Центральная администрация. Утверждение монархии сопровождалось созданием императорского двора, который имел как парадное, так и ре­альное административное значение — в военных и

Утверждение монархии сопровождалось созданием императорского двора, который имел как парадное, так и ре­альное административное значение — в военных и политических делах. Среди придворных должностей были выделены 6 высших са­новников империи: верховный избиратель, великий канцлер, госу­дарственный канцлер, верховный казначей, коннетабль, генерал-ад­мирал. Все они были несменяемы (законом определялись персональ­ные назначения) и составляли верховный совет императора и, одновременно, верховный совет ордена Почетного легиона. Сле­дом за ними в общей государственной иерархии шли три класса дол­жностных лиц, также обладавших особым статусом: 1) 16 маршалов франции, 2) 8 генерал-инспекторов и генерал-полковников по ро­дам войск, 3) высшие гражданские должностные лица, связанные с императорским двором. Все они также были несменяемы и форми­ровали особый круг одновременно придворной и военной админист­рации.

Высшие коллегиальные представительные учреждения империи все более превращались в подобие королевских советов «старого режима». Конституционные органы станови­лись на деле только законосовещательными институтами при импе­раторе. Важнейшим политическим учреждением стал новосоздан­ный Тайный совет (1802, 1804). Заседания его проводились по ус­мотрению императора с привлечением двух консулов (первоначаль­но), по двое министров, сенаторов, государственных советников, вы­сших официалов Почетного легиона, пэров Франции. В Тайном со­вете обсуждались проекты важнейших законов, вопросы помилова­ния, ратификации договоров и трактатов. (По сути, это был возрож­денный Совет «в верхах» времени абсолютной монархии.)

Государственный совет был разделен на 6 секций (законода­тельную, военную, финансовую, внутренних дел, морскую, торго­вую), каждая из которых сосредоточилась на новой для государства административной юстиции. Реорганизации подвергся и Трибунат (поводом стала позиция его по вопросу принятия Гражданского кодекса — см. § 64.2). Трибунат был количественно сокращен, разделен на 3 секции (законодательную, внутренних дел и финансовую); в общих собраниях запрещалось обсуждать законо­проекты (с тем, чтобы не формировалось как бы политической оп­позиции). В конце концов из-за сохранявшегося «беспокойного и демократического духа, который так долго волновал Францию», в 1807 г. Трибунат был упразднен. Его полномочия переданы трем законодательным комиссиям, председатели которых назначались императором.

В составе Сената были учреждены две политико-правовые по своему статусу комиссии — каждая из семи сенаторов. Комис­сия личной свободы должна была проверять законность предварительных арестов, в особенности по подозрению в государственной измене. Комиссия свободы печати должна была проверять обоснованность запретительных мер правительства в от­ношении политической прессы (с началом Консульства свобода пе­чати была резко ограничена, введена цензура, число политических периодических изданий было принудительно сокращено с 70 в 1800 г. до 4 в 1814 г.). Первая из комиссий функционировала не­сколько лет, предписала несколько освобождений, затем ее работа практически стихла. Вторая напомнила о своей деятельности всего 8 раз и без определенных последствий. Реальная власть перемести­лась в систему исполнительной власти, связанную с министерства­ми. Наполеон характеризовал такой процесс исполнительной цент­рализации как «упрощение и усовершенствование учреждений».

Министерское управление стало важнейшей частью центральной администрации именно в период Импе­рии. Реальное руководство делами государства перешло к минист­рам, работавшим под прямым и непосредственным началом самого императора. Наполеон лично участвовал в работе большинства ми­нистерств, особенно иностранных дел, военного (составлял диплома­тические ноты, назначал на вакантные места, утверждал внутриминистерские акты). Это в еще большей степени централизовало госу­дарственное управление. Собственно кабинета министров не суще­ствовало, и министры действовали как дополнительные директоры, компетенция которых определялась императором.

От времени Директории Империя унаследовала 6 министерств: Иностранных дел, Финансов, Полиции, Юстиции, Внутренних дел, Флота и колоний. В 1801 г. было учреждено новое — Казна­чейство, в ведении которого были все денежные средства и контроль за их расходованием. Возрастание значения армии и во­енного строительства привело к разделению военного ведомства: в нем выделилось Министерство военного управле­ния; в его ведение передавались снабжение армии и материаль­ная организация ее. Принципиально важным стало учреждение Государственного секретариата, ведавшего общими административными вопросами правительства. Сам Наполеон опре­делил функции новой должности так: «От государственного секре­таря исходили все правительственные акты, это был министр ми­нистров, облекавший законной силой все действия посредствующих властей, главный нотариус империи... через государственного сек­ретаря я проводил мои решения и мою волю повсюду и по всем на­правлениям». Особое Министерство мануфактур и торговли (1811) было выделено из ведомства внутренних дел в связи с особой политикой государственного протекционизма в эко­номике.

Создание новых министерств было связано также с расширени­ем вообще сферы государственного регулирования. Одним из круп­нейших и длительных по историческому значению политических шагов Наполеона было достижение нового соглашения — кон­кордата — с Римской церковью (1801-1802). Права католиче­ской церкви в стране признавались, неотчужденные ранее имуще­ства возвращались церкви, но католическая религия не признава­лась государственной, и церковная деятельность ставилась под кон­троль государства. В результате было создано особое Мини­стерство культов (1804). Особый закон (10 мая 1806 г.) провозгласил создание т. н. Университета Империи. По нему устанавливалось государственное единство всей системы обра­зования в стране, все образовательные учреждения объявлялись только государственными, оплачивались государством и подчиня­лись ему, следом было организовано Министерство обра­зования (1808).

Особое централизующее значение в системе управления имело Министерство полиции (в течение большей части прав­ления Наполеона его возглавлял талантливый, хоть и беспринцип­ный полицмейстер Ж. Фуше, причастный еще к термидорианскому перевороту). Империя была разделена на 4 полицейских округа (включая Бельгию, Италию) со своим полицейским начальством. Ежедневно министерство обязано было представлять императору сводку происшествий за сутки по всей империи, что стало одной из важнейших форм контроля за общим управлением (Наполеон регу­лярно получал сводки, даже находясь в Москве зимой 1812 г.).

Кроме министерств, было организовано также несколько специ­альных центральных ведомств по управлению и взиманию акцизов, заведованием нотариатом, охраной лесов, горным делом, корабле­строением. Персонал большинства ведомств набирался почти прину­дительно из государственных училищ и подчинялся полувоенным правилам службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: