Из Летописной повести о побоище на Дону
«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против [Мамая] скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе…
В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…
Пришли они к дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» и велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»
|
|
С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.
С2. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.
С3. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Выполните задание С4.
С4. Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий)
Примечание. Ответ запишите в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)
Общее · ……………………………………………………………………………… · …………………………………………………………………………….... | |
Различия | |
… | … |
· ……………………………… | · …………………………………. |
· ……………………………… | · …………………………………... |
· ……………………………… | __________________________ |
_________________________ | · …………………………………… |
Часть 1
За верное выполнение заданий А1 – А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два и более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
|
|
№ задания | ответ |
А1 | |
А2 | |
А3 | |
А4 | |
А5 | |
А6 | |
А7 | |
А8 | |
А9 | |
А10 | |
А11 | |
А12 | |
А13 | |
А14 | |
А15 | |
А16 | |
А17 | |
А18 | |
А19 | |
А20 |
Часть 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно – два слова или последовательность символов – букв или цифр.
За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, В4, В5, В7, В8 выставляется 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, В6 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
№ задания | ответ |
В1 | АГВБ |
В2 | |
В3 | АВД |
В4 | Япония или Японская империя |
В5 | ГВБА |
В6 | |
В7 | БВД |
В8 | Андрей Рублев |
Часть 3
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1 – С2 на анализ исторического источника ставиться от 0 до 1 баллов.
С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Должны быть названы: - дата битвы – 1380 г. - имя великого князя – Дмитрий Иванович Донской | |
Названы год и имя великого князя | |
Назван год или названо имя великого князя | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно | |
Максимальный балл | 2 |
С2. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Должно быть сказано, что автор повести сочувствует великому князю и русским воинам, радуется их успехам 2. Должны быть названы аргументы: - автор пишет о справедливом характере борьбы князя и его воинов (идут «оборонять отчину») - автор резко негативно характеризует Мамая («буйствуя», «возгордившись», «гневаясь») - автор говорит, что русских воинов на битву вел Господь Бог | |
Охарактеризована позиция автора и приведены два аргумента | |
Охарактеризована позиция автора и приведен один аргумент | |
Охарактеризована позиция автора без аргументов, или позиция автора не охарактеризована, или все элементы ответа названы неверно | |
Максимальный балл | 2 |
С3. чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Должно быть сказано о победе русских войск в Куликовской битве и бегстве ордынского войска Мамая 2. Должны быть названы указанные автором причины победы: - единство русских князей, собравшихся под руководство московского князя Дмитрия - сильное и многочисленное войско, которое удалось собрать Дмитрию - мужество русских воинов, их готовность сражаться за отчизну 3. Должны быть приведены положения, характеризующие значение Куликовской битвы: - Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера - в отношениях Руси с Ордой произошел перелом - существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде -Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так не удалось - Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно – нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания | |
Сказано о победе русских князей, названы два аргумента, указанные автором, приведены три положения, характеризующие значение Куликовской битвы. | |
Сказано о победе русских князей, названы один – два аргумента, указанные автором, приведены одно – два положения, характеризующие значение Куликовской битвы | |
Сказано о победе русских князей, аргументы, указанные автором, не названы, положения, характеризующие значение Куликовской битвы, не приведены, или элементы ответа отсутствуют, или все элементы неверны | |
Максимальный балл | 2 |
С4. Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий)
|
|
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | |
С7. 1. В качестве общих характеристик может быть названо: – князь как военный предводитель, верховный судья, сборщик налогов - вечевые сходы во всех городах и землях - дружина как вооруженные отряды при князе | ||
Названы 2 общие характеристики | ||
Названа 1 общая характеристика | ||
Все общие характеристики названы неверно | ||
Максимальный балл | 2 | |
С7.2 В качестве различий могут быть названы | ||
Древнерусское государство при первых князьях | Древнерусское государство при Ярославе Мудром | |
- полюдье - обычное право - во главе отдельных земель – племенные вожди | - уроки, повоз, погосты - «Русская Правда» - во главе отдельных земель – наместники, назначаемые князем - усложняются функции княжеской власти | |
Названы 2 различия | ||
Названо 1 различие | ||
Все различия названы неверно | ||
Максимальный балл | 2 | |
Итого за выполнение всего задания максимальный балл | ||
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 40.
|
|