Основные этапы и идеологические капании культурной революции в Китае

Культурная революция 1966-1976г. г

Цели культурной революции.

«Культурная революция 1966-1967г.г стала поединком одного человека Мао Цзэдуна с целым поколением.

Его авторитет среди партийного руководства был подорван крушением «большого скачка», и он с1962г.отошёл от активного руководства страной, передав бразды правления председателю республики Лю Шаоци Мао был опытным стратегом, он старался занять позиции, с которых можно было бы опять увлечь страну глобальными планами.

В период с 1966г. по 1969г. Мао и его жена Цзян Цин вовлекли всю страну в дискуссию по поводу её политического будущего. После того, как Мао снова занял пост председателя партии и главы государства, Китай оказался в состоянии перманентной революции.

Целью этой революции было:

- устранить из партийных органов всех несогласных с политикой Мао;

- навязать партии и народу свою схему развития Китая, предусматривающую ускоренное развитие социализма, отказ от методов экономического стимулирования, развития по принципу «казарменного коммунизма».

Эти идеи наглядно отражались в призывах:

«В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве у дачжайской производственной бригады», «Всей стране учиться в армии», «Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий».

Мао постоянно нарушал принципы коллективного руководства партией, часто не обсуждая принимаемых решений ни с ЦК КПК, ни с Политбюро ЦК. Тем самым он поставил себя над этими высшими органами партии.

Ход культурной революции в стране.

Начало «культурной революции» пришлось на 1966г. Оно было

наиболее активной и разрушительной фазой революции. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965г. статьи Яо Вэньюня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя».

Пьеса была написана в 1960г. видным китайским историком, заместителем

мэра Пекина У Ханем. Он был обвинён в том, что, повествуя в своей драме об эпизоде из жизни средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР

Пэн Дэхуая, давшего в 1959г. негативную оценку «большому скачку» и народным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье «антисоциалистической ядовитой травой». За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦК КПК. В мае 1966г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было заслушано сообщение, в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о «культурной революции». После этого был, подвергнут резкой критике, а затем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии.

Была также создана Группа по делам культурной революции /ГКР/ во главе с бывшем секретарём Мао Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цинь и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шен, курировавший органы госбезопасности – советником группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат партии и превратилась стараниями Мао в «штаб культурной революции».

Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдуна и его сторонники использовали политически незрелую молодёжь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэибинов – «красных охранников» /первые хунвэибины появились в конце мая 1966г. В средней школе при пекинском университете Цинхуа /. В первом манифесте хунвэибинов говорилось: «Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао – наша опора. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянёмся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя Председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведём до конца культурную революцию».

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао прекращены для того,чтобы учащимся ничего не препятствовало проводить «культурную революцию». Начались преследования интеллигенции, членов партии и комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей науки и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними – якобы за их «ревизионистские действия», а в действительности – за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР.

По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, в августе-сентябре 1956г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски в домах более 85 тыс. человек, изгнанных затем из столицы. К 3 октября 1966г. по всей стране из городов было изгнано уже 397400 чел. «нечисти». /4/

В августе 1966г. был создан пленум ЦК КПК, в котором не участвовали многие члены ЦК, павшие жертвами репрессий.

5 августа Мао лично написал и вывесил в зале заседаний своё дацзы-бао «Огонь по штабам!» Он объявил участникам пленума о существовании «буржуазного штаба», обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют «диктатуру буржуазии», и призвал открыть «огонь по штабам». Мао предполагал полностью разгромить или парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые «революционные» органы власти. После «реорганизации» партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один – министр обороны Линь Бяо, о котором говорилось, как о «приемники» Мао Цзэдуна. В результате этих действий бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели ещё большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

В декабре 1966г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней /бунтарей/, в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, служащие, учащиеся. Они должны были перенести «культурную революцию» на предприятия, в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а часто и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками. Против разгрома органов партии выступили многие высшие руководители страны. Чтобы сломить сопротивление противников «культурной революции», была развёрнута компания по «захвату власти». В январе 1967г. Цзаофани Шанхая захватили партийную и административную власть в городе.

Вслед за этим волна «захвата власти» у «облечённых властью и идущих по капиталистическому пути» прокатилась по всему Китаю. В Пекине в середине января 1967г. власть была захвачена в 300 ведомствах и учреждениях.

Парткомам и органам власти предъявлялись обвинения в том, что они в течение 17 лет с основания КНР стремились «реставрировать» капитализм».

«Захват власти» осуществлялся с помощью армии, подавляющей сопротивление и осуществляющей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами. Для поддержки «бунтарей» были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинства хунвэйбинов и цзаофаней. Быстро осуществить план «захвата власти» не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения с цзаофанями, а также схватки между различными организациями хунвэйбинами и цзаофаней. Как пишут китайские историки: «Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. Партийные и правительственные органы на всех уровнях были парализованы. Руководящие кадры и обладавшие знаниями и опытом интеллигенты подвергались гонениями». С января 1967г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти – «ревкомов». На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1971г. страна фактически была взята под военный контроль. Состоявшийся в октябре 1968г. пленум ЦК КПК, на котором присутствовало около трети состава ЦК /так как остальные были к этому времени репрессированы/, санкционировал все акции «культурной революции», «навсегда» исключил из партии Лю Шаоци, снял его со всех постов, одобрил проект нового устава КПК. Началась усиленная подготовка к созыву 9 съезда КПК.

9 съезд КПК /апрель 1969г./, на котором делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 1965-1969г.г. В основном докладе, с которым на съезде вступил Линь Бяо, была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций и государственных учреждений, начатой весной 1968г. Вся история партии представлялась как борьба «линии Мао Цзэдуна» против различных «уклонистов». 9 съезд одобрил курс на «непрерывную революцию», на подготовку к войне.

Новый устав партии, принятый съездом, в отличии от Устава, принятого в 1956г., не определил задач партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна. Положение о преемники, характерное для монархического абсолютизма, внесённое в Устав КПК, считалось «новаторским явлением» в области международного коммунистического движения. Это действительно было новаторство в том смысле, что со времени возникновения мирового коммунистического движения такого странного явления ещё не было. Трудно сказать, сколь велико значение имело оно для мира, а вот Китай оно привело на грань катастрофы.

После 9 съезда некоторые из тех руководителей, которым удалось сохранить свои позиции, требовали от Мао корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х годов стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жёсткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранялся.

В 1970-1971г.г произошли события, отразившие новый кризис внутри Китайского руководства. В марте 1970г. Мао принял решение о пересмотре Конституции КНР, высказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Министр обороны Линь Бяб и руководитель группы по делам культурной революции Чэнь Бода не согласились с ним. В результате развернувшейся борьбы за власть Чень Бода исчез с политической сцены, а в сентябре 1971г. настал черед Линь Бяо и группы военных руководителей.

По сообщению китайской стороны, Линь Бяо погиб в авиационной катастрофе, на территории МНР, пытаясь после неудавшегося «переворота» удрать за границу. Вслед за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров подверглись репрессиям.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесён тяжёлый урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции. В годы «культурной революции» /говорилось в обвинительном заключении по «четвёртки» в 1981г./, преследованиям, травле, и уничтожению подверглось «большое число руководящих работников ЦК КПК, органов общественной безопасности разных ступеней, прокуратуры, суда, армии, органов пропаганды. Жертвами «четвёртки» и Линь Бяо, согласно документу, стало в общей сложности более 727 тыс. человек, из которых свыше 34 тыс. были «доведены до смерти». По официальным данным, число пострадавших в ходе «культурной революции» составило 100 млн. человек. /5/

Однако страна не могла жить только насилием. С 1972г. режим несколько смягчается. Активизируется процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин.

XX съезд КПК, проведённый в августе 1973г, санкционировал все эти меры, а также одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяопина.

Несмотря на достигнутый на X съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжалась оставаться нестабильной. В начале 1974г. Мао одобрил план новой общественной политико – идеологической кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма – древнекитайского идейного течения, господствующего при императоре Цинь Шихуане – главе первой общекитайской деспотии /3в. до н.э./.Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям, к аргументам из области истории китайской политических мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.

В январе 1975г. после 10-летнего перерыва Мао допустил созыв парламента.

Была принята новая конституция КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в неё включены установки 1966-

1969г.г. / в том числе и призывы готовиться к войне /, с другой – она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, признавала производственную бригаду / а не коммуну / основной хозрасчётной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Вскоре после принятия новой конституции выдвиженцы - «культурной революции» предпринимали новую попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао в 1974-1975г.г была развёрнута кампания под лозунгом борьбы «За изучение теории диктатуры пролетариата». Важной задачей этой кампании являлась борьба тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарноденежные отношения объявлялись буржуазным правом», которое необходимо «ограничить», т.е. вводить уравниловку.

Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в коммунах ущемлялись экономические интересы рабочих. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Всё это вызывало массовое недовольство народа, забастовки и волнения.

После тяжёлой болезни в январе 1976г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвящённой его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина – Таньаньмэне. Это был сильный удар по престижу Мао Цзэдуна. Участники выступлений осудили деятельность его жены Цзян Цинь и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их устранения. Эти события вызвали новою волну репрессий. Дэн Сяопин снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофен. В Китае развернулась новая политическая кампания «борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции», она была направлена против Дэн Сяопина и его сторонников.

Начался новый тур борьбы с «лицами, обличёнными властью и идущими по капиталистическому пути», который оборвался со смертью Мао Цзэдуна. /9сентября 1976г./.

Его предполагаемые наследники немедленно подверглись репрессиям. Цзянь Цин и её ближайшие соратники, прозванные «бандой четырёх», были арестованы. Тщательно выбранного Мао преемника на пост председателя, Чжао Гофэна, изгнали из внутреннего партийного круга, как только правительство оказалось под контролем умеренных.

«Культурная революция» представляла собой примечательную смесь противоречий. Как и у движения «Ста цветов», её основными принципами являлись критика, сомнение в честности людей, находившихся у власти и доктрина «права на протест». И всё же, несомненно, её целью являлось создание и закрепление массового «культа личности» - верности идеям и лично Мао Цзэдуну, вездесущий образ которого красовался во всех общественных местах и частных домах. «Маленькую красную книжечку»-собрание высказываний председателя Мао / «Цитатник» /- можно было видеть в руках буквально каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребёнка в Китае. Между тем, не прошло и нескольких лет после смерти Мао, как Китайская коммунистическая партия, воздавая должное Мао как зачинателю революции, осудила «культурную революцию» за крайности, в т.ч. и за поколение личности Мао.

Внешняя политика в годы культурной революции.

Террор внутри страны дополнялся, агрессивной внешней политикой. Мао решительно выступил против разоблачения культа личности Сталина, против всей политики хрущёвской оттепели. С конца 50-х г.г китайская пропаганда начала обвинять лидеров КПСС в великодержавном шовинизме, в попытках вмешиваться во внутренние дела Китая и контролировать его действия. Мао подчёркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и гегемонизма.

Мао стал свертывать всякое сотрудничество с СССР, предусмотренное договором о дружбе 1950г. Была развёрнута кампания против советских специалистов с целью сделать невозможным их дальнейшее пребывание в Китае. Власти КНР стали искусственно обострять обстановку на советско - китайской границе, открыто выдвигать территориальные притязания к СССР. В 1969г. Дело дошло до открытых вооруженных столкновений в районе острова Даманский и в Семипалатинской области.

В 1972г. Мао удивил мир, став на путь установления дипломатических и экономических отношений с Соединёнными Штатами, приняв в 1972г. в Пекине президента Никсона.

КАМПАНИИ

"Четыре пережитка"

Четыре пережитка— означает Старые Обычаи, Старая Культура, Старые Привычки, Старые Идеи. Государственной политикой во время Культурной революции в Китае стало покончить с «четырьмя пережитками». Кампания началась в Пекине 20 августа 1964. Кампания называлась также «Сокрушить четыре пережитка»

Ход кампании

Директивы

Компартия Китая давала весьма расплывчатые директивы, что конкретно является четырьмя пережитками. В результате стали массово уничтожаться объекты культуры, созданные до 1949, включая драгоценные произведения искусства древности. Лица, хранящие старые пережитки у себя дома, рисковали понести суровые наказания.

Разрушение традиционных ценностей Китая и культурных памятников

Мао Цзэдун говорил ещё на ранних стадиях Культурной революции (1964), что «Четыре пережитка должны быть сметены». Хунвэйбины, по призыву Мао Цзэдуна, разрушили многочисленные архитектурные памятники, сожгли множество старых книг, разорвали и уничтожили множество картин, разбили старую посуду и керамику. Хранящиеся в семьях веками генеалогические книги были сожжены. Немало культурных ценностей были уничтожены безвозвратно, а их владельцы наказаны. Интеллигентов подвергали травле, издевательствам, пыткам, бросали в тюрьмы и убивали.

Чтобы защитить от хунвэйбинов Запретный город, премьер-министр Чжоу Эньлай приказал закрыть ворота и поставил войска для охраны от возможного вторжения отрядов хунвэйбинов.

Популярные лозунги

«Уничтожим четверо старых, возведём четверо новых».

«Раздавим плохие элементы»

«Раздавим империализм»

«Раздавим иностранную религию»

«Раздавим христианствующих»

«Раздавим контрреволюционеров»

Реакция компартии

Официальной статистики о масштабах разрушения опубликовано не было. В 1978 информация о разгромах попала за границу в широком объёме.

Восстановление разгромленных ценностей

Лишь с 1990 началось широкомасштабное восстановление культурных и исторических ценностей, уничтоженных во время Культурной революции. Немало ценностей было создано заново, имитировано и подделано.[9] Часть поддельных исторических ценностей активно продаётся, в том числе через Интернет.

"Огонь по штабам"

Огонь по штабам— лозунг Мао, положивший начало Культурной революции в 1966 году. Этот лозунг был выдвинут в первом дацзыбао, написанном лично Мао Цзэдуном. Означал критику ревизионизма и бюрократии в партийном аппарате, а также осуществление прямой диктатуры пролетариата. Реализовывали этот лозунг студенты-хунвэйбины («красногвардейцы») и рабочие-цзаофани («бунтари»). Первоначально инициатива революционных групп сводилась к критике консервативных руководителей в стенгазетах. Затем студенты начали штурмовать помещения парткомов и администраций вузов, вышвыривая руководство на улицу.

История

Лозунг «огонь по штабам» привёл к массовым выступлениям против администрации и партийного руководства отрядами хунэйбинов и цзяофаней. Партийных руководителей обвиняли в бюрократии и «капутизме».

В 1967 году в Шанхае цзаофани собрали митинг рабочих и захватили горком, образовав шанхайскую коммуну. Этот «передовой опыт» приветствовался Мао Цзэдуном. Однако волна захватов власти приводила к хаосу, погромщики не обладали никакой позитивной программой и не могли организовать управления, отчего нередко приходилось восстанавливать структуры власти, привлекая тех же партийных работников.

В 1967 году страна вверглась в хаос. Разрозненные группировки хунвэйбинов и цзаофаней дрались между собой. Парткомы, напуганные разгромами, пытались заручиться поддержкой местных отрядов хунвэйбинов, стали сами вмешиваться в уличные события.

Кульминацией хаоса стали летние события в городе Ухань. Когда ситуация в городе дошла до предела, жители стали создавать отряды самообороны от бесчинства враждующих группировок. Чэнь Цзайдао ввёл в город войска и разгромил как местные партийные органы, так и организации хунвэйбинов и цзаофаней, поддержав «миллион героев» — около 500 000 жителей. При этом он проигнорировал прямые приказы из Пекина, взял под арест двух чиновников и не дал Чжоу Эньлаю высадиться на самолёте в Ухани, угрожая танками. Из Пекина были посланы несколько дивизий, после первой угрозы применить огонь Чэнь Цзайдао немедленно сдался. Хотя такие самовольные действия были осуждены, это было первым опытом применения армии для наведения порядка, что в дальнейшем позволило свернуть политическую активность масс, а к 1969 году ликвидировать хунвэйбинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: