Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII—XVIII вв. был сравним с уровнем жизни европейцев, но на протяжении именно XIX в. наблюдалось экономическое отставание Индии от Запада, переживающего промышленную революцию. Индийское земледелие было высокопродуктивным благодаря возможности собирать два урожая в году и высокой продуктивности риса как культуры.
Очевидная нищета деревенских масс соседствовала с престижным потреблением высших слоев. Особенностью Индии стали бесчисленные ремесленники, представлявшие собой обильную и низкооплачиваемую рабочую силу. Мастерство индийских ремесленников славилось по всему миру. С древнейших времен традиции индийских ремесленников развивались в разных направлениях: были ремесленники, творившие для царя и двора, и деревенские ремесленники, принципы работы которых чаще всего базировались на местных традициях. Творчество было полностью анонимно.
Мир повседневности индийца был миром кастового деления, каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Из памятников индийской литературы можно почерпнуть сведения о жизни как простых индийцев, так и представителей высших каст. Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль принадлежала религии.
Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей его жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, вошедших в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, для обрядов и ритуалов. Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна была связана единым языком ритуала, общей символикой и мировосприятием. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.
Различные религии, перекрещивавшиеся в Индии, представляли и различные трактовки любви. Если для буддизма идеалом было безбрачие, то брахманизм и индуизм, напротив, придавали эротике сакральный характер, приписывая ей мистическое значение. Чувственной любви были посвящены литературные произведения и трактаты. Самый знаменитый из них — «Кама сутра» — представляет любовные отношения как науку и искусство. В целом же отношение индийцев к женщине было двойственным. Она не имела возможности проявить собственную инициативу, приветствовались лишь ее покорность и преданность. При этом в искусстве и любовной игре женщина становилась богиней.
Так, например, в романе Дандина «Приключения десяти принцев» (VI—VII вв. н. э.) мать рассказывает, каким наукам и искусствам обучается ее дочь. Преподаются науки, имеющее то или иное отношение к любви, и все, что к ним относится. Основательно изучаются танцы, пение, игра на инструментах, театр, живопись, приготовление сладостей, духов и искусство составления
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru
букетов и гирлянд. Основательно изучаются также письмо и ловкость в разговоре. Науки: грамматика, логика и астрономия —
изучаются поверхностно, лишь настолько, чтобы знать о чем идет речь, происходит основательное ознакомление с возможностью добывания средств к жизни, с игривой ловкостью разговоров, с искусством азартных игр (Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1974. С. 24). Описание обучения красивой и богатой куртизанки показывает, что отношения между мужчиной и женщиной в индийской культуре становятся особой формой культурного развития, что, конечно же, было связано с тем, что эти отношения рассматривались религией не как греховные, а, напротив, сакральные.