Великая французская революция и Россия в конце XVIII – начале XIX в. Царствование Александра 1

Вопрос № 18

Театр

Живопись

Светская живопись выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников.

На гравюрах их авторы прославляли воинские победы русской армии и флота, строительство городов, кораблей.

В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца сына купца Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство. В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма И. А. Дмитриевский, П. А. Плавильщиков.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки – пасторальные комедии, оперы Майкова.

Революция во Франции в 1789 г., потрясшая всю Европу и ставшая одним из важнейших событий мировой истории XVIII в., не могла не затронуть и Россию. Восприятие французских событий большинством русских людей и в том числе Екатериной Великой не было однозначным и менялось по мере их развития.

В течение практически всего века отношения между Россией и Францией были довольно прохладными. Лишь в начале 80-х годов они немного улучш. после объявления Россией декларации о “вооруженной нейтралитете”. Императрица считала себя ученицей французских просветителей и состояла в переписке со многими из них. А они были, как правило, в оппозиции к королевской власти. Весьма критично и даже с долей презрения отзывалась о французском дворе и Екатерина. Ее собственный Наказ Уложенной комиссии был запрещен французской цензурой, но его активно использовали критики короля и правительства. Внимательно следя за событиями во Франции и предвидя, что неумелая политика королевских министров непременно приведет к соц. взрыву, императрица испытывала, видимо, что-то вроде злорадства, когда революция действительно произошла. Вместе с тем, будучи опытным и проницательным политиком, Екатерина сразу поняла, что значит. ослабление Франции вследствие революционной смуты приведет к нарушению сложившегося баланса сил на мировой арене. Это было не в интересах России. Все эти обстоятельства предопределили двойственность в отнош. Фран. революции впервые ее годы. В 1789-1792 гг. русские газеты печатали подробные отчеты о событиях во Франции. Был опубликован и полный текст Декларации прав человека и гражданина, осн. идеи кот. перекликались с мыслями екатерининского Наказа.

Однако, хорошо понимая причины революции, Екатерина одновр. понимала губительность и опасность начавшейся во Франции гражд. войны. Особую опасность видела императрица в установившейся во Франции анархии, ослаблении госуд. власти, “безначалии”. Возмущала ее и сама мысль о возможности власти в государстве в руках “башмачников и сапожников”, оскорбление королевского достоинства, отмена титулов, кровавые жестокости революционеров. Когда же в начале 1793 г. в Петербург пришло известие о казни короля, двор погрузился в трехнедельный траур и все отношения с Францией были прерваны. В военных действиях против Франции Россия участия не принимала при жизни императрицы. За этой позицией стоял тонкий полит. расчет. Отвлечение внимания европейских держав на Францию давало русскому правительству свободу рук в решении турецкой и польской проблем, в реализации своих далеко идущих внешнеполит. планов.

Россия распахнула свои двери перед французскими эмигрантами-аристократами, спасавшимися от осуществления идей Руссо на практике, и повела переговоры с Англией и Австрией о совместной интервенции во Францию для восстановления монархии. Значительно ужисточилась и политика Екатерины по отнош. к отеч. вольнодумцам. Власть стала отказ. от реформаторских замыслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: