Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1. Мусульманская Испания. В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании — Андалусии — носил ти­тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф­рике — Мавритании.

Мусульманская Испания была процветаю­щей частью Европы. Сеть оросительных кана­лов на юге полуострова позволила поднять уро­жаи зерна и винограда. На плоскогорье разво­дили большие стада овец. Большинство мавров расселилось в городах, число которых достига­ло четырехсот. Кордова, один из красивейших городов мира, насчитывала до полумиллиона жителей. Андалусия славилась своими шелко­выми и шерстяными тканями, изделиями из металла, кожи и стекла. Обладая большим фло­том, она активно торговала с Африкой, Багдад­ским халифатом, Италией, Византией.

Мавры сначала не мешали местному населе­нию Испании исповедовать свою религию. В Ан­далусии бок о бок уживались потомки басков и других жителей прежней римской провин­ции, вестготы, арабы, берберы, евреи. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

2. Реконкиста. Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста — об­ратное отвоевывание захваченной территории. Реконкиста длилась около восьми столетий.

Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко­ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво­вали французские и итальянс­кие рыцари. Папы не раз призы­вали христиан к Крестовым по­ходам против мусульман в Испа­нии.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра­зовались королевства Кастилия (в переводе — «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах — Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас­пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон­кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль­манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри­стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По­зднее Арагон завладел крупным мусульман­ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Рекон­киста проходила не постепенно, а как бы скачками. Она замедлялась враждой между христианскими государями, ей мешали вторжения фа­натичных приверженцев ислама — воинствен­ных берберских племен из Северной Африки. Берберы наносили тяжелые поражения христи­анам, но и они не смогли объединить враждую­щих мусульманских эмиров. Давление христи­ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле­дующие десятилетия Кастилия заняла крупней­шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее — в Южной Ита­лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге — Гранадский эмират.

3. Жизнь евреев в Испании. На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев.В мусульманской Испании возник один из цент­ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов­цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев­реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам.

Отношение к евреям в христианской Испа­нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве­ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть­ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа­нами.

4. Образование Испанского королевства. Возникшие на Пиренейском полуострове госу­дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го­рожан и даже свободных крестьян. Так возник­ло собрание представителей сословий — корте­сы (от слова «корт» — королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда­нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу­острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

После решающих успехов Реконкисты на­чались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в конце XV века наступил последний этап в объедине­нии страны. В 1479 году под властью супружес­кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан­да Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран­цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства — Испания и Португалия.

5. Введение инквизиции в Испании. Рекон­киста проводилась под лозунгом борьбы христи­ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при­шлось переселиться в Северную Африку. Испа­нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже­лой потерей.

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела­ли сделать Испанию чисто христианской стра­ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.

Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора». За 10 лет, по­ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты­сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»). Она проводи­лась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении на­рода, знати и воинов. Подчас одновременно сжи­гали десятки невинных людей. Появились по­собия по обличению ведьм, колдунов и ерети­ков, в Толедском университете специально изу­чали «демонологию».

Сразу после взятия Гранады король и коро­лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан­ские колонии в Америке или в Нидерланды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: