Военные реформы

Искусство Испании 17 века. Противоречивый характер творчества испанских мастеров.

Расцвет испанской национальной культуры и искусства несколько запаздывает по сравнению с периодом экономического и политического подъема в Испании.
На протяжении большей части 16 века в художественной жизни страны видную роль играли иноземные мастера, и воздействие зарубежных художественных школ нередко оказывалось определяющим. Лишь в последние десятилетия 16 века начинается подлинное возрождение испанской национальной культуры. Расцвет ее был столь ярким, что столетие с 80-х годов 16 века по 80-е годы 17 века принято называть «золотым веком испанской литературы и искусства».
Подъем национальной культуры начинается с литературы. Уже во второй половине 16 века Испания выдвигает такого крупнейшего писателя, как Сервантес. Несколько позже выступает плеяда блестящих драматургов — Лопе де Вега, затем Тирсо де Молина и Кальдерон.
На рубеже 16 и 17 веков складывается и отмеченная яркими национальными чертами испанская художественная школа. Несмотря на то, что испанское искусство развивалось в условиях феодально-абсолютистского режима в стране, которая явилась главным оплотом феодально-католической реакции, творчество лучших его представителей в период расцвета характеризуется реализмом, народностью, ярко выраженными демократическими чертами. Те же особенности присущи всей испанской культуре «золотого века» и находят выражение в творчестве лучших представителей испанской литературы.
Эти черты испанской культуры, как и самый ее расцвет, были обусловлены всем предшествующим ходом исторического развития Испании. Своеобразие этого развития определяла прежде всего реконкиста. Многовековая национально-освободительная война испанцев имела общенародный характер. Ее главной движущей силой было крестьянство, очень рано освободившееся от крепостной зависимости. Испанский народ творил свою историю в условиях жестокой борьбы с иноземными захватчиками. В этой борьбе выковывалось и крепло национальное самосознание испанского народа. Крестьяне и городские ремесленники пользовались значительными вольностями в Испании и играли активную роль в общественной и политической жизни страны. В ходе реконкисты формировалась и утверждалась народная основа испанской культуры. И хотя в дальнейшем героический испанский народ был порабощен королем, дворянством и духовенством, а многочисленные народные восстания подавлялись, чувство национальной гордости, свободолюбие, традиции общественной активности продолжали жить в испанском народе и определили некоторые особенности испанской культуры, ее народность и демократические черты.
Конечно, испанское искусство этого времени не было однородным. Наряду с передовым реалистическим направлением в нем существовали и реакционные течения, в которых доминировали идеализирующие тенденции, элементы мистицизма, отвлеченности. Эти тенденции были очень сильны в испанской культуре еще в 16 веке. Однако они не играют заметной роли в испанском искусстве первой половины 17 века, укрепляясь и получая ведущее значение лишь к концу столетия.
В изобразительном искусстве Испании преобладающее значение принадлежит живописи. Архитектура, как и скульптура, играет в этот период развития испанского искусства менее видную роль, выдвигая, однако, в конце 16 и в 17 веке ряд значительных явлений.

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе требовали коренной реорганизации военного дела в России. В 60—70-е годы XIX века была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реформ в области военного управления и завершившаяся наиболее важной военной реформой — введением всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

К военным преобразованиям приступили в 1861 году, когда во главе военного министерства стал Д.А. Милютин. Прежде всего он добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет, отменил телесные наказания в армии. В 1864 году была реорганизована система военного управления: образовано 15 военных округов, подчиненных военному министерству. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений: учреждались военные гимназии, юнкерские училища, открылся ряд специальных академий.

В 1874 году принят указ о реорганизации армии. Вводилась всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота — 7 лет службы и 3 года в запасе. Создание запаса привело к резкому сокращению численности армии и превращало ее в армию буржуазного образца.

Но было много льгот, освобождавших мужчин от армии: по семейному и имущественному положению, в зависимости от образования. Лица, окончившие начальную школу, служили 4 года, городскую — 3 года, гимназию — 1,5 года, имевшие высшее образование — полгода. По закону 1874 года от воинской службы освобождалось духовенство.

Существенные изменения произошли в вооружении армии. Проведена замена гладкоствольного оружиянарезным и скорострельным. На вооружение поступила винтовка. В целом, военные реформы повысили боеспособность русской армии.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: