Переход Китая к эк-им реформам в к. 1970х-80х г

После отстранения от власти и выдвижников культурной революции, новое руководство во главе с Дао Сяопином вернулись к курсу урегулирования эк-ки рассчитанное на 3 года. Предполагалось развитие легкой пром-ти за счет сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность. Одновременно сокращение коснулось военной промышленности, которая приступила к реализации конверсионных прорамм, обеспечив массовый выпуск товаров народного потребления. Приоритетной сферой стало с\х, были существенно увеличены цены на продукцию, увеличение производства с\х инвентаря, оборудования, ирригационных систем. В стране уменьшался товарный дефицит, начался процесс оздоровления денежного обращения. В целом политика урегулирования помогла преодолеть некие последствия большого скачка и кул-ой революции, но чтобы китайская эк-ка получила новый импульс, нужны были структурные реформы, а подобной программы партийное руководство не имело. Фактически экономические реформы начались снизу, без сопротивления при попустительстве партийного руководства. реформы начались со стихийного движения крестьян в наиболее отсталых районах страны. В дек. 1978г. крестьяне одной из беднейших коммун- провинции Аньхуэй, оказались под угрозой голода… разделив земли свои: увеличение по дворам. Поначалу это не не встретило поддержки в Пекине, но такое многообразное производство заставило власти изменить свои позицию. Одобрили переход всех народных коммун на семейный подряд. К 1984г. семейный подряд охватил 96,5% всех кр-х дворов. При этом кр-не оставались арендаторами казенной земли, платили с\х налог, продавали госуд-ву часть урожая, но все излишки могли использоваться по желанию самих кр-н. + вновь повысились закупочные цены, они становились выше, чем больше сверхплана сдавалось госуд-ву. первоначально срок аренды земли кр-м был непродолжительный, но потом стало ясно, что это ограничивает инициативу кр-н удобрять землю (наследственная аренда введена). В стране начался рост урожайности, сбор зерновых в 1984г. превысил 407 млн. тонн, т.е на 100 млн. тонн больше чем в к. 70х. В стране был преодолен голод, Китай обеспечил себя на 97-90%.

Разрешение реализовать часть продукции на рынке привело к смягчению гос. контроля над индивид. и частным предпринимательством. На ряду с госуд-ми предприятиями промышленности и торговли появляются сначала мелкие, потом средние ЧП и к к 80х уже 1\4 всех работников городской прмыш-ти работали н не госуд-х предприятиях. Благодаря увеличению было создано ок. 200 млн. рабочих мест. Ежегодный прирост промыш-ой продукции в среднем вырос на 10%. В резултате доля негосуд-ого сектора в эк-ке значительно увеличивалась с 22% до 71,5%. В середине 90х возросли и общие темпы пром-го развития, более чем на 20%.

Важную роль сыграл поток инотр. инвестиций и технологий и распространение их по территории Китая. Приток иностр. инвестиций в 80-90х г. достиг 100 млрд. долларов ежегодно. к сер. 80х было решено распространить реформу на гос. сектор эк-ки. Суть её сводилась к сокрушению гос. контроля за предпринимателями и введение хоз. расчета при сохранении гос. собственности. Предприятия получили значительную эк-ую свободу, прова распоряжаться имеющимися фондами, опред-ть численность рабочих, объе труда, уст-ть цены. реальная власть начала переходить от парткомов в руки директоров. начался процесс акционеризации.

Итог реформ:

- удвоение душевого дохода населения.

В пер. половине 90х Китай вышел на 1 место в мире по отраслям:

-сбора зерна

-дбыча угля

-произ-во мяса, TV

значительные результаты были достигнуты во внешнеэкономической деят-ти. В 97г объем внеш. торговли вырос 325 млд. дол.

Если ранее в в торговле преобладала продукция сырьевых отраслей, то к нач 90х более 85% стала занимать продукция обрабатывающих отраслей. В 95г. на 2 ое место вышла продукция м\строения и электроники. Увеличение достижений культуры сопровождалось появление м в эк-ке новых проблем. После периода бурного роста развитие с\х произв-ва приостановилось т.к. неопределенность прав на землю.

Крестьяне не доверяли госуд-ву, не стремились к улучшению плодородия земли.

Возникла серьезная проблеиа- вопрос о преобразовниях в гос. секторе эк-ки. Ширится приватизация гос. предприятий, что не соответсвовало полит. устремлениям КПК. Т.о. старая полит. система КНР- тормозит эк-ку, ркуоводство КПК решить вопрос на паработическй основе: отделение эк-ки от политики. Отдельные руководители партии готовы пойти на некоторую демократизацию полит. жизни страны.

тезис: без политических реформ навозможно развивать реформу эк-ую, но это вызвало Высокий оппозиционный настрой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: