История в истории

Примечание

Примечание

Примечание

Родовая община — форма социальной организации (община), где люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением. Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий.

Наследниками тасийцев были племена культуры Бадари (кон. V тыс. до н.э.). Предки тасийцев разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот. Появился ряд новшеств – мотыга с кремневым наконечником, стрелы с кремневым наконечником, первые медные изделия (бусы и проколки), лодки.

Проколка - первобытное орудие труда — заострённая деревянная или костяная палочка с утолщённой или фигурно оформленной верхней частью (иногда с отверстием для подвешивания). В каменном веке употреблялась для накола отверстий при сшивании шкур, позднее — также для нанесения орнамента на глиняные сосуды.

Дальнейший прогресс мы можем рассмотреть на примере амратской культуры (Совр. Эль-Амра в Среднем Египте). Это уже Додинастический период (пер. половина IV тыс.). Появляются поселения, укрепленные стенами. О чем это свидетельствует? Увеличение населения и развитие ирригационного земледелия, свидетельствующих о прочной оседлости.

Ирригационное земледелие – принудительно-поливное земледелие в долинах рек (подразумевает механизм мелиорации).

Мелиорация – искусственное насыщение земли водой (система каналов, которая строилась людьми, для постоянного орошения вспахиваемой почвы).

Об увеличении населения свидетельствуют увеличенные в размерах могильники. Распространяются медные изделия (иголки, булавки, гарпуны, рыболовные крючки). Появляются первые золотые украшения. Большое количество расписной глиняной посуды.

Существует гипотеза, что украшения на глиняной посуде означали знак собственности, т.е. у каждого человека мог быть свой личный знак (узор) которым помечалась его личная посуда. Это только гипотеза, но находки в каждом из могильников отличаются именно узором. Хотя есть мнение, что у не у каждого человека был личный знак (узор), а у каждого мастера-гончара, как отличительный знак его продукции и рекламы.

В этот период могильники почти не отличаются друг от друга, а значит еще нет имущественного расслоения в обществе на зажиточных владельцев и обычных общинников.

Первые государства – первая знать.

А вот уже в середине IV тыс. н.э. могильники начинают различаться между собой. Этот период назван Герзейским, и его относят к додинастической эпохе. Одни становятся богаче, другие беднее. По этим и ряду других археологических данных мы видим глобальные изменения в обществе. Многочисленные ремесла отделяются от земледелия, появляются мастера в одном узком направлении. Земледелие может кормить не только тех, кто им занимается, но и большое количество людей не участвующих в распашке земель и сборе урожая – эти люди аристократия, жрецы, войны и мастера ремесел. Благодаря появлению кооперации труда, строится большая система мелиорации долины. В результате этого урожаи были увеличены в 10 – 20 раз от первопосеянного. Если в еде не дефицита, недостатка, то происходит прирост населения, и выделение свободных людей, которые просто не работают на поле. В результате этого появляются новые виды ремесла, люди становятся профессионалами, отработав всю жизнь на своей профессии. Более того появляется непроизводственная часть общины, «верхушка» социального строя (слой управленцев). И теперь, в связи с развитием сельского хозяйства большую роль начинают играть экономические, а не родовые (семейные) отношения. Развивается торговля, что способствует обогащению общества. Об этом доказывают и находки Месопотамских печатей в Египте, это позволило предположить, что письмо пришло в Египет также из Месопотамии, хотя самобытность культуры сохранялась абсолютно. Но вернемся к социальному расслоению общества на обычных общинников и более зажиточных аристократов. В эту же эпоху в египетском иероглифическом письме появляются означающие «Знатность», «богатство», «благородство», «достоинство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: