Система оценивания экзаменационной работы по истории России

Из Летописной повести о побоище на Дону

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против [Мамая] скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе…

В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…

Пришли они к дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» и велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»

С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

С2. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.

С3. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.

Выполните задание С4.

С4. Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий)

Примечание. Ответ запишите в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)

Общее · ……………………………………………………………………………… · ……………………………………………………………………………....
Различия
· ……………………………… · ………………………………….
· ……………………………… · …………………………………...
· ……………………………… __________________________
_________________________ · ……………………………………

Часть 1

За верное выполнение заданий А1 – А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два и более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

№ задания ответ
А1  
А2  
А3  
А4  
А5  
А6  
А7  
А8  
А9  
А10  
А11  
А12  
А13  
А14  
А15  
А16  
А17  
А18  
А19  
А20  

Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно – два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, В4, В5, В7, В8 выставляется 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, В6 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

№ задания ответ
В1 АГВБ
В2  
В3 АВД
В4 Япония или Японская империя
В5 ГВБА
В6  
В7 БВД
В8 Андрей Рублев

Часть 3

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1 – С2 на анализ исторического источника ставиться от 0 до 1 баллов.

С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Должны быть названы: - дата битвы – 1380 г. - имя великого князя – Дмитрий Иванович Донской  
Названы год и имя великого князя  
Назван год или названо имя великого князя  
Элементы ответа не названы или все названы неверно  
Максимальный балл 2

С2. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Должно быть сказано, что автор повести сочувствует великому князю и русским воинам, радуется их успехам 2. Должны быть названы аргументы: - автор пишет о справедливом характере борьбы князя и его воинов (идут «оборонять отчину») - автор резко негативно характеризует Мамая («буйствуя», «возгордившись», «гневаясь») - автор говорит, что русских воинов на битву вел Господь Бог  
Охарактеризована позиция автора и приведены два аргумента  
Охарактеризована позиция автора и приведен один аргумент  
Охарактеризована позиция автора без аргументов, или позиция автора не охарактеризована, или все элементы ответа названы неверно  
Максимальный балл 2

С3. чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Должно быть сказано о победе русских войск в Куликовской битве и бегстве ордынского войска Мамая 2. Должны быть названы указанные автором причины победы: - единство русских князей, собравшихся под руководство московского князя Дмитрия - сильное и многочисленное войско, которое удалось собрать Дмитрию - мужество русских воинов, их готовность сражаться за отчизну 3. Должны быть приведены положения, характеризующие значение Куликовской битвы: - Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера - в отношениях Руси с Ордой произошел перелом - существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде -Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так не удалось - Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно – нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания  
Сказано о победе русских князей, названы два аргумента, указанные автором, приведены три положения, характеризующие значение Куликовской битвы.  
Сказано о победе русских князей, названы один – два аргумента, указанные автором, приведены одно – два положения, характеризующие значение Куликовской битвы  
Сказано о победе русских князей, аргументы, указанные автором, не названы, положения, характеризующие значение Куликовской битвы, не приведены, или элементы ответа отсутствуют, или все элементы неверны  
Максимальный балл 2

С4. Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий)

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С7. 1. В качестве общих характеристик может быть названо: – князь как военный предводитель, верховный судья, сборщик налогов - вечевые сходы во всех городах и землях - дружина как вооруженные отряды при князе  
Названы 2 общие характеристики  
Названа 1 общая характеристика  
Все общие характеристики названы неверно  
Максимальный балл 2
С7.2 В качестве различий могут быть названы  
Древнерусское государство при первых князьях Древнерусское государство при Ярославе Мудром
- полюдье - обычное право - во главе отдельных земель – племенные вожди - уроки, повоз, погосты - «Русская Правда» - во главе отдельных земель – наместники, назначаемые князем - усложняются функции княжеской власти
Названы 2 различия  
Названо 1 различие  
Все различия названы неверно  
Максимальный балл 2
Итого за выполнение всего задания максимальный балл  
     

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 40.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: