Благотворительность при императрицах

Петр I и запрет частной благотворительности.

Купеческая благотворительность.

Благотворительные заведения.

Ремесло нищенства.

Благотворительность раскольницы боярыни Морозовой.

Занималась частной благотворительностью знаменитая раскольница, боярыня Морозова, вдова прибли-женного царя Алексея Михайловича боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени. По ночам, переодевшись в простое платье, желая быть неузнанной, ходила боярыня Морозова по темницам и богадельням, подавала щедрую милостыню, кормила, лечила. А в доме у нее был целый приют для стран-ников и калек. Вся многочисленная прислуга была заодно со своей госпожой.

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Федор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Обще-ство, благодаря им, делало еще один шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям в жизни не пропасть.

Нерасчетливая частная благотворительность Древ-ней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддер-жания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек прося-щим, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна вос-станавливали истинное христианское значение милостыни, источник которой — теплое сострадательное чувство, а цель-уничтожение нужды, нищеты, страдания.

В этом же направлении после Ртищева начинает действовать и законодательство. Со времени царя Федора Алексеевича (1661 — 1682 гг.) идет длинный ряд указаний против праздного ремесленного ни-щенства и частной ручной милостыни.

В то же время устраи-ваются благотворительные заведения. Беспомощных велено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям — дать работу в задуманных тогда же работных домах. Предложено было построить в Москве боль-ницу и богадельню для бродящих и лежащих по –улицам нищих подобно тем заведениям, что устраивал Ртищев. На Церковном соборе 1681 г. царь предложил патриарху и архие-реям устроить такие убежища для нищих и в провинциальных городах, и Собор принял предложение.

Предприниматели Древней Руси — купцы и промышленни-ки, жертвовали деньги больше на строительство храмов и сами строили церкви. Мечтой жизни почти каждого русского пред-принимателя было стремление построить храм. Они и строи-лись на пожертвования купцов и промышленников. Образ их жизни оставался простым, они и сами не выделяли себя из народа, отличаясь только зажиточностью. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, эта помощь на их пожертвования шла опосредованно через Церковь, сколько желание спасти свою душу в той жизни, которую православие считало главной и, которая начиналась после физической смерти.

Петр Великий стал первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельни-ков. В 1705 г. он указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и под-вергать штрафу; благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Петр воо-ружился против частной милостыни во имя общественной благо-творительности как учреждения, как системы богоугодных заве-дений. Но эта борьба не увенчалась успехом.

Благотворительность снова входит в моду при императри-цахЕлизавете и Екатерине П. В это время частная благотво-рительность развивается в высших слоях общества. Например И. И. Бецкой — вне-брачный сын "последнего боярина" генерала-фельдмаршала Трубецкого и баронессы Вреде. Он получил образование в Па-риже и всю жизнь посвятил воспитательской работе в России. В Петербурге по инициативе Бецкого был заложен по проекту Стасова Смольный институт для благородных девиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: