния в культуре Египта первой трети XX века. Образование и просвещение. Национальные библиотеки.

Традиционная культура Марокко, Туниса, Алжира, Ливии – стран арабского языка и ислама, как государственной религии. Влияние Османской империи на культуру стран Северной Африки в XVIII веке. Культура колониального периода. Архитектура. Ремесла. Театр.

Прерывность в культурном развитии стран Суданского пояса. Исламизация культуры. «Суданский» стиль в архитектуре. Ремесла. Изготовление масок. Подъем культуры и образования в конце XIX-начале XX веков.

Страны Западной Африки. Традиционная культура народов Гвинейского побережья. Ремесла. Изготовление масок. Бронзовое художественное литье. Архитектура. Развитие системы образования в первой трети XX века.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(указывается рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины)

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» начинается с лекционных занятий, на которых рассматриваются наиболее сложные проблемы курса. Семинарские занятия предназначаются, прежде всего, для работы с первоисточниками. На семинарах студенты овладевают понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, учатся свободное оперирование им, вырабатывают навыки самостоятельного мышления и устного выступления. Тематика семинарских занятий, вопросы к ним, а также необходимые первоисточники представлены в учебно-методических пособиях (Г. В. Скопинцева; Программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки» и Учебно-методические рекомендации по курсу «Новая история стран Азии и Африки» для студентов ОЗО Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004; Скопинцева, Г.В. Новая история стран Азии и Африки: учебно-методическое пособие/ Г.В. Скопинцева; Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. Первым шагом в ходе подготовки к практическим занятиям должно стать изучение той главы учебника или текста той лекции, где речь идет об историческом периоде, к которому относиться изучаемая тема. Нужно понять особенности этого периода. Затем следует внимательно прочесть текст исторического источника, отобрать те его фрагменты, которые позволяют ответить на вопросы плана практического или семинарского занятия.

Работа с источником как познавательный процесс предполагает: во-первых, выявление в тексте определенного содержания, которое отражает понимание роисходящего события или программного положения, которые отражает материал источника. Для дальнейшего понимания изучаемой проблемы необходимо проработать научную литературау, указанную к каждому семинарскому занятию. Эта литература имеется либо в читальном зале БПГУ, либо в городской библиотеке имени В.М. Шукшина. Ее рекомендуется прочитать и проработать.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, не вошедшие в курс лекций и программы семинарских занятий, рекомендуется подготовить в форме докладов и рефератов.

Чтобы подготовить и написать реферат надо вначале, как и при подготовке к семинарскому занятию, прочесть главу учебника, где освещается период, к которому относится избранная тема. Можно законспектировать эту главу, что помогает лучшему усвоению. Затем следует найти в хрестоматиях или отдельных изданиях источник (источники) по теме реферата, изучить и проанализировать его в контексте заявленной проблемы. Критическое отношение к источнику, т. е. выявление того, что в источнике достоверно, а что сомнительно, обязательно. Помощь в этой работе может оказать дополнительная научная литература, которую надо выявить в систематических каталогах библиотек. Эту литературу надо прочитать, законспектировать и предоставить для проверки.

В ходе изучения источников, учебной и научной литературы следует составить план реферата, т. е. перечень тех вопросов, которые будут в нем раскрыты. Обычно это либо компоненты изучаемой темы, либо этапы изучаемого событитя. План может изменяться и совершенствоваться до самого окончания работы.

Текст начинается с введения, где формулируется цель работы и познавательные задачи, которые должны быть разрешены для достижения этой цели. В этой части работы можно очень коротко охарактеризовать период, к которому относится избранная тема. После этого следует перейти к характеристике источников: указать время и место их возникновения, авторство и историческую обстановку появления источников, выявить позднейшие вставки, редакторские или цензурные правки, тенденциозные купюры (пропуски), расшифровать термины и обозначения. Эти процедуры называют внешней критикой источника. Изучение содержания, социального смысла и установление фактической ценности источника является его внутренней критикой.

После характеристики источника надо дать краткий историографический обзор. В нем следует показать свое знакомство с постановкой и решением вопросов, составляющих тему доклада или реферата, в рекомендованной и изученной литературе. При этом не следует перечислять большого количества имен ученых, работы которых не читались. Характеризуя изучаемый источник, необходимо отметить какое событие или этап данного события он отражает. При этом необходимо отметить позицию автора источника по интересующей вас проблеме, на какие

исторические факты он опирается, формулируя свои выводы, а какие отвергает или замалчивает. Попытайтесь понять – почему? Процесс характеристики автором общественных отношений, культуры изучаемого им общества, как правило, отражает

его принадлежность к определённой исторической школе. Огромную роль на позицию автора, если он был современником событий, оказывала его личная позиция по интересующей вас проблеме.

В докладе или реферате следует попытаться выявить разницу в постановке и решении проблем данной темы между отечественными и зарубежными историческими школами, между различными отечественными и зарубежными авторами.

В кратком заключении следует показать, что поставленные вами задачи решены, и цель работы достигнута.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: