СОДЕРЖАНИЕ
Распределение по семестрам
Б.3.2.4. История отечественной литературы
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки Начальное образование
Степень выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Составитель:
старший преподаватель кафедры
методики начального образования
_______________ Е.В. Островская
Бийск 2011
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден 22 декабря 2009 г. № 488) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 10.05.2011 г., протокол № 8).
Номер семестра | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем | В том числе | |||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | |||||||
Всего | Из них | |||||||
Лекции | Практ. | Конс. | ||||||
- | зачет |
Программа обсуждена на заседании кафедры методики начального образования
Протокол № _ 1 _ от «_ 06 _» _ сентября _ 2011 г.
Заведующий кафедрой _________ Л.Я. Кульбякина
1. Цель и задачи дисциплины………………………………………………………………….4
2. Место дисциплины в структуре ОПП ВПО………………………………………………...4
3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………………………5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………….6
5. Содержание дисциплины……………………………………………………………………6
6. Лабораторный практикум……………………………………………………………………7
7. Примерная тематика курсовых (проектов) работ…………………………………………..8
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………8
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………….10
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………………….10
10.1. Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей……………….10
10.2. Методические рекомендации по дисциплине для студентов……..……………….11
Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации………………15
Технологическая карта дисциплины………………………………………………………….19
Дополнения и изменения в рабочей программе……………………..……………………….23
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курса «История отечественной литературы»входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка студентов к профессиональному чтению, устным выступлениям и письменным работам в области истории отечественной литературы и литературоведения. Цель определяет следующие задачи курса:
- изучение принципов и подходов к исследованию произведений различных жанров и разных эпох;
- усвоение студентами категориального аппарата теории и истории литературы, а также литературной критики;
- приведение соответствующих понятий в системное единство;
- создание условий совершенствования читательской деятельности студентов;
- осмысление студентами собственной читательской деятельности и проектирование читательской деятельности детей;
- формирование у студентов умения самостоятельного творческого прочтения произведений литературы, умения видеть специфику конкретного литературного произведения;
- формирование профессиональных умений будущих учителей по организации читательской деятельности детей на широкой научной основе и на базе собственной квалифицированной читательской деятельности.
Дисциплина «История отечественной литературы» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (3.2.4).
Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «История отечественной литературы», является образование.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение.
Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- овладение содержанием предмета «История отечественной литературы» в соответствии с образовательной программой;
- планирование и проведение учебных занятий по предмету с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения предметам, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- применение современных средств оценивания результатов обучения;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению.
- выполнение научно-методической работы.
в области культурно-просветительской деятельности:
- воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей;
- формирование литературоведческой культуры учащихся.
Для освоения дисциплины «История отечественной литературы» используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения курса литературы в общеобразовательной школе.
– базовые знания о литературоведческих дефинициях и правилах их сочетаемости;
- базовые знания о видах и жанрах литературы и их литературоведческих признаках;
- умения применять литературоведческие знания на практике;
– умения создавать письменные и устные высказывания;
– навыки анализа литературных текстов разных жанров.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения различных видов педагогической практики, подготовки к написанию и защите курсовых и дипломных работ.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
Общепрофессиональные компетенции:
- (ОПК -3).
Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
Специальные компетенции:
– (СК- 3).
Студенты должны знать:
- основные понятия и термины дисциплины: литература, искусство, произведение, читательская деятельность, художественность, образ, литературоведение, анализ, интерпретация, поэтика, системность литературы, системность произведения, литературная эволюция, традиция и новаторство, контекст и подтекст, реминисценция, мир произведения, содержание и форма, сюжет и фабула, мотив, персонаж, психологизм, портрет, вещь в литературе, хронотоп, художественная деталь, композиция, повествование, описание, рассуждение, точка зрения, повествователь, рассказчик, образ автора, художественная речь, поэтический язык, тропы, поэтические синтаксис, фонетика и графика, художественный метод, литературные роды, жанры, эпос, лирика, драма, стихосложение, рифма, метр, ритм, литературные направления и течения;
- специфику детской литературы;
- крупнейшие этапы истории развития науки о литературе и её современные тенденции.
Студенты должны уметь:
- видеть специфику конкретного литературного произведения;
- демонстрировать на практике владение основными понятиями и терминами литературоведения;
- владеть различными приёмами анализа произведений литературы;
- самостоятельно творчески читать произведения детской литературы;
- определять явления в художественном тексте и приводить свои примеры из художественных произведений;
- оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;
- находить связи русской детской литературы с устным народным творчеством и отечественной и мировой литературы.
Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.