Войну
Татарстан и татарстанцы в Великую Отечественную
Сферах Татарстана в 1920-1930-е гг.
Идеологические трансформации в социокультурных
Переустройство системы народного образования. Создание сети
советской единой трудовой школы. Запрещение деятельности
религиозных учебных заведений в сфере народного просвещения.
Декрет о ликвидации безграмотности, борьба U!+_______за повышение
образовательного уровня населения республики. Переход к
всеобщему начальному образованию в республике. Открытие
профессионально-технических и учительских учебных заведений.
Подготовка национальных педагогических кадров. Деятельность
религиозных школ в 1920-е гг.
Высшая школа. Расширение сети высших учебных заведений в
Татарстане. Деятельность рабфаков. Особенности политехнизации
образования в высшей школе. Роль гуманитарных наук в вузовском
образовательном процессе. Научные достижения (открытия) в
области естественно-технических и гуманитарных наук.
Краеведческие и татароведческие исследования в республике.
|
|
Академический центр. Дом Татарской культуры. Вклад татарских
ученых в изучение национальной истории татарского народа.
Особенности реформации татарского алфавита, перевод татарской
письменности на латинскую графику. Замена латинского письма на
русский алфавит. Дискуссии в татарском обществе по вопросу новой
письменности. Письмо «82».
Становление новой (советской) литературы. Основные идейно-
культурологические течения в татарской литературе. Развитие
драматургического жанра. Деятельность литературных клубов и
объединений. Нарастание идейно-политического противостояния в
литературном мире относительно советской действительности.
Дискуссии вокруг статьи Г. Ибрагимова «Каким путем пойдет
татарская культура». Общественно-политическая кампания по делу
«Джидеген».
Изобразительное и сценическое искусство. Расширение сети
театральных и зрелищных учреждений. Большой русский театр.
Структурное оформление Татарского академического театра и его
творческого коллектива. Деятельность колхозно-совхозных театров.
Татарская оперная студия. Развитие художественного творчества.
Авангардистские течения в художественной культуре. Создание твор-
ческих союзов.
Воинствующий материализм правящих властей. Деятельность
«Союза воинствующих безбожников». Запрещение деятельности
конфессиональных школ, закрытие кустовых культовых учреждений,
репрессивные меры против служителей культов.
Татарстан – одна из важнейших тыловых баз Красной Армии.
Перевод местной промышленности на военный лад. Размещение
|
|
эвакуированных предприятий на новом месте и выпуск на них
военной продукции. Освоение производства новой военной
продукции (самолетов Пе-2, Пе-8 и др.). Размещение и обеспечение
работой эвакуированного населения. Трудовые подвиги работников
тыла. Развертывание стахановского и новаторского движений.
Организация всенародной помощи фронту. Сбор денег и других
материальных средств на строительство танковых колонн
(«Комсомолец Татарии», «Красная Татария», «Колхозник Татарстана
и т.д.) и других военных технических средств. Массовые
мобилизации населения Татарстана в действующую и трудовую
армии.
Массовый героизм уроженцев республики на фронтах войны.
Участие татарстанцев в войне в тылу немецко-фашистских войск и
антифашистском сопротивление в странах Западной Европы. «Группа
Джалиля». Татарские полководцы герои войны. Татарстанцы – Герои
Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы и орденоносцы.
Общественная и культурная жизнь городского и сельского
населения республики. Вклад местных научных и эвакуированных
академических институтов в победу над врагом. Научные достижения
ученых: открытие Е.К. Завойским электронного парамагнитного
резонанса, промышленных залежей нефти в Татарстане. Участие
деятелей культуры и сценического искусства в работе фронтовых
бригад.
Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944.г. «О состоянии и
мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в
Татарской партийной организации». Нарастание идеологического
диктата на исторические и литературные произведения татарских
ученых и литераторов. Судьба эпоса «Идигей».
процессы в Татарстане в 1940-е – 1980-е гг.
Развитие экономики республики: тенденции и противоречия.
Завершение войны, перепрофилирование промышленности на выпуск
гражданской продукции. Становление и развитие в республике
нефтедобывающей и нефтехимической промышленности,
приборостроения и машиностроения. Научно-техническая
революция, освоение выпуска новых видов продукции. «Татарстан –
второй Баку» - строительство нефтепровода «Дружба».
Социально-экономическое положение колхозного крестьянства.
Политика восстановление довоенного уровня посевных площадей.
Особенности укрупнения колхозов. Проблема механизация колхозно-
совхозного производства, ликвидация Машинно-тракторных станций.
Завершение электрификации села. Проблема затопления
сельскохозяйственных угодий. Хрущевская политика по отношению
личных подсобных хозяйств колхозного крестьянства,
трансформации в системе уплаты натуральных налогов. Реализация
продовольственной программы ЦК КПСС в республике.
Эксперименты в области управления промышленностью и сель-
ским хозяйством. Советы народного хозяйства. Изменения в системе
государственного планирования и попытки внедрения хозрасчетных
отношений в экономику республики. Проблема интеграции
промышленного и сельскохозяйственного производств,
агропромышленные комплексы.
Идейно-политические кампании во 2-й половине 1940-х – начале
1950-х гг. Научная сессия АН СССР (1946 г.): проблема этногенеза
татарского народа. Дискуссии по вопросу написания
фундаментального труда по истории Татарстана (татарского народа).
Процессы русификации татарского общества, проблемы татарской
школы и татарского языка. Новое административно-территориальное
размежевание Татарстана (Бугульминская, Казанская и
Чистопольская области). Реабилитация жертв политических
репрессий.
Перемены в социальной и этнокультурной жизни населения
Татарстана. Усиление урбанизации населения, миграционных
процессов в республике. Политика решения жилищной проблемы.
Массовое строительство школ, культурно-просветительных
|
|
учреждений и культурно-развлекательных заведений массового
досуга. Особенности реабилитации татарской культуры. Декада
татарского искусства и литературы в Москве (1957 г.).
9. Республика Татарстан на рубеже XX-XXI вв.
Общественные и этнополитические перемены в Татарстане.
Демократический выбор развития народов республики. Курс на
обновление и перестройку общественно-политической и духовной
жизни татарского общества. Становление многопартийной системы в
республике. Провозглашение государственного суверенитета
Татарстана (1990 г.). Всенародный референдум (1992 г.) о
государственном статусе Республики Татарстан. Принятие
Конституции Республики Татарстан (1992 г.). Изменения в структуре
государственной власти республики. Введение института
президентства. Кабинет Министров. Государственный Совет.
Политика коренизация государственного аппарата республики.
Упорядочение политических и экономических взаимоотношений
между Российской Федерацией и Республикой Татарстана.
Заключение между ними договора «О разграничении предметов
ведения и взаимном делегировании между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
Республики Татарстана» (1994 г.). Политика интеграции Татарстана в
международные отношения. Торгово-экономические
представительства республики в странах дальнего и ближнего
зарубежья.
Социально-экономическая ситуация в республике в начале 1990-х
гг. Разруха и спад производства. Безработица. Бартерные
отношения. Челночная торговля. Ухудшение материального
положения населения. Курс на рыночную реорганизацию экономики
республики. Татарстанская модель рыночной экономики. Политика
приватизации, акционирования промышленных, торговых и
сельскохозяйственных предприятий. Либерализация банковской
сферы. Частное и кооперативное предпринимательство.
Особенности ломки колхозно-совхозной системы. Проблема
индивидуализации сельскохозяйственного производства, создание
|
|
крестьянских фермерских хозяйств. Политика финансово-
олигархической интеграции аграрного производства. Материальное
положение тружеников сельского хозяйства.
Наука и культура. Курс на национальное возрождение татарского
народа и реабилитацию его этнополитической истории и культуры. 6-
я Тюркологическая конференция в Казани (1992 г.). Всемирные
конгрессы татар (1992, 1997 гг.). Придание татарскому языку, наравне
с русским, статуса государственного языка Республики Татарстан.
Возобновление процесса реабилитации жертв политических
репрессий (М.Х. Султан-Галиев и др.). Деятельность редакции
«Книга памяти».
Либерализация системы народного образования. Возникновение
новых форм учебных заведений (гимназия, колледж, лицей, медресе и
т.п.). Политика расширения роли татарского языка в
общеобразовательном процессе.
Создание Академии наук в Татарстане, деятельность
академических институтов. Структурные трансформации в вузовских
учреждениях, количественные и качественные изменения в системе
преподавания в вузах. Открытия в области науки и техники.
Демократические изменения в работе средств массовой
информации. Изобразительное и театральное искусство. Балетные,
оперные и песенные фестивали (конкурсы).__