Соотношение наместничеств и губерний

РАЗДЕЛ II. История архивов России в новейшее время (XX – XXI вв.).

РАЗДЕЛ I. История архивов России до февральской революции 1917 г.

1. Предмет и задачи курса «История архивов дореволюционной России».

2. Основные этапы изучения Истории архивов дореволюционной России.

3. Архивы древнейших государств на территории бывшего СССР.

4. Письменность и архивное дело в Древнерусском государстве (IX – XI вв.).

5. Основные тенденции развития архивного дела на Руси в период феодальной раздробленности.

6. Архивы в боярских республиках Новгорода и Пскова.

7. Использование архивных документов в Древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности.

8. Архивное дело в период складывания русского централизованного государства. Московский великокняжеский архив.

9. Государственный (царский) архив XVI в.: образование, деятельность и состав документов.

10. Организация хранения, упорядочения и описания дел в архивах Московских приказов XVII в.

11. Архив Посольского приказа: образование, деятельность и состав документов.

12. Архив Поместного приказа: образование, деятельность и состав документов.

13. Архив Разрядного приказа: образование, деятельность и состав документов.

14. Архивы органов местного самоуправления и церковные архивы XVII в.

15. Архивное дело в Великом княжестве Литовском. Литовская метрика.

16. Архивы и архивное дело на Левобережной Украине в XVII в.

17. Организация использования архивных документов в России в XVII в.

18. Преобразование приказных архивов в первой четверти XVIII в.

19. Архивы высших, центральных и местных учреждений России в первой четверти XVIII в.

20. Изменения в организации и постановке архивного дела в России в первой четверти XVIII в.

21. Изменения в структуре государственных и ведомственных архивов России во второй половине XVIII в. Петербургский и Московский архивы старых дел.

22. Образование и деятельность Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов в XVIII в.

23. Положение и деятельность Московского архива Коллегии Иностранных дел.

24. Научная обработка и использование архивных документов в XVIII в.

25. Изменения в состоянии архивного дела в первой четверти XIX в. Департаментские архивы.

26. Архивы в Отечественную войну 1812 г.

27. Образование и деятельность Петербургского и Московского государственных архивов МИД.

28. Военно-исторические архивы России в первой половине XIX в.

29. Образование и деятельность Московского архива Министерства юстиции.

30. Архивы местных органов государственной власти в XIX в. Образование и деятельность исторических архивов в Киеве, Вильно и Витебске.

31. Собирание и использование документальных материалов в первой половине XIX в. Археографическая экспедиция П. М. Строева.

32. Буржуазные реформы 1860-х – 1870-х гг. и изменения в сети архивов центральных и местных учреждений.

33. Исторические архивы во второй половине XIX в.

34. Проблема обеспечения сохранности документов. Н. В. Калачов и его проект архивной реформы. Комиссия об устройстве архивов.

35. Развитие архивного образования во второй половине XIX в. Создание и деятельность Петербургского археологического института.

36. Образование и деятельность губернских учёных архивных комиссий.

37. Собирание и научное использование документальных материалов во второй половине XIX в.

38. Архивы органов государственной власти в начале XX в.

39. Формирование архивов политических партий в начале XX в.

40. Исторические архивы России в начале XX в.

41. Деятельность Д. Я. Самоквасова. Проект архивной реформы и его судьба.

42. Архивное образование в начале XX в. Создание Московского археологического института.

43. Деятельность губернских учёных архивных комиссий. Съезд архивных комиссий 1914 г.

44. Российские архивы в первую мировую войну.

1. Создание Союза РАД. Разработка проектов реорганизации архивного дела в целях ликвидации «архивного нестроения» В России.

2. Союз Российских архивных деятелей и его вклад в подготовку реформы архивного дела.

3. Декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» от1 июня 1918 г.: современное осмысление, дискуссии о влиянии на архивное строительство.

4. Декреты «О хранении и уничтожении архивных дел» и «О губернских архивных фондах» и их значение.

5. Отмена права частной собственности на архивные материалы деятелей культуры (1919 г.) и современные правовые подходы.

6. Становление архивной периодики в 1918-1924 гг.

7. Ученые и политики в системе управления архивами (1918-1922).

8. Обсуждение теоретических проблем архивоведения на всероссийских форумах архивистов 1920-х гг.

9. Д.Б. Рязанов и М.Н. Покровский: научно-просветительский и партийно-ведомственный подходы в архивном строительстве.

10. Краеведение и архивы (исторический аспект).

11. Создание Госархива РСФСР и Истпарта.

12. «Дело» Академии Наук: архивный аспект.

13. Взаимоотношения архивов, музеев и библиотек в 1920-1930-е гг.

14. Использование архивных документов в политической жизни общества с конца 1920-х – начала 1930-х годов.

15. И.Л. Маяковский и «новая архивная политика» (НАП).

16. Положения о ЦАУ РСФСР и ЦАУ СССР (1929 г.). Перестройка управления архивным делом.

17. Объективные и субъективные причины проведения массированных макулатурных кампаний в архивах РСФСР.

18. «Макулатурные кампании» и их влияние на сохранность архивных фондов.

19. Оценки передачи архивов в ведение НКВД в историко-архивоведческой литературе.

20. Репрессии архивистов. Дело о «шпионской организации» в ЦАУ.

21. Положение о ГАФ СССР 1941 г.

22. Отечественные архивы в период Великой Отечественной войны; история эвакуации и реэвакуации архивов.

23. Всесоюзная конференция историков-архивистов 1943 г. и ее значение для развития отечественного архивоведения.

24. Архивы на оккупированных территориях. Утраты архивных материалов в годы войны (современные оценки).

25. Послевоенные судьбы «трофейных» архивов. Проблемы реституции.

26. П.П. Смирнов и его роль в судьбе Историко-архивного института.

27. Отечественные архивы в период «оттепели».

28. Постановление СМ СССР «О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств» (1956 г.).

29. Дискуссии по проблемам комплектования и экспертизы ценности документов конца 1950-х нач. 1960-х гг.

30. МГИАИ и борьба за перестройку работы в архивах на основе принципов демократизации и гласности в конце 1980-х годов.

31. Архивная реформа в России 1990-х гг.: итоги, проблемы, перспективы.

32. Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах 1993 г.

33. Спецхран в архивах (1930-1980-е гг.): историографический аспект.

34. Проблемы архивного строительства в России на современном этапе.

35. Архивная периодическая печать: этапы становления, современное состояние.

36. Соотношение административно-управленческой и гуманитарной функций архивов (историографический анализ).

37. Закон «Об архивном деле в Российской Федерации (2004 г.)

38. Современное архивоведение о взаимоотношениях архивистов и историков (по материалам международных и отечественных форумов историков-архивистов).

Большинство современных исследователей не делает различий между губерниями и наместничествами при Екатерине II. В ряде документов, в том числе официальных указах, времён её царствования для обозначения данных административно-территориальных единиц термины «губерния» и «наместничество» используются как синонимы. Различия между губерниями и наместничествами при Екатерине II в основном заключаются в особенностях административного управления.

Некоторые исследователи на основании анализа территориальных гербов полагают, что наместничество представляло собой административную надстройку над губернией с целью контроля центром местной власти.[1] Данные исследователи считают что в Центральной России, одноимённые наместничества и губернии зачастую территориально совпадали или почти совпадали, но на окраинах и в малонаселённых районах Сибири и Дальнего Востока отличия могли быть значительными.

В 1775 году Екатерина II издала «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Одной из целей реформы было разукрупнение губерний с целью повышения их управляемости. В новых губерниях проживало 300-400 тысяч человек, в уезде – 20-30 тысяч человек. Процесс замены старых губерний новыми растянулся на 10 лет (1775-1785 гг.). За этот период были образованы 40 губерний и 2 области на правах губернии, в них было выделено 483 уезда. В 1793 - 1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще восемь новых губерний. Таким образом, к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и одну область. [1]

Губернией руководил губернатор, назначаемый монархом. Губернатору подчинялись не только правительственные учреждения губернии, но и суды. Финансовыми вопросами заведовал вице-губернатор и казённая палата, контролировал исполнение законов - губернский прокурор и стряпчие. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Реформа 1775 года, дополненная указами в последующие годы, создала сложную систему судов в губерниях, в которых широко присутствовали элементы выборности. Рассмотрим эту систему подробнее, начав с судов низших инстанций.

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

осуществление правосудия только судом;

независимость судов и судей;

отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);

несменяемость судей;

бессословность суда (равенство всех перед судом);

гласность судопроизводства;

состязательность;

самостоятельность судей;

устность судопроизводства.

Началом практической реализации судебной реформы принято считать учреждение окружных судов в Санкт-Петербурге и Москве в апреле 1866 г. С 1867 г. стала функционировать Харьковская судебная палата. Первоначально в соответствии с указом от 19 октября 1865 г. предполагалось ввести в действие Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. в 10 губерниях в 1866 г., а к 1870 г. - во всех губерниях, управляемых по общему губернскому учреждению. Однако к 1894 г. дореформенный суд сохранялся в 23 губерниях и областях на севере, востоке и юго-востоке империи.

В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:

37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;

Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;

Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;

Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством и на них возлагалось также производство предварительного следствия и нотариальное производство.

Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.

Приказы общественного призрения введены «Учреждением о губерниях» императрицы Екатериной II в 1775 году для управления и развития приютов и учреждений народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, работными и смирительными домами). Для увеличения финансирования приказов им было разрешено принимать вклады на хранение и выдавать ссуды под недвижимость и государственные процентные бумаги.

Управление народными школами уже в 1782 году перешло к Комиссии об учреждении народных училищ. В 1866 году в ведение губернских правлений и попечительных о тюрьмах комитетов передано управление рабочими и смирительными домами. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству, а финансовые ресурсы были распределены по губерниям с 1 января 1869 года.

Порядок работы

Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.

Доходы приказа формировались из процентов неприкосновенного фонда в билетах комиссии погашения государственных долгов и в облигациях главного общества железных дорог. Кроме того финансирование приказов осуществлялось за счёт пособий от городов и казны, пожертвований, пени и штрафов (взыскания за невыполнение в двухгодичный срок раздела в наследственном имении, за нарушение постановлений о питейном сборе и прочее), хозяйственных и прочих доходов (доходы от рабочих домов, фабрик и т. п.). Несмотря на неудовлетворительность состава и скудность средств, некоторые приказы развили довольно успешную деятельность по общественному призрению.

Капитан-исправник — полуофициальное название судебных и полицейских должностей Российской империи 1775—1917 гг.

Наиболее распространенная версия происхождения: по Реформе 1775 г. был созданы Нижние земские суды — уездные административно-полицейские органы. Председателями судов стали Земские исправники (офиц. название должности). На этот пост местным дворянством из своих рядов выбирался соискатель, который назывался капитан. В случае одобрения губернатором он утверждался в должности Земского исправника на 3 года.

Нижний земский суд в лице Земского исправника отвечал за порядок в уезде, сбор налогов с крестьян, проводил предварительное следствие и осуществлял дворянскую опеку. Таким образом, под его юрисдикцию подпали одновременно крестьяне и дворяне. Последние хотели всячески подчеркнуть, что подчиняются «своему капитану», хотя и в одном с «холопами» суде. Так и появилось название к.-и.

С 1837 г. Земский исправник (по традиции к.-и.) назначался Губернским правлением.

С 1862 г. Уездный исправник (по традиции к.-и.) возглавлял Уездное полицейское управление. Термин вышел из употребления после Февральской рев-ции 1917 г.

Жалованная грамота городам 1785, законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля. Жалованная грамота городам 1785 учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием. Эти разряды по Жалованная грамота городам 1785 получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в 3 г. созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и 6 гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

16—17—18—

В течение 1762—1764 гг. было раскрыто 3 заговора, имевших целью свержение Екатерины, причем два из них были связаны с именем Ивана Антоновича[119] — бывшего российского императора Ивана VI, который на момент восшествия на престол Екатерины II продолжал оставаться в живых в заключении в Шлиссельбургской крепости. В первом из них участвовало 70 офицеров. Второй имел место в 1764 году, когда подпоручик В. Я. Мирович, несший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Стражники, однако, в соответствии с данными им инструкциями закололи узника, а сам Мирович был арестован и казнён.

В 1771 году в Москве произошла крупная эпидемия чумы, осложнённая народными волнениями в Москве, получившими название Чумной бунт. Восставшие разгромили Чудов монастырь в Кремле. На другой день толпа взяла приступом Донской монастырь, убила скрывавшегося в нём архиепископа Амвросия, принялась громить карантинные заставы и дома знати. На подавление восстания были направлены войска под командованием Г. Г. Орлова. После трёхдневных боёв бунт был подавлен.

В 1796—1797 годах Павлом I была произведён пересмотр административно-территориального деления. Наместничества были упразднены и официально переименованы в губернии. Генерал-губернаторское управление было оставлено только в пограничных губерниях, в которых существовала опасность восстания или иностранного вторжения (несколько губерний объединялись в одно генерал-губернаторство). Губернии были укрупнены: вместо 51 административно-территориальнх единиц высшего уровня их стало 42. Уезды также были укрупнены.

В 1800 г. Павел I отменяет созданное Екатериной II городское самоуправление и заменяет его почти чисто бюрократическим управлением. Со вступлением на престол Александра 1 в 1801 г. действие Жалованной Грамоты городам восстанавливается и Городовое Положение остается в силе до городской реформы 1870 г.

Результатом городской реформы было принятие Городового Положения 1870 г., представляющего собой один из заключительных актов великой эпохи реформ.

В 1892 г. было принято еще одно Городовое Положение, которое внесло коррективы в избирательное право.

Следует обратить внимание на то, что в Положении 1785 г. нет места определениям и научным дефинициям, что нередко можно встретить в нынешних законах. Зато в них есть та самая сущность, которая является главным условием становления и развития самоуправления. Речь идет о собственности, о свободном развитии производства и свободе инициативы граждан, составляющих основу местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: