Горожане и их образ жизни

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архи­тектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.

1. Городские бедняки и богачи. Городом управляли богачи - купцы, владельцы кораб­лей и домов, земельных участков. Они заседа­ли в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. По­степенно они выделялись в городскую знать - их называли патрициями.

Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сра­жались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, ста­новились «благородными». В то же время гос­пода, проживавшие в городах, не брезговали за­ниматься торговлей, покупать торговые кораб­ли, сдавать свои земли в аренду под лавки, ма­стерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении горо­дом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Ча­ще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.

Из округи в города приходило много бедня­ков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса иска­леченных и немощных людей, которые нищен­ствовали и воровали, а также множество голо­дающих, бежавших из деревень. Не раз в горо­дах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи со­седних феодалов.

2. Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5-6 ты­сяч человек, а часто было и того меньше - 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, та­кие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремесла, тор­говля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сель­ским хозяйством. Город защищал себя мощны­ми стенами, с бойницами и укрепленными во­ротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки - «бург»), поэтому горожан назы­вали в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владе­ли и пашнями. Луга и огороды часто распола­гались и в пределах города, по улицам броди­ли свиньи.

Горожанам было тесно на небольшом про­странстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переул­ков - 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц назы­валась «Улица одного человека» - двое не мог­ли на ней разминуться.

Дома строили в два-три этажа, верхние эта­жи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Боль­шинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и улич­ного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Рань­ше всего улицы стали мостить камнем в круп­ных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесно­ты и. грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.

Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади каз­нили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная го­родская церковь - собор, обычно самое краси­вое здание в городе; к двери собора нередко при­бивали «локоть» - образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу - здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набат­ным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападе­нии врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

В городах возводились и другие обществен­ные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (ору­жейные, монетные, кирпичные), дома город­ских сообществ.

3. Взгляд из города. Город стал самым яр­ким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тог­дашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располага­лись кварталы ремесленников, гостиницы, хи­жины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.

В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строите­ли кораблей, рыбаки и мельники. В городах на­ходилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охра­ной, слугами и приближенными. Многие горо­да были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, полити­ческими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным ок­ружением, принимали просителей и диплома­тов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Боль­ницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда - из разных земель и стран. На улицах городов слышалась много­язычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.

Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, по­знавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и куль­турной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского обще­ства.

Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель. Купцы были деятельны и предприимчивы, пус­кались в далекие и опасные путешествия. Де­ловые люди следовали правилу: «Человек рож­ден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех заду­манных дел. Недаром на башнях ратуш появи­лись механические часы, напоминавшие, что время - ценность и его надо беречь. Тогда го­ворили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, давали заказы на художественные про­изведения, украшения, картины и статуи.

Растущим городам требовалось все больше образованных людей: обученных торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в го­родских судах, советах. Короли и правители нуждались в грамотных чиновниках и судьях. Требовалось все больше книг и справочников. В городах возникали нецерковные школы и скриптории - они были частными или содер­жались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы - университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала ин­теллигенция - особая группа людей, занятых умственным трудом.

Горожане были любознательными и жадны­ми до зрелищ людьми. А зрелищами были са­мые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносны­ми ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и соленых слове­чек. Там высмеивались и попы, и богатые куп­цы, и болтливые жены, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: многочасовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на спе­циальной сцене-помосте, кричали и иногда лез­ли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карна­валы и всякие шествия, где все цехи и гильдии шли со своими флажками.

Люди городского труда составляли особое городское, сословие, которое настойчиво отстаи­вало свои привилегии и свободы. Короли счи­тались с городами: там были крепкие стены, го­рода платили хорошие налоги и пошлины, выс­тавляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных меж­доусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.

Значительную роль сыграли и городские организации, типа цеха или гильдии, с их стар­шинами, своими порядками и уставами, и осо­бенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединени­ях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов вла­сти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: