Структура экзаменационных билетов. Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19

БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. 9 КЛАСС.

Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального обще­го, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории Рос­сии с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ори­ентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось препо­давание.

Экзамен по истории проводится по выбору учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Количество билетов в комплекте определяется образовательным уч­реждением, проводящим экзамен. Однако ввиду необходимости нормали­зации нагрузки выпускников в период сдачи экзаменов рекомендуется, чтобы количество экзаменационных билетов не превышало 24 билетов (в то же время желательно, чтобы их было не менее 18).

Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, проверяющее умения анализировать текст, применять знания.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 9 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизи­ровать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явле­ние или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяс­нять их причины и следствия, извлекать информацию из истори­ческих текстов (источников).

С учетом того что ранние периоды отечественной истории изучаются в 6–7 классах, то есть за несколько лет до экзамена, установлено следующее общее соотношение вопросов в билетах: одна половина вопросов касается истории с древности до конца XIX века, другая половина – истории ХХ века (изучаемой в 9 классе). Поскольку проверка по периодам до начала XX века

носит отсроченный характер, вопросы по ним формулируются укрупненно, касаются наиболее значительных событий.

Каждый билет включает 3 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значи­тельного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следу­ющих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализиро­вать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, от­вечать на проблемный вопрос.

Третий вопрос носит практический характер, требует применения зна­ний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрыв­ком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается: а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в от­рывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Ис­торические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, кото­рые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2 и 3 (см. п. 7). При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Основное место в ответе – по объему, сложности – занимают вопросы 1 и 2 (примерно в паритетном соотношении). Оценка их выполнения в ос­новном определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1 и 2 представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: