double arrow

Преобразования в сфере центрального и местного управления


Политические перемены 1547 г.

В первой половине 1547 г. произошли три события, которые привели Ивана IV к фактической власти.

16 января впервые в русской истории состоялось венчание на царство бывшего до этого великим князем Ивана IV.

Данная акция имела, вероятно, преимущественно внешнеполитическую направленность. Слово "князь" не стояло в одном ряду со словами "король" и "император", а слово "царь" воспринималось как равное им, поэтому то, что русский монарх берет титул царя, должно было подчеркнуть окончание зависимости Руси от внешних сил. С другой стороны, титул царя возвышал Ивана IV над остальными Рюриковичами и означал переход всей полноты власти в руки 17-летнего государя.

3 февраля последовала женитьба царя на Анастасии Захарьиной. По представлениям средневековья женитьба – признак совершеннолетия, перехода во взрослое состояние.

Весной-летом 1547 г. в Москве произошел ряд крупных пожаров. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 г. (сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек). В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские – Михаил и Анна – бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских. Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских – Юрий.




Избранная рада. Иван Васильевич, став в результате событий 1547 г. фактическим правителем государства, окружил себя лицами, получившими впоследствии название «Избранная рада» (выражение А. Курбского). Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 1540–1550-х гг. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев. Кроме названных лиц, в разработке и проведении реформ также участвовали А.И. Курбский, И.В. Шереметев, Д.И. Курлятев, Захарьины.

Центральное управление

К февралю 1549 г. относится начало деятельности на Руси Земских соборов. Он принял решение о создании нового правового кодекса – Судебника, в основу которого был положен предыдущий Судебник 1497 г.

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России в середине XVI - второй половине XVII вв. Они включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 - с патриархом), Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.



Ко времени Избранной рады относится усиление значения приказов, окончательно оформляется приказная система..

Приказы - органы центрального управления в России в XVI - начале XVIII вв. В основном имели судебную функцию (земский, поместный, казенный и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией (Казанского дворца, Сибирский, Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе приказов лица в XVII в. получили название судей, наиболее крупные приказы возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками.

В середине XVI в. возникают важнейшие приказы.Особенностью приказной системы было то, что одни приказы носили отраслевой (руководили определенной сферой государственного управления), а другие - территориальный (руководили определенной территорией) характер.

К отраслевым приказам относятся:

• Челобитный - принимал жалобы на имя царя и проводил расследование по ним.

• Посольский - занимался внешнеполитическими сношениями.

• Поместный - ведал делами поместного землевладения.

• Разбойный - разыскивал и судил "лихих людей".

• Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод.

• Стрелецкий - ведал войском стрельцов.

• Финансовые дела находились в компетенции приказа Большого прихода и Четвертей (Четей).

К территориальным приказам можно отнести приказ Казанского дворца, позднее - Сибирский приказ.



Местное управление

В целом на местах пока сохранялись старые органы управления, но в их деятельность вносились существенные изменения. Например, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.

Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники – старосты и «лучшие люди» – по постановлению Судебника обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников.

Городовые приказчики - в России XVI-XVII вв. комендант укрепленного города и начальник его гарнизона.

Губные старосты - должностные лица, избираемые из дворян, возглавлявшие органы местного самоуправления (губные избы) в XVI-XVII вв., расследовавшие особо опасные уголовные преступления. Должность губного старосты возникла в ходе губной реформы конца 30-х - середины 50-х гг. XVI в. Ликвидирована в 1702 г.

В 1551–1552 гг. произошла прямая ликвидация наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555–1556 гг. приговором царя «о кормлениях» наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. Его место занимало местное управление, проделавшее долгий и нелегкий путь.

Местное управление в России XVI в. не представляло собой единообразия, а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности.

Реформы в социально-экономической сфере

К преобразованиям социально-экономической сферы относятся вопросы, связанные с прикреплением крестьян на земле; налоговые преобразования, а также вопросы боярской и дворянской службы.

Особое место в Судебнике 1550 г. занимают статьи о частновладельческом населении. Право перехода крестьян в Юрьев день по статье 88 сохранялось, но несколько увеличилась при этом плата за «пожилое». Статья 78 определяла положение другой значительной группы населения – кабальных холопов. Так, запрещалось превращать в холопов служилых людей, ставших должниками.

Юрьев день - церковный праздник 26 ноября по старому стилю, посвященный святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Юрьев день (неделя до и неделя после) осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. Право перехода крестьян временно отменено с введением заповедных лет, запрещено законодательно в 90-х гг. XVI в. (запрет подтвержден Соборным уложением 1649 г.).

Пожилое - в XV-XVII вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельцев в Юрьев день. Впервые упомянуто в Судебнике 1497 г. Исчезло в конце XVI-XVII вв. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев. В XVII-XVIII вв. - штраф за прием беглых крестьян.

Главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей. С этой целью была проведена налоговая реформа. На основных территориях вводилась новая единица обложения – «большая соха». Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца. В результате в привилегированном положении оказывались помещики.

Размеры земельных владений обусловливали и прежние службы дворян. «Уложение о службе» (1555–1556 гг.) устанавливало правовые основы поместного землевладения. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не меньше 100 четвертей земли (150 десятин), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу «человек на коне и в доспехе полном». Согласно «Уложению» вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

Изменения в положении служилых людей тесно связаны также с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог «кормленый откуп». Этот налог поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования – «помоги».

Военные преобразования

По «Уложению о службе» основу вооруженных сил составляло конное ополчение землевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходить на службу «конно, людно и оружно». Кроме них, существовали служилые люди «по прибору» (набору): городская стража, артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян и горожан – посоха, несшая вспомогательную службу.

Посоха - повинность тяглового населения в России XVI-XVII вв., заключавшаяся в поставке временных служилых людей (посошных людей), использовавшихся в пехоте и на военно-строительных работах.

Принципиальным новшеством в русской армии XVI в. стала организация стрелецкого войска. В 1550 г. под Москвой был собран трехтысячный корпус «выборных стрельцов из пищали». Стрелецкой войско отличалось от прочей русской армии своим регулярным характером, содержанием за счет казны, а также особыми функциями: защита царя и двора.

Третьим аспектом военных преобразований нужно назвать отмену местничества в армии. Управление дворянским войском чрезвычайно усложнялось существованием этой нормы. Перед каждым походом (а иногда и в походе) происходили затяжные споры. «С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается», – отмечал в 1550 г. Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы «без мест». Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми княжатами и боярами тем самым нарушался. Любопытно, что в гражданской сфере принцип местничества просуществует еще до 1682 г.

Церковные преобразования. Стоглавый собор 1551 г.

Процесс усиления государственной власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве и об отношениях между церковью и государством. Царская власть с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

Кроме того, в XVI в. в Русской православной церкви не утихали споры между иосифлянами и нестяжателями.

Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце XV - середине XVI вв. с критикой нестяжателей. Отстаивали незыблемость церковных догматов, необходимость церковно-монастырского землевладения. Защищали тезис о богоустановленности великокняжеской власти, доказывали правомерность притязаний Русской православной церкви на патриаршую форму управления.

Нестяжатели - приверженцы религиозно-политического течения в конце XV - начале XVI вв. Нестяжатели проповедовали необходимость отказа церкви от "стяжания" (приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским принципам. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступили иосифляне. Нестяжатели осуждены на церковных соборах 1503 г., 1531 г.

В январе–феврале 1551 г. был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название «Стоглавый», или «Стоглав». Царя и его окружение волновало, «достойно ли» монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты. По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. «Стоглав» запретил из монастырской казны давать деньги в «рост» и хлеб в «насп», то есть – под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.

Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 г. (через несколько дней после завершения работы собора) была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 г.

Вместе с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия.

2. Опричнина.

Ход опричнины

С начала 1560-х гг. Иван Грозный порывает со своим прежним окружением.

Адашев оказывается в ссылке, Сильвестр - в монастыре. Причины разрыва спорны: либо личные мотивы (обвинения в убийстве жены, а также то, что во время болезни Ивана Грозного в 1553 г. окружение было готово передать престол В.А. Старицкому), либо разногласия по внешней политике (Иван Грозный - за активизацию на Балтике, Адашев - за активизацию в Крыму).

В декабре 1564 г. царь в сопровождении заранее подобранного окружения отправился из Москвы на богомолье, взяв с собой особо почитаемые иконы и государственную казну. Но из Троице-Сергеева монастыря он уезжает в свое охотничье село Александровскую слободку. Оттуда в начале января 1565 г. отправляет в Москву два ультимативных послания.

Послания царя. В первом, адресованном митрополиту Афанасию и боярам, царь сообщал, что бояре расхитили казну, присвоили государственные земли, не желают воевать против врагов, а также совершают насилия над народом. Духовенство же заступается за "изменников". Далее в послании указывалось, что царь не хочет терпеть измены и решил оставить государство. Второе послание было адресовано всему посадскому населению Москвы. В нем царь заверял простых людей в том, что на них он никакой обиды не имеет.

Москвичи потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться. К царю отправились депутаты. Иван согласился вернуться на престол, но при двух условиях: во-первых, право бесконтрольно наказывать изменников; во-вторых, выделение особого царского удела – опричнины.

Получив согласие, Иван IV в феврале 1565 г. вернулся в Москву.

Начинаются мероприятия опричнины.

В опричнину были включены наиболее важные земли: поморские города, важные в стратегическом и экономическом отношении районы, Подмосковье, часть Москвы. В дальнейшем территория опричнины росла. На этих землях поселялись дворяне, входившие в опричное войско, а прежних землевладельцев оттуда выселили, дав им земли в неопричных уездах (опричники же, получив на новых землях поместья, сохраняли вотчины, оставшиеся в земщине).

Первоначально состав опричного войска определялся в тысячу человек. В социальном плане в него входили представители знати и бояре, незнатные дети боярские, иностранные авантюристы и т.п. Для управления опричниной создавалась Особая боярская дума (руководители – Михаил Черкасский, Алексей Басманов, Афанасий Вяземский). На «подъем» своего удела (опричнины), т.е. на покрытие издержек по выезду из столицы, царь потребовал с земщины 100 тыс. рублей. В опричнине сложилась своя система органов управления государством.

Всю остальную территорию царь «отдавал» в ведение бояр. Она получила название «земщина», во главе – Земская боярская дума.

Террор. Жертвами опричников стали князья, бояре, дворяне, посадское население, крестьяне. Среди первых жертв – бояре П.Горбатый, Ю. Кашин, Д.Шевырев. Особенно пострадала суздальская знать.

При этом царь всячески старался создать впечатление о всесословной поддержке проводимой политики. В годы опричнины регулярно созывались Земские соборы. К тому же «накал» опричного террора был непостоянен (например, весна 1566 г. – «потепление», объявление «прощения» изменников).

Апогей опричнины пришелся на рубеж 1560–1570-х гг. Для расправы с двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким и городом Новгородом, Иван использовал ложный донос о том, что новгородцы якобы хотят перейти по власть польского короля, а самого Ивана убить и на его место посадить удельного князя Владимира Андреевича.

Осенью 1569 г. царь приказал Владимира Старицкому, его жене и детям принять яд. В декабре 1569 г. войско опричников во главе с царем выступило в поход на Новгород, который подвергся страшному разорению.

После новгородского погрома карательная экспедиция была послана во Псков, Нарву и Ивангород. В июле 1570 г. начались казни в Москве, которые продолжались до осени. Именно тогда погиб цвет приказной бюрократии. Наконец, в измене была обвинена опричная верхушка. Погибли князья Басмановы, князья Черкасский, Вяземский. Во главе опричнины встали Малюта Скуратов (Бельский) и Василий Грязнов.

В 1571 г. царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет-Гирея, поскольку опричное войско не смогло противостоять внешнему врагу. В результате нашествия был сожжен посад Москвы.

В 1572 г., перед угрозой нового нашествия, Иван вынужден был объединить опричное и земское войско, а во главе его поставить опытного полководца князя Михаила Воротынского. Это объединенное войско у села Молоди (в 50 км к югу от Москвы), сумело разбить Девлет-Гирея.

Победа при Молодях показала вредность разделения страны и войска на две части. Осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако отмена опричнины не прекратила репрессий. Они продолжались до конца царствования Ивана IV, хотя и в меньших масштабах.

Таким образом, опричнина – это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Она создала не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий.

Последствия опричнины

Путь централизации страны через репрессии опричнины, по которому пошел Иван Грозный, был разорителен и губителен для России.

После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис – деревни и села Центральной и Северо-Западной Руси (Новгородские земли) запустели. Необработанными оказались до 90 % земли. В несколько раз сократилось число населенных пунктов – сел и деревень. В городах опричнина привела к упадку внешней и внутренней торговли. На развитии хозяйства негативно сказались и массовые перемещения людей из опричнины в земщину. К тому же в 1570–1571 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась чума.

Массовые репрессии нанесли удар по правящей элите – из 43 членов Боярской думы 19 казнено, 3 пострижено в монахи. Также обостряются отношения внутри господствующего строя – внутри дворянства, между аристократией и дворянством.

Выселение 9 тысяч дворян для размещения 6 тысяч опричников привело к кризису поместной системы, а, следовательно, к нарушению системы комплектования поместного войска.

Опричнина привела к установлению деспотического режима и повлияла на морально-нравственную атмосферу в обществе. Оказалась подорвана самостоятельность Русской православной церкви. Завершилось превращение дворян в холопов самодержавия. Цепная реакция рабской психологии привела к тому, что крестьяне оказались еще более закрепощены и принижены, чем их господа. Тем самым были подготовлены условия для закрепощения крестьян.

Парадокс опричнины состоял в том, что объективно направленная на централизацию власти, она воссоздавала элементы разобщенности и децентрализации.







Сейчас читают про: