Техника запоминания больших текстов

Социально-политическая структура

Используя социологические термины, можно охарактеризовать индийское общество как закрытое и немобильное. Общество жестко делилось на страты, в качестве которых и выступали касты. В нем не существовало «лифтов» социальной мобильности: никакие личные заслуги и дарования не давали человеку возможность повысить свой социальный статус. Так, например, образование в качестве «лифта» социальной мобильности не было, ибо было до­ступно исключительно касте брахманов. Даже брак между представителями разных каст был запрещен. Если бы молодой брахман задумал жениться на девушке из низшей касты, он не только не поднял бы ее до своего социального статуса, но и сам бы выпал из кастовой системы, нарушив порядок.

Для политической жизни древней и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Они быстро сменяли друг друга, их территории, имена правящих династий сливались в круговорот названий и в силу отсутствия письменных источников даже с трудом устанавливаются.

В своей книге «История Востока» известный исследователь Л. С. Васильев отмечает, что относительная слабость политической власти в истории Индии определялась прежде всего спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных статутов-сословий (варн,

позже — каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, а быть может и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции. Возможно именно поэтому, несмотря на красивые легенды, воспевающие героев эпических сказаний, в реальной жизни Индии оставалось очень мало места для амбиций властолюбивых политических лидеров» (Васильев Л. С. Указ. соч. Т. 1. С. 158.). Деление общества на слои было зафиксировано еще в преданиях Ригведы. Самой почетной была каста брахманов. Именно ее представители совершали жертвоприношения, обряды и церемонии. Родившемуся в семье брахмана мальчику давали образование: на протяжении многих лет он должен был изучать древние тексты, запоминая их наизусть. Священные тексты вед, записанные за 3 века до нашей эры, до этого передавались исключительно в устной традиций. В чтении наизусть не должно было быть ошибок, которые расценивались не только как грех, но и как катастрофа для ритуала.

Техника запоминания больших текстов, созданная брахманами, настолько интересна, что современные психологи используют ее как особую мнемотехнику (систему запоминания и развития памяти). Ее главный принцип может пригодиться и современному ученику. Текст разбивается на небольшие фрагменты, каждый из которых заучивается день за днем. Запоминаемый текст, увеличиваясь, воспроизводится снова и снова целиком. Текст буквально «внедряется» в личность ученика и остается в его памяти на всю жизнь, подкрепляемый повторением. В условиях господства устной традиции брахманы были живой памятью индийской культуры. Жрецы-брахманы монополизировали культ и обряды, а также право изучения священных текстов и даже само право на образование, строго охраняя кастовые различия.

Считался законным только брак в пределах касты, в ее же пределах можно было принимать пищу, человеку предписывался род занятий, свойственный его группе. Поскольку рождение в той или иной касте трактовалось как результат поведения человека в его прошлых рождениях, кастовый принцип сыграл огромную роль в истории и культуре Индии. Индийское общество оказалось обществом с наиболее жесткой социальной структурой из всех известных исследователям. Закон кармы заставлял индийцев принимать имеющийся социальный порядок без намеков на сопротивление.

История Индии не знает в отличие от Китая ни крестьянских восстаний, ни народных движений. Признание закона кармы диктовало людям смирение с их положением в обществе, а все надежды возлагались на будущую жизнь. Не имея возможности ничего изменить в своей

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

судьбе при жизни, индиец обращался к духовной практике. Именно в религиозных, мифологических, философских системах можно было обрести возможность самореализации, практически закрытую в реальной жизни.

Кастовые основы социальной структуры индийского общества объективно разрушал буддизм, ставший распространенным учением в Индии с начала второй половины I тыс. до н. э. Ашока, царь из династии Маурьев, сделал буддизм государственной религией. При нем держава Ма-урьев достигла своего расцвета, превратившись в империю. В стране была развита система государственной администрации. Указы Ашоки (надписи, высеченные на камне) сообщают о благочестии государя и содержат наставления подданным. В своих надписях Ашока призывал население почитать проповедников-буддистов, да и сами надписи были, по сути дела, проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Возможно, что их первоначальный текст составлял сам Ашока.

Ашока, как и его предшественники из династии Маурьев, покровительствовал буддизму и рассылал специальные миссии, проповедовавшие учение Будды в других странах. При нем стали строиться буддистские монастыри.

Династия Маурьев пыталась ограничить привилегии аристократии, увеличить доходы казны и сосредоточить в своих руках управление государством. Царь Ашока отказался от агрессивных войн и даже во внутреннем управлении пытался проявлять человеколюбие. Он подавал пример праведного правления, надеясь убедить соседей в достоинствах своей новой политики. Ашока объявил всех подданных своими детьми, поддерживал учение о непричинении вреда людям и животным. Политика Ашоки была политикой царя-буддиста, он пытался реализовать религиозную утопию и, конечно же, потерпел поражение. Конец его царствования был отмечен нестабильностью, а после его правления империя распалась. Миролюбивая гуманная политика Ашоки была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам. Попытка объединения Индии была предпринята вновь в IV в. н. э., когда под властью Гуптов были собраны земли Ганга и большие территории вокруг них. Однако и это централизованное государство просуществовало недолго.

На рубеже нашей эры система варн во многом изменилась. Количество брахманов росло и оказалось явно излишним для религиозных нужд. Кшатрии же, напротив, уменьшались в числе за счет смены власти и династий, войн и сражений. Система варн была изменена. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она оказалась более гибкой и имела целый ряд особенностей. Касты в отличие от варн являлись корпорациями, т. е. имели внутреннюю организацию: регламент занятий, органы управления, кассы взаимопомощи. Остался обычай заключения брака внутри касты, воспитание детей в духе ее обычаев. Главный принцип остался неизменным: сформулированное еще брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило утверждало, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться с ней всю жизнь. Особенностью Индии являлась слабость традиционной индийской государ­ственности при сильной социальной структуре. Именно эта слабость привела к тому, что в период, соотносимый с

европейским средневековьем до исламизации Индии, уже не было империй, а многочисленные автономные государства-княжества боролись между собой за власть. Верхушечная политическая борьба за власть мало отражалась на жизни рядовых индийцев, поскольку костяк социальной структуры Индии составляла именно варно-кастовая система.

Еще одна особенность индийской социальной структура — это община. Община была замкнутым социально-экономическим образованием, который обеспечивал порядок и управление деревенской жизнью. Французский историк Фернан Бродель считает, что тайной всей истории Индии была именно общинная организация деревни.

С XI в. Индия неоднократно подвергалась набегам тюркских завоевателей, а в начале XIII в. возник Делийский султанат и начался активный процесс исламизации Индии. Господствующее политическое положение мусульман оказало влияние на культурное развитие страны. Значи­тельная часть индийского населения приобщилась к мусульманской вере, а в культуре и искусстве наступил так называемый индо-исламский период.

Основанная на исламе политическая структура была сильнее и жизнеспособнее, чем существовавшие до нее государственные объединения. Если индуизм был далек от непосредственного политического управления, то в мусульманстве религия и политика были тесно

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

взаимосвязаны. Однако исламизация значительной части городского населения не изменила привычных форм социальной жизни индийского народа с кастовым делением как важнейшим ее принципом. Города мусульманской Индии успешно развивались, благодаря расширению связей с миром ислама расцветала торговля. Делийский султанат просуществовал на протяжении трех с лишним веков. Однако индуистская основа и исламское управление делали султанат в Индии не столь прочным, как в странах с мусульманским населением.

В 1526 с почти всю Индию объединила под своей властью империя Великих Моголов. Покорителем Индии

стал Бабур, вошедший в историю не только как великий завоеватель, но и как просвещенный правитель и поэт, автор «Бабур-наме». В период правления Моголов тенденция взаимопроникновения двух культур — индуистской и мусульманской — усилилась еще более, однако отчужденность и даже враждебность между мусульманами и индусами была непреодолима. Ислам нетерпимо относился к идолопоклонству, в качестве которого рассматривал индуизм. Для индусов же был неприемлем монотеизм мусульманства и принцип равенства всех людей перед аллахом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: