1. истоки права. Кутюмы, реципированное римское право
2. каноническое право. Городское право
3. королевское законодательство, парламент, суд
1.К концу 10в. т.е. со времени начала французской феодальной государственности, салический закон утратил практическое значение. Юридический быт основывался на местных обычаях, на практике феодальных судов. Эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы действовали в различных местностях и имели общую основу, которая была обусловлена сходством феодальных отношений и ранее действующими источниками права. Но серьезно различали по отдельным положениям и деталям. Право характеризуется необычной пестротой, партикулярностью. В южной Франции сохранилась традиция римского права или писаного. Север сохранил обычное право. Это деление четко сложилось в 13в. Римское право выступало также в качестве объединяющего фактора. Оно сыграет свою ведущую в будущем.
В 12-13вв. римское право изучали в университетах, затем оно было запрещено папой римским (1219г.). Активизация изучения приходится на 16 в. Причины:
1) распад феодальных отношений
2) рост мощи городской буржуазии.
Все это потребовало регулирование обязательственных договорных отношений, а кутюмное феодальное право было не способно это сделать. Причины рецепции римского права:
· оно давало готовые формулы юридического выражения в производственных отношениях
· обосновывало претензии короля на неограниченную власть
· повышение теоретического интереса
· переоценка феодальных ценностей
В конце 10-11в. появляется первое собрание феодальных обычаев. Феодальное право – установленное в том или ином феодальном владении форма взаимоотношений между господином и подвластными людьми, которые поддерживались вотчинами юстиции и принципами иммунитета. Практика кутюмов опиралась на особую форму судопроизводства. Повальный обыск – суд, который проводился жюри, которые предлагали судье свои заключения. С возникновением постоянной королевской администрации местные обычаи получили государственную санкцию.
Середина 15 века – возникают собрания кутюмов различных областей Франции. Самыми известным из них являлся кутюм Бовезии, который впервые вобрал в себя все сферы права, подчинил систематизацию в нужной практическом разборе дел.
Большой кутюм Франкского короля Карла Великого: здесь были собраны образцы феодального права и обычаев королевского домена. К 15в. кутюмы – основной источник права Франции. Хаотичность собраний вызывало трудности в применении кутюмов. Короли не раз ставили задачу собрать, записать, согласовать кутюмы всего королевства. Для этого направлялись специальные королевские комиссары на места. Они повлияли на романизацию кутюмов. По содержанию кутюмы отражали феодальное право. Некоторые положения противостояли королевской политике и церковному праву.
Принципы феодальной иерархии ярче всего проявились в поземельном праве. Обычное феодальное право Франции не знало понятия собственности. Большее распространение имел институт сизины – такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно защищаться в судебном порядке. Близка к «владению» римского права, давала владельцу право на нее при условии ненасильственного держания в течение одного года и одного дня, наследственное право и право сбора в свою пользу повинности с сизины.
Обладание землями особого статуса определяла сословность владельцев. Получив в держание землю со статусом феода можно было считаться со статусом дворянина. Верховное право сеньора проявляется в различных отношениях: мог возражать против замужества, строго соблюдался принцип майората. Кутюмное право не признавало общности имущества и супругов.
2.Наряду с римским правом на развитие французского феодального права влияние оказало каноническое (церковное) право, особенно на гражданское право. Его роль высока в области семейного права. Каноническое право – это право, которое содержится в церковных канонах, т.е. законах, изданных духовной властью и санкционированных светской властью. Здесь ощутимо влияние как римского права, так и права обычного (о чести, соблюдении клятвы). Регулировало правоотношения, связанные с особым субъективным составом, т.е. отношения с участием духовных лиц. Юрисдикции судов канонического права подлежали религиозные преступления: ересь, магия, колдовство и т.д. Преступления, связанные с грехом: кровосмешение, внебрачное сожительство, лжесвидетельство. Церковная власть, а также взаимоотношения между церковью и государством. Все правоотношения в брачно-семейной сфере.
Источник канонического права: библия, каноны вселенских соборов, решения поместных соборов, послания пап римских.
Городское право – совокупность правовых обычаев, требований городских статутов, жалованных грамот, уставов цехов, гильдий, а так же право городской общины выбирать органы самоуправления, издавать законы, осуществлять над жителями, поддерживать порядок с помощью собственных полиций и ополчения. Источники: местные обычаи, вольности, законы, дарованные сеньорами, статуты городских властей, решения городских судов, реципированное римское право, а также ленное, торговое, морское, вексельное, церковное право.
3.До середины 13в. юстиция оставалась во Франции полностью в пределах местных кутюмов. Формирование единой государственной юстиции началось с реформ Людовика 9 в сер. 13в. Важным средством стал парламент.
Парламент – особый королевский суд. В 14в. в состав парламента входили советники из духовных и светских лиц, назначенные королем, затем в 15в. члены парламента сами определяли кандидатов на вакантную должность, которая утверждалась королем. Парижский парламент становится центральным органом королевской юстиции. Компетенция не определялась, по сути – всеобщая. Судил королевских вассалов, для знати – апелляционная инстанция, имел право возбудить дело, право регистрировать новые королевские ордонансы в случае их несоответствия с предыдущими, мог представлять королю возражение – ремонстрацию, постоянный судебный контроль за низовыми судами.
С 14в. растет значение королевского законодательства – ордонансы, что связано с централизацией власти и юстиции (в ленный период короли не могли создавать законы для всей страны).