Система и доктрина уложения

«Всеобщее земское право для Прусских государств» (Allgemeimes Landrecht fur Preussischen Staaten) по сути было сводом законов, собранием специализированных кодексов. Свод был огромным (свыше 15 тыс. статей без единой ну­мерации) и в целом подразделялся на 2 части: право общее и право специальное. Первое, предполагалось, должно ка­саться всех граждан-подданных и заключало в себе вещное и обяза­тельственное право (в 21 книге). Второе — охватывало специализи­рованные вопросы правового регулирования: брачно-семейное право (кн. 1-4), взаимоотношения хозяев и прислуги, положение товари­ществ, объединений и обществ, права и обязанности трех главней­ших сословий в государстве (кн. 7-9), а также чиновничества, духо­венства и т. д., общие правила деятельности государственной вла­сти, административных и полицейских учреждений, организации правосудия (кн. 13-17), опекунское право и правоположения о соци­альной помощи бедным и нуждающимся во вспомоществовании (кн. 18-19), и, наконец, отдельный уголовный кодекс (кн. 20 в 1200 ст.).

Всеобщее земское право (ВЗП) не было чистой систематизацией. Оно отразило значительную правовую реформу, прове­денную на принципах (1) естественного права и (2) за­конности. Впредь исключительно законом формировались пра­воположения, по которым жили граждане государства. Разного рода провинциальные статуты Пруссии сохранялись, только если это бы­ло санкционировано законом. Запрещалось впредь ссылаться как на правовой источник на ученые мнения юристов. Конечно, в конкрет­ных установлениях отразились и положения старого права, но мно­гое было сформулировано и записано заново.

Составление и принятие законов должно было проходить с уча­стием совещательной законодательной комиссии. Законом были ус­тановлены точные правила введения законов в силу, их отмены; все действия по отмене, истолкованию, ограничению силы законов были прерогативой «высшего правительства».

ВЗП провозглашало формальное равенство граждан перед государством и перед законом. «Каждый житель государства вправе требовать от него защиты своей личности и своего имущест­ва» (§ 76). Вместе с тем, каждый гражданин обязывался к тому, чтобы соответственно своему состоянию и имуществу оказывать поддержку благу и безопасности общих дел.

Идеи естественного права никак не отразились на формулирова­нии основных принципов взаимоотношений государственной вла­сти и граждан — здесь все решалось на основе традиционного абсо­лютизма: «Все права и обязанности государства в отношении своих граждан объединяются в высшем правительстве» (ч. II, тит. 13, § 1). Все права и преимущества государственной власти были определены в зависимости от того, какие средства ей надобны к «укреплению общего блага». Законодательство в полном объеме провозглашалось прерогативой государя, равно как установление мер, весов, монеты, а также обязанностей подданных в отношении государственных по­требностей. Прочие государственные дела (защита против внешних врагов, ведение войны, заключение мира, выдача привилегий, ут­верждение приговоров по тяжким преступлениям, распределение налогов и т. п.) подлежали ведению «высшего правительства» (как оно было отвлеченно определено в ВЗП). Это несколько своеобраз­ное и условное разделение было вызвано стремлением как бы разде­лить сферу законодательства и сферу исполнительной, или правительственной, власти. Такое стремление также было важной чертой новшеств, связанных с укладом «просвещенно­го абсолютизма».

В такой важной сфере, как взаимоотношения государства и церквей, ВЗП провозглашало свободу вероисповедания и совести и запрещение следовать предписаниям государства в религиозных де­лах. Однако государство было вправе определять объем гражданских правовых действий гражданина в зависимости от того, к какому ве­роисповеданию он себя причислил. Разрешалось отправлять бого­служение по домам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: