Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения

ПЛАН

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

1. Церковные школы в Западной Европе.

2. Воспитание светских феодалов.

3. Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.

Феодализм был дальнейшей ступенью в развитии общества, возник в результате разложения рабовладельческого строя.

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь.

В Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Европе религиозные организации (церковь) стали в этот период монополистами в области обучения детей и взрослых: все содержание образования было пронизано религией.

Церковные школы в Западной Европе

В продолжении ряда веков большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. В среднеевропейских монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всех сформировались монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первые принимались мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешние школы принимались приходящие (миряне).

В центрах церковного управления постепенно развивались соборные и кафедральные школы. Эти школы также делились на внутренние и внешние. Во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже именитых граждан.

И наконец в ряде приходских церквей создавались приходские школы. В них обучались только мальчики. Учили там чтению молитв на латинском языке, церковному пению, реже обучались письму.

Определенные сроки для обучения в школах не устанавливались.

Учитель не щадил учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души.

В низшие школы первоначально принимались только дети духовенства. А с Х1 века, после того как духовенству было запрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян.

Следует, однако, иметь ввиду, что основная масса народа не получала образования в школах.

В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

Курс обучения в монастырских и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и начатки религиозной философии. Были также школы, где обучались еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляли «семь свободных искусств», состоящие из трехпутья и четырехпутья. Кроме того, преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».

Воспитание светских феодалов

По-другому воспитывались сыновья рыцарей - «господа земли и крестьян». Рыцарь должен быть опытным воином, человеком, презирающим подвластных ему крестьян и способным жестоко подавить их восстания. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Чтение и письмо не являлось обязательным для рыцаря, это было делом духовенства.

С семи лет воспитанник состоял пажем при госпоже своего сюзерена, затем был оруженосцем у господина и, наконец, завершив подготовку, посвящался в рыцари.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали как произведения латинских авторов, так и современную поэзию, а не только религиозные тексты и молитвы.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейсткие и городские школы

Экономическое развитие Европы Х11-Х111 веков выдвигало на первый план необходимость более глубоких и основательных знаний. В связи с этим стали возникать университеты. В Х11 в. были открыты университеты в Италии, Франции и Англии. В Средней Европе в Х1У веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).

Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления. Они сами вырабатывали распорядок своей жизни, избирали должностных лиц, защищали свои права.

Средневековые университеты имели 4-е факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6-7 лет, после этого окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжить образование на одном из 3-х факультетов: богословском, медицинском или юридическом. Обучение на этих факультетах продолжалось 5-6 лет. Окончивший, получал звание доктора, т.е. ученого.

Основным видом занятий в университете были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал. Организовывались также диспуты. Обычно предварительно представлялись тезисы докладов, которые подлежали обсуждению.

Ремесленники и купцы, жившие в городах, не были удовлетворены церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение же ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы с такой же программой. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержащиеся городскими самоуправлениями.

Рост производства, торговли, городов, морские путешествия 14-16 веков дали толчок развитию математики, астрономии, механики, географии. В эпоху Возрождения из грамматики выделяются литература и история, как зародыши самостоятельных наук; начинают усиленно изучаться греческий и латинский языки, усиливается значение родных языков.

Педагогика характеризуется большим вниманием к ребенку, как к развивающемуся человеку. Задачей воспитания становится развитие личности. Поэтому педагогика этого времени называется гуманистической.

В образовании на первый план выдвигается изучение классической античной литературы и природы вместо религии. Продолжают развиваться городские школы для детей купцов и ремесленников. Появляются школы для девочек. К концу эпохи Возрождения первоначальное обучение все чаще ведется на родном языке учащихся.

Наряду с начальными школами в 16 веке появляются повышенные (латинские) школы и средние - с 8-10летним обучением (иезуитские коллегиумы, гимназии). Значительно возрастает количество университетов.

Педагоги - гуманисты эпохи Возрождения - выдвигали требования развития активности, самодеятельности и творчества ребенка.

Витторио да Фильтре (1378-1446) организовал школу под названием «Дом радости», в которой большое внимание обращалось на простоту и изящество школьного здания, обилие света и воздуха, украшение школы картинами и цветами. Педагог уделял особое внимание физическому воспитанию (закаливание, физические упражнения) и самодеятельности детей.

Французский писатель - гуманист Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассказывает как король - великан - для воспитания своего сына пригласил ученых-схоластов. Они медленно учили Гаргантюа азбуке, заставляя бессмысленно выучивать и пересказывать в любом порядке учебники грамматики и риторики. Он много ел, спал, почти не гулял, много молился и учился только час в день. В результате Гаргантюа стал толстым и неповоротливым, совершенно глупым, бестолковым и странным. Тогда, прогнав схоластов, отец пригласил учителя гуманиста. Жизнь Гаргантюа резко переменилась: он стал много заниматься физическими упражнениями, под руководством учителя совершал прогулки на природу и собирал гербарии; наблюдая за небесными светилами, он изучал астрономию. Путем бесед с применением наглядных пособий, чтения книг Гаргантюа изучает многочисленные предметы и упражняется в применении знаний в жизни.

Мишель Монтень (1533-1592) в своих «Опытах» высмеял феодализм и педантизм схоластического образования, противопоставив ему идею развития активности, самостоятельности мышления и самодеятельности детей. Он придавал большое значение физическому воспитанию, тесно увязывая его с умственным и эстетическим.

«Золотая Книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Томаса Мора (1478-1535), вышедшая в 1516 году, наряду с критикой существующего строя дает описание социалистического общества.

Т. Мор уделяет достаточное внимание вопросам воспитания. На острове всем детям дается хорошее воспитание и первоначальное обучение. Свободное время граждане проводят в библиотеках и музеях, занимаясь самообразованием. Утопийцы владеют всеми науками своего времени.

Образование ведется на родном языке. В школах преподается чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Астрономия изучается с помощью наглядных пособий.

Наиболее способные юноши по рекомендации учителей и народа отбираются для занятий науками и искусствами, но если они не оправдывают надежд, их отправляют на физические работы. И наоборот, ремесленники, получившие путем самообразования глубокие знания, переводятся в «класс ученых».

Т. Мор был сторонником афинской системы физического воспитания: развитие путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного, красивого тела. Наряду с физическим необходимо и трудовое воспитание детей. Они изучают в школах земледелие теоретически и знакомятся с ним практически, работая на окружающих город полях. Каждый утопиец обязан овладеть как минимум одним ремеслом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: