Лекция №1 разделы дисциплин и виды занятий

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами - нет

Содержание разделов (модулей) дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции (Л)          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС): -конспектирование; - презентации.          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) (указывается вид промежуточной аттестации) зачет        
Общая трудоемкость час          
№ п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Интер. средства Сам. работа Всего
             
1. Истоки отечественной литературы          
2. Древнерусская литература.          
3. Русская литература XVIII века.          
4. Русская литература ХIХ века.     Лекция-визуализация. Работа с со школьными учебниками    
5. Русская литература ХХ – ХХI вв.     Лекция-визуализация. Работа с со школьными учебниками    
  Итого:          
1. Истоки отечественной литературы. Специфика русского фольклора. Классификация фольклора. Фольклорные жанры: эпические, лирические, драматические и малые фольклорные жанры. Расцвет устного народного творчества как одна из предпосылок возникновения литературы в Древней Руси.
2. Древнерусская литература. Основные предпосылки возникновения древней литературы.Общая характеристика литературы X - XVII веков. Основные особенности поэтики древнерусской литературы. Тенденции развития древнерусской литературы. Система жанров древнерусской литературы: летопись, житие, воинская повесть, бытовая повесть, сатира и др.
3. Древнерусская литература. XVIII век как культурологическое понятие. Значение реформ Петра I в развитии русской литературы. Характеристика развития русской литературы в XVIII веке. Сложность литературного процесса, мотивированная стремительностью литературной эволюции, бурной сменой литературных методов. Основные периоды развития. Творчество А. Сумарокова, М. Ломоносова, Д. Фонвизина, Г. Державина и др.
4. Русская литература ХIХ века. Основные тенденции развития русской литературы в 1\3 ХIХ в.Литературные общества, кружки, салоны («Арзамас», «Зелёная лампа», «Беседа любителей русского слова», «Любомудры» и др.), их влияние на развитие литературы. Романтизм. Появление новых жанров в русской литературе: баллада, элегия, послание, поэма, сказка, роман. Творчество поэтов-романтиков (К. Батюшков, Е. Баратынский, К. Рылеев и др.). Развитие в русской литературе пушкинских традиций. Творчество М.Ю. Лермонтова. Появление натуральной школы как необходимого момента эволюции русской литературы. Утверждение реализма в русской литературе (Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Островский и др.). Поэтика реализма. Творчество Ф.М. Достоевского. Развитие русского философского романа. Традиции Достоевского в русской литературе. Творчество И.А. Гончарова. Творчество И.С. Тургенева. Новаторство драматургии А.Н. Островского. Развитие русской литературы конца ХIХ в.
5. Русская литература ХХ -XXI вв. Кризис реализма и зарождение модернизма в литературе. Русский модернизм в контексте мировых модернистических тенденций. Модернистские направления и течения серебряного века. Основные представители. Литературное развитие 1917-1920-х гг. Традиции и новаторство. Основные представители (А. Фадеев, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Бабель, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, Ю. Олеша и др.). Интенсивное развитие теории литературы (Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Томашевский, В. Пропп, О. Фрейденберг и др.). Влияние литературных традиций 20-х гг. на последующее развитие литературы. Эмигрантская литература («литература русского зарубежья», «литература русского рассеивания»): причины возникновения, специфика, периодизация, основные представители. Творчество В. Набокова, А. Солженицына, В. Войновича и др.) Литературный процесс 1930-х гг. Поэтика тоталитарного искусства. Судьба творческой личности в тоталитарную эпоху (А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам и др.). Возникновение «потаённой» литературы. Последствия влияния социальных идей на развитие литературы. Особенности русской советской литературы 1940-х гг. Тенденции развития и основные представители (А. Твардовский, А. Фадеев, К. Симонов, В. Некрасов, А. Сурков, М. Исаковский и др.). Период «оттепели» и подъём литературы в 1950-1960-х гг. Литературный процесс 1970-1980-х гг. Тенденции развития, основные представители (В. Высоцкий, В. Шукшин, В. Распутин и др.). Противостояние государства и свободной литературы. Особенности литературного процесса конца 1980 гг.- начала ХХ века. Культурная атмосфера. Демократические реформы. Отмена политической цензуры. Возвращение запрещённой литературы как главный фактор литературного подъёма. Способы обновления поэтики: споры о постмодернизме, новом реализме, трансметареализме, постреализме, «другой прозе» и пр.

Лекции представляют общие тенденции с эпохи Древней Руси до настоящего времени.

Практические занятия направлены на сопоставительный анализ произведений древнерусской литературы, литературы XI – XXI вв.

Лекции – 20 часов

Тема: Древнерусская литература (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: