Попытка реформ управления промышленностью в 1955-1965гг

Централизованная система управления народным хоз-вом являлась довольно эффективной в годы индустриализации, коллективизации, послевоенного восстановления. Она обеспечивала высокие темпы роста экономики в условиях широкого использования экстенсивных форм и методов развития. Однако этот механизм не соответствовал времени НТР. Поиск новых путей происходил в рамках старой административно-командной системы.

В соответствии с законом «О дальнейшем усовершенствовании организации управления промышленностью и транспортом» (май 1957г.) в БССР была введена территориальная система управления экономикой, создан один экономический район и ликвидировано 9 министерств. Для управления союзно-республиканской промышленностью и строительством был создан Совет народного хоз-ва БССР.

Проведенными мерами удалось достичь некоторой стабилизации производства. Однако ненадолго. В промышленности оставалось много негативных явлений. Выпускалась продукция старых образцов, которая не пользовалась спросом. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности. К нач. 60-х гг. начали выявляться недостатки в системе управления промышленностью по территориальному принципу. Многоступенчатость и параллелизм вызвали многие ненужные соглашения. Укоренение новых образцов машин сдерживалось из-за отсутствия комплексного планирования мероприятий по новой технике.

Недостаточным было внимание к развитию легкой промышленности. Рост отраслей группы «А» опережал рост производства предметов народного потребления (группа «Б») даже в больших размерах, чем было предусмотрено. Главной причиной замедления темпов экономического развития в нач. 60-х гг. явл-сь исчерпание возможностей экстенсивного развития, несоответствие между значительным увеличением объема пр-ва, возросшей сложностью структуры хозяйствования, экономических связей и тогдашними методами планирования и экономического стимулирования производства.

В марте 1965г. на Пленуме ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О неотложных мерах по дальнейшему развитию с/х СССР», в сент. – «Об улучшении управления промышленностью, усовершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Меры, которые осуществлялись, назвали экономической реформой.

Фактически реформа состояла из двух частей. Во-первых, в сент. 1965г. было решено вернуться к отраслевому принципу управления промышленностью. На Б. в окт. 1965г. вместо одного совнархоза были созданы 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских (местной промышленности, торфяной, слского строительства). Во-вторых, определились мероприятия по усовершенствованию планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Изменилась система технико-экономических показателей, которые доводились предприятиям сверху (вместо 109 только 9). Предприятия получили право самостоятельно определять рост производительности труда, снижение себестоимости, количество персонала. Производство валовой продукции, как основной показатель, был заменен на объем ее реализации. Из прибыли предприятий, кроме фонда развития производства, создавались фонды для материальной заинтересованности рабочих и проведения соц.-культ. мероприятий.

Т.о., предусматривалось одновременное усиление централизованного управления нар. хоз-вом и расширение хозяйственной самостоятельности, инициативы коллективов. Разумеется, что такое совмещение экономических и директивных методов было тяжело совместимым.

38. Проявления научно-технического прогресса в промышленности Беларуси (середина 50-х – середине 80-х гг.).

В соот-твии с законом «О дальнейшем усовершенствовании организации управления промышленностью и транспортом» (май 1957г.) в БССР была введена территориальная система управления экономикой, создан один эк-кий район и ликвидировано 9 министерств. Для управления союзно-республиканской промышленностью и строительством был создан Совет народного хоз-ва БССР.

Акцент был сделан на развитии тяжелой промышленности, особенно машиностроения и металлообработки. На Могилевском металлургическом заводе в 1957г. впервые был выпушен первый прокат. После орг-ции производства автомобильных агрегатов и узлов на заводах в Гродно и Барановичах из ворот МАЗ вышли первые 6-7-тонные бортовые машины, самосвалы и тягачи. Производство автомобилей грузоподъемностью 25 тонн и больше было сконцентрировано на БелАЗе в Жодино.

Ввод в эксплуатацию Березовской ГРЭС, строительство новых линий электропередачи позволили создать единую Белорусскую энергосистему.

Возникли и новые отрасли промышленности: радиоэлектронная, электротехническая, кабельная, нефтеперерабатывающая, точное приборостроение, производство синтетических смол. На основе Старобинского месторождения калийных солей в Солигорске начала создаваться крупная база по производству минеральных удобрений, в чем Б. стала одним из главных районов СССР. В 1963г. началось строительство Гомельского суперфосфатного завода. На карте республики появились новые города – Новополоцк, Солигорск, Светлогорск.

Однако были и негативные явления – отставала газификация, неодобрительным было строительство в хим. промышленности. Выпускалась продукция старых образцов, которая не пользовалась спросом. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности. К нач. 60-х гг. начали выявляться недостатки в системе управления промышленностью по территориальному принципу. Многоступенчатость и параллелизм вызвали многие ненужные соглашения. Укоренение новых образцов машин сдерживалось из-за отсутствия комплексного планирования мероприятий по новой технике.

Недостаточным было внимание к развитию легкой промышленности. Рост отраслей группы «А» опережал рост производства предметов народного потребления (группа «Б») даже в больших размерах, чем было предусмотрено. Главной причиной замедления темпов экономического развития в нач. 60-х гг. являлось исчерпание возможностей экстенсивного развития, несоответствие между значительным увеличением объема производства, возросшей сложностью структуры хозяйствования, экономических связей и тогдашними методами планирования и экономического стимулирования производства.

В марте 1965г. на Пленуме ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О неотложных мерах по дальнейшему развитию с/х СССР», в сент. – «Об улучшении управления промышленностью, усовершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Меры, которые осуществлялись, назвали экономической реформой.

Фактически реформа состояла из двух частей. Во-первых, в сент. 1965г. было решено вернуться к отраслевому принципу управления промышленностью. На Б. в окт. 1965г. вместо одного совнархоза были созданы 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских (местной промышленности, торфяной, слского строительства). Во-вторых, определились мероприятия по усовершенствованию планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Изменилась система технико-экономических показателей, которые доводились предприятиям сверху (вместо 109 только 9). Предприятия получили право самостоятельно определять рост производительности труда, снижение себестоимости, количество персонала. Производство валовой продукции, как основной показатель, был заменен на объем ее реализации. Из прибыли предприятий, кроме фонда развития производства, создавались фонды для материальной заинтересованности рабочих и проведения соц.-культ. мероприятий.

Т.о., предусматривалось одновременное усиление централизованного управления нар. хоз-вом и расширение хозяйственной самостоятельности, инициативы коллективов. Разумеется, что такое совмещение экономических и директивных методов было тяжело совместимым.

Распространение реформы вширь на Б. шло довольно успешно, т.к. первыми на новые условия хозяйствования стали переходить лучшие в своих отраслях предприятия. Однако когда реформа распространилась на целые отрасли, то стало очевидным: министерства по-прежнему забирают средства у передовых и отдают отстающим. Главным показателем деятельности предприятия оставался план. Министерства сохранили в своих руках важнейшее средство воздействия на предприятия – централизованное распределение фондов. Предприятия не могли даже опротестовать решения вышестоящего руководства, т.к. не был выработан механизм юридической защиты прав трудового коллектива.

Не дала необходимого эффекта и механическая замена территориального принципа управления отраслевым. Уже в восьмой пятилетке (1966-1970) отдельные министерства нарушали те связи, которые сложились в республике. Во 2-й половине 1960-х гг. ясно выразились противоречия, в общем характерные для развития бел. промышленности. С одной стороны, высокие темпы развития электроэнергетики, нефтедобывающего, химического, топливного производства, радиоэлектроники, приборостроения, высокоточного станкостроения. С другой, низкий уровень механизации вспомогательных процессов.

В нач. 1970-х гг. экстенсивные факторы себя исчерпали. Заметно повысился уровень профессиональной подготовки рабочих. Но в сер. 70-х гг. была достигнута высокая степень включения в общественное производство трудоспособного населения, в результате чего резко сократились дополнительные источники рабочей силы. Обеспечение темпов роста продукции промышленности путем постройки новых предприятий приводило к распылению капитальных вложений, в результате чего из года в год увеличивались объемы незавершенного строительства.

1 янв. 1975г. был введен новый порядок оценки работы предприятия, согласно с которым план по реализации считался выполненным только тогда, когда были выполнены договорные обязательства перед заказчиком. Во 2-й половине 1970-х гг. были построены десятки новых крупных предприятий. Шло дальнейшее усиление концентрации производства. В 1980г. на Беларуси действовало около 200 производственных объединений, на долю которых приходилось более 50% всего объема реализованной продукции, тогда как в 1975г. их было наполовину меньше.

Но вместе с тем снижаются основные экономические показатели. В 1982г. среднегодовой прирост национального дохода уменьшился до уровня 3,4%. Характерной чертой хозяйственного механизма становится его «застойность».

Усиление дисциплины на производстве и ряд др. мероприятий позволили в 1983г. немного улучшили положение в экономике республике. Т.о., методы административно-командного управления уже в сер. 60-х гг. были признаны главным тормозом экономического развития страны. Однако результаты хозяйственных реформ 2-й половины 60-х гг. не могли радикально изменить ситуацию. Было восстановлено управление по отраслевому принципу, которое привело к образованию многочисленных союзно-республиканских и общесоюзных министерств. Проведена реорганизация аппарата партийного управления. Но важнейшие стороны экономической жизни регулировались не законами, а огромным количеством административных актов, часто противоречивых, что не благоприятствовало более последовательному и динамическому развитию страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: