Индия. Мир повседневности

Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII—XVIII вв. был сравним с уровнем жизни европейцев, но на протяжении именно XIX в. наблюдалось экономическое отставание Индии от Запада, переживающего промышленную революцию. Индийское земледелие было высокопродуктивным благодаря возможности собирать два урожая в году и высокой продуктивности риса как культуры.

Очевидная нищета деревенских масс соседствовала с престижным потреблением высших слоев. Особенностью Индии стали бесчисленные ремесленники, представлявшие собой обильную и низкооплачиваемую рабочую силу. Мастерство индийских ремесленников славилось по всему миру. С древнейших времен традиции индийских ремесленников развивались в разных направлениях: были ремесленники, творившие для царя и двора, и деревенские ремесленники, принципы работы которых чаще всего базировались на местных традициях. Творчество было пол­ностью анонимно.

Мир повседневности индийца был миром кастового деления, каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Из памятников индийской литературы можно почерпнуть сведения о жизни как простых индийцев, так и представителей высших каст. Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль принадлежала религии.

Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей его жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, вошедших в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, для обрядов и ритуалов. Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна была связана единым языком ритуала, общей символикой и мировосприятием. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.

Различные религии, перекрещивавшиеся в Индии, представляли и различные трактовки любви. Если для буддизма идеалом было безбрачие, то брахманизм и индуизм, напротив, придавали эротике сакральный характер, приписывая ей мистическое значение. Чувственной любви были посвящены литературные произведения и трактаты. Самый знаменитый из них — «Кама сутра» — представляет любовные отношения как науку и искусство. В целом же отношение индийцев к женщине было двойственным. Она не имела возможности проявить собственную инициативу, приветствовались лишь ее покорность и преданность. При этом в искусстве и любовной игре женщина становилась богиней.

Так, например, в романе Дандина «Приключения десяти принцев» (VI—VII вв. н. э.) мать рассказывает, каким наукам и искусствам обучается ее дочь. Преподаются науки, имеющее то или иное отношение к любви, и все, что к ним относится. Основательно изучаются танцы, пение, игра на инструментах, театр, живопись, приготовление сладостей, духов и искусство составления

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

букетов и гирлянд. Основательно изучаются также письмо и ловкость в разговоре. Науки: грамматика, логика и астрономия —

изучаются поверхностно, лишь настолько, чтобы знать о чем идет речь, происходит основательное ознакомление с возможностью добывания средств к жизни, с игривой лов­костью разговоров, с искусством азартных игр (Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1974. С. 24). Описание обучения красивой и богатой куртизанки показывает, что отношения между мужчиной и женщиной в индийской культуре становятся особой формой культурного развития, что, конечно же, было связано с тем, что эти отношения рассматривались религией не как греховные, а, напротив, сакральные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: