Переходный характер русского искусства XVII века

Творчество Дюрера, его разносторонний и новаторский характер в искусстве немецкого Возрождения.

Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего; традиции и новаторство.

Творчество Питера Брейгеля Старшего. Создание в его творчестве широкой панорамы народной жизни, обращение его искусства к фольклору, иносказанию, гротеску, стремление к обобщению и цельности композиций. Обращение к традициям народной культуры (“Крестьянская свадьба”, “Охотники на снегу”, “Нидерландские пословицы”, “Страна лентяев”). Создание многолюдных композиций, в которых запечатлены традиции нидерландского народа. Отражение в картинах на евангельскую тематику реальной обстановки, сложившейся в годы испанской инквизиции в Нидерландах. Аллегорический смысл этих картин (“Вавилонская башня”, “Слепые”, “Избиение младенцев в Вифлееме”).

Многогранность таланта Альбрехта Дюрера. Дюрер – живописец, график, мастер гравюры. Добротная выучка позднеготического нюрнбергского мастера, пора странствий и расширение творческого кругозора. Путешествие в Италию и влияние венецианской живописи. Изменение колорита, и способа передачи световоздушной среды, усиление светотени. Автопортреты Дюрера. Пантеизм, проявление Бога во всех живых тварей. «Кусок дёрна», анималистические штудии. Гравюры «Апокалипсиса» и «Страстей Христовых». Сочетание в гравюрах Дюрера смелости художественных приёмов с богатством содержания. Живописные портреты Дюрера – пристальное изучение человека, поиск духовной красоты (“Портрет Освальда Креля”, “Портрет молодого человека”, “Портрет Эразма Роттердамского”).

30. Творчество А. Рублёва как отражение мировоззрения современников.

Историко-культурная характеристика периода возвышения Москвы (кон. ХIII – ХIV вв.) Значение Куликовской битвы. Причины возвышения Москвы. Характер политики московских князей. Роль прогрессивного духовенства (С. Радонежский). Мировоззрение жителей Руси этого периода. Основные идеи русского общества. Этапы творчества Андрея Рублева. Основные ансамбли школы А. Рублева. Сохранившиеся произведения. Анализ иконы «Троица», значение этого произведения. Сравнение творчества Феофана Грека и Андрея Рублева на примере икон деисусного ряда (иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, «Звенигородский чин», иконостас Успенского собора).

31. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи XV–XVI веков.

Моноцентризм как принцип градостроительной политики. Московский Кремль как политический и религиозный центр. Принципы его композиции. Группы архитектурных объектов: постройки Соборной площади и укреплений. Анализ ансамблей Успенского собора (Аристотель Фьораванте), ц. Ризоположения и Благовещенского собора, Архангельского собора (Алевиз Новый), церкви-колокольни Иоанна Лествичника (Бон Фрязин). Каменные шатровые храмы как открытие русской архитектуры. Анализ ц. Вознесения в селе Коломенском (Петрок Малый), ц. Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). Характер творчества Дионисия и его школы. Новаторство и символика иконы «Церковь воинствующая».

Основные черты культуры и искусства ХVII в. Сближение церковного и гражданского строительства. Облик разновременных монастырских ансамблей на примере Троице-Сергиевой лавры. Анализ храмовых построек на примере Успенской (Дивной) церкви Алексеевского монастыря в Угличе, ц.Рождества Богородицы в Путниках, ц.Троицы в Никитниках. Характеристика «Нарышкинского барокко» на примере ансамбля ц. Покрова в Филях. Тема прославления самодержавия в иконописи ХVII в. Традиции народного творчества в стенописи провинциальных построек на пример храма Ильи Пророка в Ярославле. Характеристика «Строгановской школы». Творчество С. Ушакова как новый этап в развитии русской живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: