Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Студента)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Презентации по темам курса.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - https://festival.1september.ru;

2. https://www.detskiysad.ru;

3. https://pedsovet.org;

4. Российская государственная библиотека URL:http// www.rsl.ru;

5. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского URL:http// www.gnpbu.ru;

6. Российская национальная библиотека URL:http// www.nlr.ru;

7. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им.Шишкова

URL:http// www.akunb.altlib.ru;

IQLIB (Электронно-библиотечная система: образовательные и просветительские издания) – https://www.iqlib.ru

Б.3.2.4. «История отечественной литературы»

(по 3 курсу, 5 семестр)

для студентов образовательной профессиональной программы бакалавриат. по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки: Начальное образование.

по очной форме обучения

№ п/п Наименование Кол-во Форма Использования Ответственный
  Аудитория № 104.      
  Мультимедиопроектор, видеокомплекс   Демонстрация материалов лекций, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов. Чураев Е.И.
  Аудитория № 303      
  Видео комплекс (видеомагнитофон, телевизор, DVD)   Демонстрация видеозаписей уроков литературного чтения в начальной школе. Русанова О.В.
  Аудитории № 101   Тестирование.  
  Персональные компьютеры   Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов, работа с мультимедийными материалами на практических занятий. Чураев Е.И..
  Аудитория № 201      
  Мультимедиопроектор, видеокомплекс   Демонстрация материалов лекций, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов. Балашова О.Н.
  Аудитория № 202      
  Персональные компьютеры   Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов, работа с мультимедийными материалами на практических занятий. Балашова О.Н.

Курс «История отечественной литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка будущих учителей начальных классов в области истории литературы, что должно способствовать лучшему усвоению таких программных курсов, как «Теория литературы и практика читательской деятельности», а также «Детская литература». Цель определяет следующие задачи курса:

- формирование определённой историко-литературной базы знаний студентов;

- усвоение студентами основных стилистико-поэтических особенностей ведущих представителей отечественного литературного процесса;

- приведение соответствующих имён и понятий в системное единство;

Курс «История отечественной литературы» предполагает обращение к основным периодам развития русской литературы, начиная с истоков её зарождения и заканчивая современным литературным процессом. Курс знакомит студентов с особенностями функционирования литературного произведения в системе культуры. В ходе изучения курса предполагается как обзорное освещение материала, так и подробное монографическое исследование ряда тем. В предлагаемом курсе представлена попытка показать обусловленность литературно-художественного текста факторами языка и быта, проследить развитие русской литературы от её зарождения до настоящего времени как непрерывный закономерный процесс, где находит отражение взаимосвязь литературных фактов и явлений культуры .

Теоретической основой курса выступает теория литературной эволюции, разработанная в трудах представителей русской формальной школы (Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума и др.) и находящая отражение в современном литературоведении (Ю. Лотман, М. Чудакова, Б. Гаспаров, Н. Лейдерман, М. Липовецкий и др.). На материале произведений отечественной литературы практическому освоению и обсуждению подлежат такие ключевые понятия историко-литературного процесса, как классицизм, сентиментализм, романтизм и пр. с обязательным соотношением литературных явлений с произведениями «предыдущих» литературных эпох, и с уяснением значимости литературного явления для последующего литературного развития. Принципами отбора литературного материала для практического обсуждения выступает: значимость текста в литературном и культурном процессе, объём текста. Так, предпочтение отдаётся небольшим по объёму литературным произведениям, что, по нашему мнению, позволяет в ограниченное аудиторными часами время сконцентрировать внимание студентов на особенностях их построения и, в целом, не препятствует уяснению художественных принципов отдельно взятых поэтических систем (жанры древнерусской литературы, творчество Пушкина, Гоголя и пр.).

Курс делится на соответствующие блоки, включающие круг произведений одного периода. Для лучшего понимания национального литературного процесса предполагается обращение к его истокам, а именно – к функционированию жанров устного народного творчества и древнерусской литературы. В связи с чем, первый блок курса – «Истоки отечественной литературы» – включает ряд тем, посвящённых изучению таких жанров фольклора, как сказка, былина, лирическая песня, анекдот и пр. В цикле древнерусской литературы предполагается исследование эволюции жанров жития, предания, летописи, бытовой повести, воинской повести, сатиры и пр. Второй блок курса – «Русская литература XVIII века» - включает соответствующие произведения отечественной литературы. При изучении этого блока акцентируется внимание на зарождении первых литературных методов (барокко, классицизма и пр.), что ознаменовано появлением первых профессиональных литераторов (М. Ломоносова, В. Тредиаковского, Г. Державина, Н. Карамзина и пр.) и систематизацией литературного процесса. Одновременно с установлением закономерных точек отталкивания первых литературных методов в древнейших формах искусства, подчёркивается влияние их поэтических особенностей на литературу будущих эпох (например, отмечается влияние сентиментализма на романтизм, классицизма – на поэтику соцреализма и пр.). Третий блок – «Русская литература ХIХ века» - посвящён рассмотрению национальной классики (творчество А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева и др.). Пристальное внимание к произведениям этого историко-литературного периода объясняется использованием классических традиций в дальнейшем литературном процессе ХХ века. Без уяснения студентами художественных особенностей творчества мастеров слова ХIХ в. последующее изучение, как общей истории литературы, так и литературы детской, выглядит затруднительным. В блоке «Русская литература ХХ - XXI века» рассматриваются: модернистские направления и течения серебряного века, аккумулирующие эстетические находки предшествующих литературных систем; литературная ситуация 20-х гг., развивающая основные тенденции литературы серебряного века и, фактически, закладывающая фундамент будущей русской литературы; причины возникновения эмигрантской литературы (или литературы русского зарубежья) и её специфика; литературный процесс 30-х гг. с его тенденцией к универсализации литературы и констатацией единого художественного метода – социалистического реализма, а также последствия влияния социальных идей на развитие литературы; возрождение утраченного многообразия русской советской литературы в 40-е годы; период «оттепели» и подъём литературы в 50-60-х гг., преодоление застоя, восстановление утрачиваемых связей с традициями русской классики ХIХ в. и русского модернизма конца ХIХ-1\3ХХ в.; литературный процесс 70-80-х гг., развитие постмодернизма и постреализма, особенности отношений общества и литературы. Русская литература конца 80-х гг. ХХ в. – начала ХХI века рассматривается в блоке «Современный литературный процесс». Специфика этого блока состоит в обращении к современным литературным явлениям (проза Б. Акунина и Т. Толстой, поэзия В. Цоя и И. Талькова и пр.) которые ещё не стали объектами многостороннего литературоведческого анализа, несмотря на проявляемый интерес литературных критиков. Поскольку современный литературный процесс находится в стадии становления (как в историко-литературном, так и в теоретико-методологических аспектах), в пособии предлагаются варианты заданий к текстам различной родовой и жанровой принадлежности. Право выбора конкретного текста для совместного анализа на занятии остаётся за преподавателем. Следует отметить, что при выборе текста также необходимо учитывать его доступность широкой аудитории. В целом, произведения современной литературы должны послужить хорошим материалом для наработки студентами навыков самостоятельного анализа литературного текста, приобретённых в процессе изучения курса «Теории литературы и практики читательской деятельности», «Анализ художественных произведений в начальной школе», «Практикум по выразительному чтению».

Рекомендации по ведению читательских дневников.

Читательский дневник – вид работы с текстом, отражающий аналитическую обработку студентом того или иного произведения.

Функции дневника:

- контролирующая (контроль со стороны преподавателя);

- фиксирующая (фиксация ключевых образов, проблем, тем, реализуемых в произведении);

- развивающая (развитие навыков анализа текста).

Рекомендации по работе над проектом.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта (или теоретического продукта).

Функции автора проекта:

- Ставить цели и реализовать их.

- Соотносить свои цели и задачи с целями и задачами других.

- Получить реальный продукт работы.

- Провести самооценку.

Качественно выполненный проект сопряжен с умением защищать точку зрения, представленную в нем. Выделяются 4 этапа проекта:

I. Проблемно – целевой (значимость, предметная область, проблема, тема, гипотезы, цели, задачи).

II. Планирование работы над проектом (обсудить с преподавателем темы проекта, проблемы, целей и задач).

III. Реализация поставленных задач, практическая работа (сбор информации, аналитическая работа).

IV. Представление проекта (самооценка, оппонирование, выводы).

Оценка работы и защиты:

1. Постановка проблемы (значимость работы, предметная область, проблема, тема, гипотезы, цели, задачи).

2. Содержание (актуальность и новизна; практическая направленность работы).

3. Проведение исследования (уровень самостоятельности).

4. Оформление.

5. Оценка защиты.

Самостоятельная работа студентов включает рецензирование и реферирование источников.

Рецензия – один из видов литературной критики: небольшое литературно-критическое произведение, кратко оценивающее художественную книгу, картину, спектакль, кинофильм и т. п. Рецензия – отзыв, письменная оценка какого-то произведения.

Реферативные работы, как правило, представляют собой относительно не большую (не больше размера в ученическую тетрадь) работу, которая содержит обстоятельное изложение того или иного связанного с учебной программой вопроса. Как простейшая форма исследовательской работы, реферат предполагает углубленное изучение студентам одной из тем курса, пробуждает у него повышенный интерес к теме, а через нее – и ко всей проблематике данной науки.

Работа над рефератом – акт творческого преобразования информации в соответствии с заданной целью и логикой. Она распределяется на несколько последовательных этапов, включая:

- выбор темы,

- составление плана,

- подбор и изучение источников,

- литературное оформление рефератов.

В нем должны быть ясно определены и четко сформулированы тезисы, соответствующие каждому пункту плана, а также доводы и доказательства, обосновывающие каждый тезис. Приступая к работе над рефератом, рекомендуется в начале сделать набросок (эскиз) собственных наблюдений и знаний, которые затем должны быть дополнены идеями, заимствованными из предложенных источников, но так, чтобы до известной степени сохранить самостоятельность в работе над изучаемой литературой.

Разработчик: _____________ старший преподаватель Е.В. Островская

Программа одобрена на заседании кафедры методики начального образования

протокол № _ 1 _ от «_ 06 _» _ сентября _ 2011 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: