КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОМ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
Промышленные здания классифицируют по следующим признакам:
1. По назначению:
· основные (производственные), предназначенные для размещения цехов, изготовляющих продукцию данного предприятия (механосборочные, литейные, пищевые, прядильные и т. п.);
· подсобно-производственные, обслуживающие основное производство (ремонтно-механические, инструментальные, тарные цехи и т. п.);
· складские для хранения готовой продукции, сырья, полуфабрикатов и других материалов;
· энергетические (ТЭЦ, трансформаторные подстанции, котельные, компрессорные станции и т. п.);
· транспортные (локомотивные депо, гаражи, авторемонтные мастерские и т. п.);
· санитарно-технические (насосные станции, станции перекачки и т. п.);
· вспомогательные (административно-бытовые) для размещения заводоуправления, лабораторий, столовых, бытовых и др.
2. По степени (долговечности и конструктивных элементов, стоимости технологического оборудования) промышленные здания подразделяются на четыре класса (I, II, IIIи IV). К I классу относят постройки, удовлетворяющие повышенным требованиям, к IV классу, — минимальным требованиям.
3. По особенностям строительного решения промышленные здания подразделяют:
· по числу этажей (одноэтажные, двухэтажные, многоэтажные и смешанной этажности) (рис. 1);
· по количеству пролетов (одно- имногопролетные) (рис. \,а, б);
· по наличию подъемно-транспортного оборудования (бескрановые или с мостовыми и подвесными кранами);
· по профилю покрытия (с фонарями, без фонарей) (рис. \,б, в);
· по конструктивному типу (каркасные (с несущими стенами), с неполным каркасом);
для выбора экономически целесообразных решений при проектировании.
· по системе отопления: не отапливаемые «горячие» (для производств с избыточным тепловыделением), «холодные» (склады, хранилища и т. п.), отапливаемые с положительной температурой внутреннего воздуха в зимнее время;
· по условиям воздухообмена: с естественной вентиляцией (через окна), с искусственной (с помощью вентиляторов и системы воздуховодов), с кондиционированием воздуха;
· по системам освещения: с естественным (через окна и фонари), с искусственным и смешанным.
Классификация промышленных зданий способствует четкому и полному описанию объекта строительства и необходима.
Для перемещения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции промышленные здания оснащают разнообразными видами подъемно-транспортного оборудования.
Электротали грузоподъемностью до 10 т (рис. 2,а) обслуживают узкую зону в помещении цеха. Электроталь состоит из грузовой лебедки, перемещающейся по монорельсу, подвешенному к несущим конструкциям покрытия или перекрытия.
Консольно-поворотные краны грузоподъемностью до 5 т используют для передачи груза из одного пролета в другой (рис. 2,6).
Подвесные краны грузоподъемностью до 5 т обслуживают вей площадь пролета (рис. 2,в). Кран состоит из двутавровой балки с электроталью. Несущаябалка крана при помощи катков перемещается по монорельсам, подвешенным к несущим конструкциям здания. Управляют кранами с пола цеха или из кабины, подвешенной к катучей балке.
Мостовые краны грузоподъемностью- до 5—600 т обслуживают всю площадь пролета рис. 2,г). Кран состоит из фермы (моста), передвигающегося по рельсам на подкрановых балках. Тележка- с грузоподъемным механизмом перемещается по верху моста; крана. Управление краном из кабины.
В промышленных зданиях используют:
безрельсовый транспорт (автопогрузчики, автокары и др.) (рис. 3, а, б);
рельсовый транспорт (железнодорожный, козловые краны и др.) (рис. 3, г, д);
непрерывный транспорт (транспортеры, рольганги, трубопроводы, лифты, конвейеры и др.) (3, в, г, е).
Выбор вида внутрицехового транспорта зависит от характера грузов и особенностей производственного процесса.