Слово пророка

Вопросы

Из стихов поэтессы аль-Хансы (конец VI в. — 664)

Из доисламской арабской поэзии. Из стихов бедуина Ангары (ок. 525 — ок. 615), знаменитого героя-поэта

Вопросы

1. Что вы знаете о семитских народах?

2. Найдите на карте Аравию и Индию. Как вы полагаете, каким путем доставлялись товары из Индии в Аравию: морским или сухопутным?

3.Среди арабов было много иудеев. Как вы думаете, к какому народу причисляли себя эти арабы-иудеи: к еврейскому или арабскому?

Я заветы родича боевые храню и чту, Когда, оскаливши зубы, к нам идет война И пускай в ее водовороте все кипит — Не страшит, а манит к себе героев глубина Посылали меня друзья вперед, я не отступил, Хоть вражьих копии передо мной была стена. Подбодряют толпы друг друга криком, а я один Прорываюсь к ним, и мне поддержка не нужна. Вонзаются прямо в грудь коня копья острые — Как у колодезной веревки у них длина Но я без страха бросал гнедого против них; Как одежда, кровь на груди его густа, плотна От ударов он уйти скорее старается, И слышно ржание, и слеза на щеке видна. А умей сказать — он бы мне пенял, он бы сетовал, Говорил бы мне, как его судьба тяжела, грустна.Мы были звездами в небе, ты же месяцем был И ярким светом своим в потемках людям светил. Упал вдруг месяц с небес — родимый братец погиб, И мне теперь меж родных никто уж больше не мил. Судьба тебя упекла — осталась слава твоя, Путем прекрасным ты шел, да бросить нас поспешил.

Из «Книги об идолах» Хишама ал-Калби (IX в.) о поклонении арабов камням

У племени тайи был идол, которого называли ал-Фалс. Это был красный выступ посреди их черной горы, называемой Аджа, похожий на изображение человека. Они поклонялись ему, делали ему подношения и приносили около него животных в жертву. Если приходил к нему боящийся, он был в безопасности возле него; если кто угонял скот и скрывался с ним у него (у ал-Фалса), скот оставляли ему, и убежище возле него было нерушимым.

Хранителями его были потомки Баулана, а Баулан — это первый, кто начал поклоняться ему. Последним его хранителем из них был человек по имени Сайфи. Он угнал молочную верблюдицу одной женщины из племени калб... соседки благородного Малика ибн Кулсума. Сайфи ушел с верблюдицей и привел ее во двор (капища)(Капище — языческий храм.) ал-Фалса. Соседка Малика пошла к Малику и рассказала, что (Сайфи) угнал ее верблюдицу. Малик вскочил на неоседланную лошадь, взял копье и пустился по его следам. Он нашел Сайфи возле ал-Фалса — и верблюдица стояла перед ал-Фалсом — и сказал ему: «Отпусти верблюдицу моей соседки!». Тот ответил: «Она принадлежит твоему господину»(Имеется в виду божество ал-Фалс.). Малик сказал: «Отпусти ее!» Тот спросил: «Неужели ты предаешь своего бога?» Тогда Малик направил на него копье, и тот развязал (верблюдице) путы (на ногах), и Малик уехал с ней. А хранитель подошел к ал-Фалсу, посмотрел на Малика, поднял руку и сказал, указывая на него: «О, господин мой! Малик ибн Кулсум предал сегодня тебя, (отняв) старую, крепкую верблюдицу! А до сегодняшнего дня тебя не обижали!»

Этим он хотел вызвать гнев (идола) против Малика. А в тот день Ади ибн Хатим принес возле ал-Фалса жертву и сидел с несколькими людьми, разговаривая о том, что сделал Малик. Ади испугался этого и сказал: «Посмотрите, что постигнет Малика сегодня!» Но прошли дни, и ничего его не постигло. Тогда Ади отрекся от поклонения (ал-Фалсу) и другим идолам, и принял христианство. Он оставался христианином, пока Бог не принес ислам, и он принял его.

1. Что можно узнать о жизни бедуинов из стихов Антары и аль-Хансы?

2. Что побудило Ади в рассказе Хишама ал-Калби отказаться от поклонения идолу?

3. Бедуины в бою пользовались только конями, однако образ жизни араба в Европе чаще связывают с верблюдом. Для каких целей кочевники использовали верблюдов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: