Г. Алмонд

Http://www.politscience.ru/bibl/texts/al1.doc?PHPSESSID=eb396dabf6dad21e2b0c73e732f0ded2

Африка

Многие историки считали, что народы боль­шей части Африки, населенной чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их ис­тория началась с появлением европейцев. Изу­чение истории Африканского континента, на­чавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.

1. Народы Африки в разных частях конти­нента развивались неравномерно. В тропичес­ких лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной

Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи. Другие народы занимались земледелием. Больше всего сеяли просо и рис, выращивали бобы и овощи, разво­дили хлопчатник, сахарный тростник и кокосо­вые пальмы. Африканцы с давних времен пла­вили железо в глиняных печах. Ремесленники изготовляли орудия труда, оружие, посуду, тка­ни, вещи из стекла и кожи. Африканцы рано научились приручать слонов, использовали их на разных работах ив сражениях.

На просторах равнины в междуречье Ниге­ра и Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили ле­генды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца».

Через Западный Судан проходили важней­шие торговые пути от Гвинейского залива к бе­регам Средиземного моря. Земледельцы торго­вали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочев­ники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жаж­ды или нападений кочевников.

2. Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торгов­ли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы.

В столице Ганы был огорожен стенами осо­бый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.

В конце XI века войска султана арабского го­сударства Марокко (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался пла­тить султану дань и вместе со знатью принял ис­лам. Восставшее население вскоре изгнало ма­рокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.

Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приня­ли ислам. После этого в городах поселились му­сульманские купцы из Северной Африки.

Позже, в XV веке, окрепло государство Сон-гай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464—1492). Он построил большой реч­ной флот; в армии была введена суровая дис­циплина. Али Бер почти всю жизнь провел в по­ходах. Ему удалось присоединить к своим вла­дениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает вол­шебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.

Правители и вельможи держали на своих землях по 500—1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые лю­ди платили владельцу оброк, а государству на­логи. Свободные общинники также зависели от знати.

С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие дол­жности, устраивали заговоры, чтобы захватить престол. Влиятельная мусульманская знать в городах (судьи, духовенство, купцы) мало счи­талась с правителями. Начавшиеся междоусоб­ные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено вой­сками султана Марокко.

3. На севере нынешней Эфиопии в древнос­ти существовало государство Аксум, расцвет ко­торого был в IV-V веках. Под власть его царей попали побережье Южной Аравии с караванны­ми путями и часть Восточного Судана. Аксум поддерживал тесные связи с Римской импери­ей, а позднее — с Византией. Царь и его прибли­женные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы от­няли у Аксума владения в Южной Аравии, а за­тем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал су­ществовать.

На восточном берегу Африки выросли горо­да-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие ко­рабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Ин­дийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.

4. Народы Африки сохранили старинные ле­генды, предания и сказки, где реальные собы­тия прошлого перемешаны с вымыслом. Скази­тели бережно хранили эти предания, передава­ли их из поколения в поколение.

Наиболее значительными были достижения средневеко­вой культуры у народов Запад­ного Судана. После распростра­нения ислама архитекторы-ара­бы строили там мечети, дворцы, общественные здания. Возник­ли мусульманские школы, а в городе Томбукту — высшее учи­лище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библио­теки, где хранилось, много руко­писных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих то­варов».

Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана, архитектурные соору­жения и библиотеки были разрушены. Ученых и ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через пустыню.

Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительнос­тью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охо­ты, войны и придворной жизни.

Европейцы стали осваивать Африку еще в ан­тичное время. В XIV веке они свободно плавали вдоль ее северо-западного побережья, выменивая ножи, стеклянные бусы и другие изделия евро­пейских ремесленников на золото, очень цени­мую в Европе слоновую кость, рога носорогов, которым приписывали лечебные свойства, попу­гаев для знатных дам. Тогда же сделала первые шаги торговля европейцев «черными рабами». Их крали или покупали у местных вождей, а за­тем продавали в гаремы султанов, использовали в качестве охранников или редких «экспонатов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: