Акмеизм
Поэты-младосимволисты
А.А. Блок (1880–1921)
Философские и литературные влияния на формирование художественного мира поэта. А. Блок и символизм. Этапы развития мировоззрения и творчества.
Ранняя лирика поэта. Влияние В. Жуковского, А. Фета и Я. Полонского. Сб. «Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии и философии Вл. Соловьева. Эволюция темы любви и образа лирической героини (циклы «Снежная маска», «Кармен»; стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Незнакомка» и др.
Революция 1905 г. и кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборник «Нечаянная радость». Столкновение реальности и романтической фантастики.
Образ «страшного мира» в ст. «Фабрика», «Девушка пела в церковном хоре…», «Сытые», «На железной дороге». Трагизм мироощущения лирического героя. Тема человека в «страшном мире» («Страшный мир»).
Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина», стих. «Осенняя воля», «Русь», «Россия», «Коршун», «Новая Америка», «Рожденные в годы глухие»).
Концепция творчества в стих. «О, я хочу безумно жить…», цикле «Ямбы», «поэме «Соловьиный сад»..
Своеобразие блоковского восприятия и изображения революционных событий. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать». Символика произведения. Роль библейской образности. Значение образа Христа. Своеобразие языка, композиции, ритмики. Дискуссии о поэме. «Скифы», связь с поэмой. Образ России и ее место в триаде «Запад – Россия – Восток».
Последние стихи («Пушкинскому Дому»). Трагедия А. Блока.
А. Белый (1880–1934)
Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств. Сборник «Золото в лазури», стилевые особенности. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника – революция, народ, Россия. Урбанистические мотивы.
Проза. Роман «Петербург» – выражение основных творческих идей 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и Запад» и их художественное осмысление. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.
Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» русского символизма.
Н.С. Гумилев (1886–1921)
Теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборник «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, русских поэтов – И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья-манифест «Наследие символизма и акмеизм». Сборники «Чужое небо», «Колчан». «Огненный столп» – итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Влияние на творчество русских поэтов 20-х гг. Трагическая судьба поэта.
А.А. Ахматова (1889–1966)
Книги стихов «Вечер», «Четки», «Подорожник». Лирика иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Живописная пластичность. Обновление метрики русского стиха. Сборник «Белая стая». Нарастание гражданского и национального самосознания. Пафос ответственности за судьбы России. «Пушкинское» мироощущение в Ахматовой. Патриотическая лирика 40-х гг. «Реквием», «Поэма без героя».
В.В. Маяковский (1893–1930)
Маяковский и футуризм. Урбанистические мотивы ранней лирики. («А вы могли бы?») Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания. Противоречия поэтической практики и футуристической теории («Пощечина общественному вкусу»). Трагическое одиночество лирического героя и мечта о гармонии «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия», «Нате!, поэмы «Облако в штанах», «Война и мир»). Маяковский – реформатор стиха.
Поэзия Маяковского советского периода. Принятие революционного переустройства мира, утверждение новой эстетики. «Левый марш», «Стихи о советском паспорте и др. Пьеса «Мистерия-буфф». «Использование библейского сюжета. Поэма «150 000 000». Плакатная символика, элементы фольклора в произведении. Художественное разрешение темы любви «Лилечка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэма «Про это».
Маяковский-сатирик («Новый Сатирикон»). Стихотворения «Гимн судье», «О дряни», «Плюшкин», «Помпадур» и др. Пьесы «Клоп», «Баня», Объекты и средства сатиры. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах.
Образ времени в поэме «Хорошо». Трактовка темы назначения поэта и поэзии в стих. «Наш марш», «Приказ по армии искусств», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос».
Поэтическое новаторство Маяковского.
С.А. Есенин (1895–1925)
«Крестьянская Вселенная». Образ России – земного рая в ранней поэзии С. Есенина. Фольклорная основа творчества. Связь земного и небесного. Своеобразие поэтической образности (метафора, цветовой эпитет, звукопись). Формулировка эстетических принципов поэта в статье «Ключи Марии».
Мечта о «мужицком рае» («Инония»). «Русь уходящая» и «Русь советская» в произведениях 20-х годов. Усиление противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным». («Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…» и др.). Образ лирического героя в книге «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы». Судьба крестьянства в поэме «Анна Снегина». Отражение внутренних противоречий в поэме «Черный человек».
С. Есенин и «новокрестьянская» поэзия (С. Клычков, Н. Клюев, П.Карпов, А.Ганин, А. Ширяевец, П.Орешин, П.Радимов, П.Васильев).
Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.
М.И. Цветаева (1892–1941)
Творческий путь Цветаевой. Внегрупповая литературная позиция Цветаевой. Основные мотивы лирики. Циклы: «Стихи о Москве», «Стихи о Блоке», «Ахматовой», «Але». Любовные драмы в поэзии Цветаевой. Мифопоэтическая основа творчества.
Эмигрантская лирика (сборники «Психея», «Ремесло»). Трагический образ мятущейся героини. Тема внутренней неустроенности. Образ России. Синтаксические и ритмические особенности поэзии Цветаевой.
Идейно-художественное своеобразие «Поэмы Горы», «Поэмы конца», «Крысолова», «Лестницы». Лирическая проза Цветаевой («Мой Пушкин»).
Характерные особенности поэтического языка.
Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова, В. Розанова.