Социально-экономические и этнокультурные

Войну

Татарстан и татарстанцы в Великую Отечественную

Сферах Татарстана в 1920-1930-е гг.

Идеологические трансформации в социокультурных

Переустройство системы народного образования. Создание сети

советской единой трудовой школы. Запрещение деятельности

религиозных учебных заведений в сфере народного просвещения.

Декрет о ликвидации безграмотности, борьба U!+_______за повышение

образовательного уровня населения республики. Переход к

всеобщему начальному образованию в республике. Открытие

профессионально-технических и учительских учебных заведений.

Подготовка национальных педагогических кадров. Деятельность

религиозных школ в 1920-е гг.

Высшая школа. Расширение сети высших учебных заведений в

Татарстане. Деятельность рабфаков. Особенности политехнизации

образования в высшей школе. Роль гуманитарных наук в вузовском

образовательном процессе. Научные достижения (открытия) в

области естественно-технических и гуманитарных наук.

Краеведческие и татароведческие исследования в республике.

Академический центр. Дом Татарской культуры. Вклад татарских

ученых в изучение национальной истории татарского народа.

Особенности реформации татарского алфавита, перевод татарской

письменности на латинскую графику. Замена латинского письма на

русский алфавит. Дискуссии в татарском обществе по вопросу новой

письменности. Письмо «82».

Становление новой (советской) литературы. Основные идейно-

культурологические течения в татарской литературе. Развитие

драматургического жанра. Деятельность литературных клубов и

объединений. Нарастание идейно-политического противостояния в

литературном мире относительно советской действительности.

Дискуссии вокруг статьи Г. Ибрагимова «Каким путем пойдет

татарская культура». Общественно-политическая кампания по делу

«Джидеген».

Изобразительное и сценическое искусство. Расширение сети

театральных и зрелищных учреждений. Большой русский театр.

Структурное оформление Татарского академического театра и его

творческого коллектива. Деятельность колхозно-совхозных театров.

Татарская оперная студия. Развитие художественного творчества.

Авангардистские течения в художественной культуре. Создание твор-

ческих союзов.

Воинствующий материализм правящих властей. Деятельность

«Союза воинствующих безбожников». Запрещение деятельности

конфессиональных школ, закрытие кустовых культовых учреждений,

репрессивные меры против служителей культов.

Татарстан – одна из важнейших тыловых баз Красной Армии.

Перевод местной промышленности на военный лад. Размещение

эвакуированных предприятий на новом месте и выпуск на них

военной продукции. Освоение производства новой военной

продукции (самолетов Пе-2, Пе-8 и др.). Размещение и обеспечение

работой эвакуированного населения. Трудовые подвиги работников

тыла. Развертывание стахановского и новаторского движений.

Организация всенародной помощи фронту. Сбор денег и других

материальных средств на строительство танковых колонн

(«Комсомолец Татарии», «Красная Татария», «Колхозник Татарстана

и т.д.) и других военных технических средств. Массовые

мобилизации населения Татарстана в действующую и трудовую

армии.

Массовый героизм уроженцев республики на фронтах войны.

Участие татарстанцев в войне в тылу немецко-фашистских войск и

антифашистском сопротивление в странах Западной Европы. «Группа

Джалиля». Татарские полководцы герои войны. Татарстанцы – Герои

Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы и орденоносцы.

Общественная и культурная жизнь городского и сельского

населения республики. Вклад местных научных и эвакуированных

академических институтов в победу над врагом. Научные достижения

ученых: открытие Е.К. Завойским электронного парамагнитного

резонанса, промышленных залежей нефти в Татарстане. Участие

деятелей культуры и сценического искусства в работе фронтовых

бригад.

Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944.г. «О состоянии и

мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в

Татарской партийной организации». Нарастание идеологического

диктата на исторические и литературные произведения татарских

ученых и литераторов. Судьба эпоса «Идигей».

процессы в Татарстане в 1940-е – 1980-е гг.

Развитие экономики республики: тенденции и противоречия.

Завершение войны, перепрофилирование промышленности на выпуск

гражданской продукции. Становление и развитие в республике

нефтедобывающей и нефтехимической промышленности,

приборостроения и машиностроения. Научно-техническая

революция, освоение выпуска новых видов продукции. «Татарстан –

второй Баку» - строительство нефтепровода «Дружба».

Социально-экономическое положение колхозного крестьянства.

Политика восстановление довоенного уровня посевных площадей.

Особенности укрупнения колхозов. Проблема механизация колхозно-

совхозного производства, ликвидация Машинно-тракторных станций.

Завершение электрификации села. Проблема затопления

сельскохозяйственных угодий. Хрущевская политика по отношению

личных подсобных хозяйств колхозного крестьянства,

трансформации в системе уплаты натуральных налогов. Реализация

продовольственной программы ЦК КПСС в республике.

Эксперименты в области управления промышленностью и сель-

ским хозяйством. Советы народного хозяйства. Изменения в системе

государственного планирования и попытки внедрения хозрасчетных

отношений в экономику республики. Проблема интеграции

промышленного и сельскохозяйственного производств,

агропромышленные комплексы.

Идейно-политические кампании во 2-й половине 1940-х – начале

1950-х гг. Научная сессия АН СССР (1946 г.): проблема этногенеза

татарского народа. Дискуссии по вопросу написания

фундаментального труда по истории Татарстана (татарского народа).

Процессы русификации татарского общества, проблемы татарской

школы и татарского языка. Новое административно-территориальное

размежевание Татарстана (Бугульминская, Казанская и

Чистопольская области). Реабилитация жертв политических

репрессий.

Перемены в социальной и этнокультурной жизни населения

Татарстана. Усиление урбанизации населения, миграционных

процессов в республике. Политика решения жилищной проблемы.

Массовое строительство школ, культурно-просветительных

учреждений и культурно-развлекательных заведений массового

досуга. Особенности реабилитации татарской культуры. Декада

татарского искусства и литературы в Москве (1957 г.).

9. Республика Татарстан на рубеже XX-XXI вв.

Общественные и этнополитические перемены в Татарстане.

Демократический выбор развития народов республики. Курс на

обновление и перестройку общественно-политической и духовной

жизни татарского общества. Становление многопартийной системы в

республике. Провозглашение государственного суверенитета

Татарстана (1990 г.). Всенародный референдум (1992 г.) о

государственном статусе Республики Татарстан. Принятие

Конституции Республики Татарстан (1992 г.). Изменения в структуре

государственной власти республики. Введение института

президентства. Кабинет Министров. Государственный Совет.

Политика коренизация государственного аппарата республики.

Упорядочение политических и экономических взаимоотношений

между Российской Федерацией и Республикой Татарстана.

Заключение между ними договора «О разграничении предметов

ведения и взаимном делегировании между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти

Республики Татарстана» (1994 г.). Политика интеграции Татарстана в

международные отношения. Торгово-экономические

представительства республики в странах дальнего и ближнего

зарубежья.

Социально-экономическая ситуация в республике в начале 1990-х

гг. Разруха и спад производства. Безработица. Бартерные

отношения. Челночная торговля. Ухудшение материального

положения населения. Курс на рыночную реорганизацию экономики

республики. Татарстанская модель рыночной экономики. Политика

приватизации, акционирования промышленных, торговых и

сельскохозяйственных предприятий. Либерализация банковской

сферы. Частное и кооперативное предпринимательство.

Особенности ломки колхозно-совхозной системы. Проблема

индивидуализации сельскохозяйственного производства, создание

крестьянских фермерских хозяйств. Политика финансово-

олигархической интеграции аграрного производства. Материальное

положение тружеников сельского хозяйства.

Наука и культура. Курс на национальное возрождение татарского

народа и реабилитацию его этнополитической истории и культуры. 6-

я Тюркологическая конференция в Казани (1992 г.). Всемирные

конгрессы татар (1992, 1997 гг.). Придание татарскому языку, наравне

с русским, статуса государственного языка Республики Татарстан.

Возобновление процесса реабилитации жертв политических

репрессий (М.Х. Султан-Галиев и др.). Деятельность редакции

«Книга памяти».

Либерализация системы народного образования. Возникновение

новых форм учебных заведений (гимназия, колледж, лицей, медресе и

т.п.). Политика расширения роли татарского языка в

общеобразовательном процессе.

Создание Академии наук в Татарстане, деятельность

академических институтов. Структурные трансформации в вузовских

учреждениях, количественные и качественные изменения в системе

преподавания в вузах. Открытия в области науки и техники.

Демократические изменения в работе средств массовой

информации. Изобразительное и театральное искусство. Балетные,

оперные и песенные фестивали (конкурсы).__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: