Прежде чем приступить к анализу видов, классификации религиозных преступлений, следует разобраться с такими понятиями, используемыми в литературе, как «уголовная охрана религии или религиозной свободы», «уголовно-правовая охрана свободы совести», «религиозное преступление», «церковное преступление».
Но для начала надо разобраться с исходными понятиями «религиозная свобода», «свобода совести», «религия».
Понятие «религиозная свобода» ввел и обосновал в специальной литературе Познышев СВ. Он определяет ее как «такое состояние религиозной жизни народа, при котором проявление религиозного миросозерцания каждого в равной мере пользуется независимостью от какого-либо стесняющего его принуждения, пока оно не выходит за...естественные границы».56Из определения можно вывести, что религиозная свобода относится исключительно к верующим людям, и для того времени это была бы правдоподобная трактовка. Вместе с тем, обосновывая это понятие, автор включает в религиозную свободу:
1. Должна быть возможно более широкой в государстве, наибольшей
2. Она должна быть общей для всех миросозерцании и равной для всех их
ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 1. Ст. 240; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №5. Ст. 346.
56 Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М.: Императорский Московский Университет, 1906. С. 177.
3. Одинаковая свобода выражать и проявлять свои убеждения как для верующих, так и для неверующих, равная вообще свобода проявления всяких миросозерцании, как религиозных, так и нерелигиозных
4. Внешнее проявление их должно подчиняться тем общим ограничениям, которым в целях прогресса должна подчиняться свобода действий личности в государстве.57
Как же соотносятся между собой религиозная свобода и свобода совести? С точки зрения семантического значения слов «свобода» означает «независимость, отсутствие стеснений и ограничений», «личная независимость, самостоятельность; возможность поступать по своей воле, усмотрению, желанию»,58 «воля, простор, приволье, раздолье, беспрепятственность, беглость, непринужденность»59 и т.п. Иначе говоря, свобода означает неограниченное ничем ни внутри, ни извне волеизъявление человека. «Совесть» это «чувство моральной ответственности за свое поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы»60, а также «стыд», «добросовестность»61. Отсюда с точки зрения семантического значения словосочетание «свобода совести» означает «воля во внутренней оценке своих поступков, независимость нравственных принципов или, что кажется точнее - это воля, ограниченная нравственными рамками, т.е. свобода в пределах нравственной необходимости», т.е. буквально никакого отношения к религиозному вероисповеданию не имеющая. Если раскрыть далее понятие «свобода в пределах
Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М: Императорский Московский Университет, 1906. С.116-117.
со
Словарь сочетаемости слов русского языка. Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.-2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1983.С.496. э9 Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.-6-е изд., перераб.и доп. М.: Русский язык, 1989.С.393.
60Словарь сочетаемости слов русского языка. Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.-2-е изд., испр. М: Русский язык, 1983.С.527. 61 Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.-6-е изд., перераб.и доп. М.: Русский язык, 1989.С.412.
нравственной необходимости», то оно может означать выбор человеком добра или зла, света или тьмы, Бога или Дьявола, того или иного Бога либо Дьявола, либо отрицание и того, и другого, уход в себя, либо признание, умере-ние, умиротворение и того, и другого, т.е. делать или не делать все в области религии, если это не противоречит Закону. Конституционное толкование свободы вероисповедания - «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции России). С точки зрения религии свобода совести означает естественное право человека (оценка человеком, закон определения добра и зла) на выбор между добром и злом, светом и тьмой.
Следует также различать свободу совести и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, должна включать в себя и свободу совести, и свободу пропаганды религии, и свободу отправления культа, которые, по мне-нию Познышева СВ., входят в религиозную свободу и имеют «естественные границы». Он их определяет следующим образом.
Требования к «естественным границам» свободы совести:
A) необходимо достижение духовной зрелости, что может быть связа
но и с возрастом, и с жизненным опытом, и с определенным уровнем образо
вания;
Б) свобода не должна выражаться в поношении чьей-либо чести и достоинства, религиозных верований;
B) религиозное обращение не должно включать в себя подстрекатель
ства к преступлению.
Требования к «естественным границам» свободы пропаганды религии:
Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М, 1906. С.121-125.
а) не должна пропагандироваться среди детей вопреки воле родителей
и лиц их заменяющих;
б) пропаганда не должна использовать методы насилия - психическо
го, физического, воспрепятствования свободе волеизъявления, в частности,
зомбирование;
в) распространение религиозных убеждений не должно осуществлять
ся посредством подкупа, шантажа, обмана, злоупотребления доверием и дру
гими безнравственными методами.
Требования к «естественным границам» свободы культа:
1) отправление культа не должно оскорбительно затрагивать ничьих религиозных верований или неверия;
2) не должно ставить препятствий для отправления других религиозных культов и нарушать законы, регламентирующие проведение публичных мероприятий;
3) отправление религиозного культа не должно как по форме, так и по содержанию содержать состав любого преступления.
Но что же такое «религия»? Существуют самые разнообразные трактовки этимологического происхождения этого термина. Слово религия происходит от лат. religio - совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа; лат. relegere - идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться; лат. religare - вязать, связывать, привязывать, сковывать.63 Значит, религия - то, что связывает, заставляет возвращаться назад, чтобы снова и снова обдумывать, читать, созерцать - в итоге это образует благочестие, почитание, страх и культ чего-то или кого-то, особый тип духовности. Довольно точное объяснение смысла, сущности религии, исходя из происхождения слова.
Определившись с понятиями «свобода», «религия», «естественные границы религиозной свободы», пора перейти к содержанию религиозной свободы. По мнению ряда авторов6, религиозная свобода или свобода вероисповедания, что обычно идентифицируется, должна включать в себя:
1) право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию;
2) право не исповедовать никакой религии;
3) право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;
4) право действовать в соответствии с религиозными убеждениями;
5) право пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем;
6) право осуществлять религиозное, атеистическое и т.п. воспитание и образование;
7) право совершать религиозные обряды и культы;
8) право менять религиозное вероисповедание;
9) право создавать новое религиозное вероисповедание;
10) право на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность;
11) право на равенство всех граждан перед законом и правосудием независимо от религиозного вероисповедания.
Анализ понятий «свобода совести», «религиозная свобода», «свобода вероисповедания», их естественные границы позволят сделать некоторые выводы:
Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998. С.461.
64 См., например: Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. С. 93-94; Рудинский Ф.М. Институт свободы совести. М, 1971. С.405; и др.
A) свобода вероисповедания и религиозная свобода шире понятия сво
боды совести, которое, свобода совести, являясь более узким, чем предшест
вующие, все же много глубже их;
Б) свобода вероисповедания и религиозная свобода - понятия практически идентичные;
B) нарушение, охраняемой уголовным правом свободы совести, не
идентично понятию «религиозное преступление»;
Г) нарушение, охраняемой уголовным правом свободы вероисповедания и религиозной свободы, идентично понятию «религиозное преступление».
Кроме того, следует отличать понятие «религиозное преступление» от категории «церковное преступление».65Ширяев В.Н. так трактовал понятие религиозного преступления как «деяния, состав которых обусловливается фактом существования религии»66. А правовая природа религиозного пре-ступления, по мнению В.ф. Роланда, Каля определяется отношением государства к церкви. Вне религиозного преступления, по мнению В.Н. Ширяева, находятся «группы смешанных деяний, в которых религиозный элемент имеет значение лишь квалифицированного, осложняющего обстоятельства и которые независимо от этого элемента сохраняют свой преступный характер»68. Он также полагал, что основой возникновения религиозных преступлений служит Лишанский эдикт 313г. Константина и Лициния и последовавшее за ним провозглашение христианской религии государственной. Только с этого времени в правовом обороте появляется особое благо (религия) и особый интерес (религиозный), которые берутся государством под
65 Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис.
...канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999. С.9.
66 Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Историко-догматические очерки. Ярославль:
Типография губернского правления, Демидовский Юридический Лицей, 1909.С.7.
67 Цит. по: Ширяев В.Н. Указ. соч. С.6.
68 Ширяев В.Н. Указ. соч. С.7.
специфическую охрану закона и за посягательство на которые государство подвергает виновного наказанию. Таких условий не было ни в языческих государствах древнего мира, ни в иудейской теократии.69 Политеизм язычества был слишком терпим. В теократическом израильском государстве всякое правонарушение было вместе с тем нарушением божьей заповеди, и только христианская эпоха римской империи создала те нормы, регулирующие религиозную жизнь, которые явились не только основой для законодательства в этой области всех последующих эпох, но и выступали в качестве действующего права.70 Он полагает также, что политеист может, наряду с почитанием своих собственных богов почитать и других богов, так как служение большему числу божеств создает даже большую обеспеченность, т.к. тем меньше опасности вызвать против себя гнев какого-либо оставленного без внимания бога. Государство оказывало национальной религии охрану лишь постольку, поскольку посягательство на нее сопряжено было с опасностью для целости государства, так что охранялась, собственно не религия, как из-вестное правовое благо, а охранялась целость и безопасность государства.
Анализируя типы посягательств на религиозную свободу, Познышев СВ. выделяет несколько их признаков, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Только активное (не пассивное) проявление неуважения к религиозной свободе, иначе говоря, деяние, выраженное в форме действия, а не бездействия (эти виды преступного деяния в дореволюционной литературе не выделялись).
2. Деяние внешне должно быть выражено исключительно в грубой форме, оскорбительно, т.е. посягающее на религиозные честь и достоинство человека.
Ширяев В.Н. Указ. соч. С.7. ' Ширяев В.Н. Указ. соч. С.8. Ширяев В.Н. Указ. соч. С Л 0-11.
3. Оно должно быть умышленным, при этом под умыслом понималось «прямо или с намерением выразить неуважение или с сознанием их оскорбительности».
4. Непременный признак деяния - публичность, под которым он понимал «поношение или поругание в распространенных или публично выставленных сочинениях или изображениях или в публичном собрании или в публичном месте, чтобы деяние было воспринято несколькими лицами».72
Таким образом, под религиозным преступлением он понимал действия., умышленные, внешне оскорбительные, публичные.
С этой трактовкой происхождения религиозных преступлений и их правовой природы известных специалистов в области религиозных преступлений нельзя не согласиться. Вместе с тем, мы полагаем, что в понятие религиозного преступления должны включаться не только «чисто» религиозные составы, но и квалифицированные, когда связь его с религиозной свободой признается государством обстоятельством, отягчающим или, наоборот, смягчающим, ответственность. Кроме того, всякое религиозное преступление причиняет или создает угрозу причинения вреда духовной жизни человека, группы людей или общества в целом, т.е. духовно-вредоносное, и это деяние признается преступлением в уголовном праве, т.е. оно уголовно-противоправное. Кроме того, всякое деяние подобного типа не просто виновно, оно совершается только умышленно, причем, с прямым умыслом и в половине случаев по мотиву религиозной ненависти и вражды или в связи с исполнением религиозного ритуала. Помимо этого, всякое религиозное преступление посягает на религиозную свободу граждан. Вместе с тем, нельзя не отметить здесь, что понятие «религиозное преступление» более точное, нежели «нарушение, охраняемой уголовным правом религиозной свободы
или свободы совести», хотя бы потому, что в УК РФ во всех случаях религиозных преступлений используется термин «религиозное» - «мотив религиозной ненависти или вражды» (ст. 105 ч.2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з», 244 ч.2 п. «б» УК РФ); «нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии» (ст. 136); «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов» (ст. 148); «религиозное или иное объединение» (ст. 239); «возбуждение религиозной вражды» (ст. 282); «полное или частичное уничтожение религиозной группы» (ст.357).
Поэтому под «религиозным преступлением» следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.
Церковные преступления отличаются от религиозных там, где церковь отделена от государства. Там же, где она является государственным институтом, церковное преступление в большинстве своем отождествляется с религиозным.
Признаками церковного преступления, по мнению ряда авторов, являются:
1) нарушение канонов той или иной церкви, их переступление;
2) эти преступления могут совершать только члены той или иной церкви - священнослужители и прихожане;
3) санкции церковные имеют особую специфику — это или ссылка на наказание после смерти, ад или рай и др.
Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М, 1906.С.189-191.
См., например: Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис....канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999. С.9; Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Историко-догматические очерки. Ярославль: Типография гу-
Приступая к анализу классификации религиозных преступлений, нельзя не остановиться на мнении Познышева СВ. по этому вопросу, тем более, что из дореволюционных авторов оно практически единственное.
Все преступные посягательства на религиозную свободу он делит на:
1) Умышленное принуждение - посредством физического насилия или угрозы - к принятию, непринятию, отречению от религиозных верований. Сюда же он включает и принуждение к вступлению или выходу из религиозного союза.
2) Нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований — совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере (хотя пределы возраста религиозного самоопределения довольно относительны - Л.Б.).
3) Нарушение свободы культа - намеренное воспрепятствование насилием, угрозой, бесчинством отправлению общественного богослужения.
4) Принуждение к участию или неучастию в религиозном культе (моление, обрезание и пр.).74
Таким образом, здесь он развивает свои идеи относительно естественных границ свободы совести, пропаганды религиозных верований, культа, нарушаемых преимущественно какой-либо формой насилия - физического, психического, волевого, имущественного75.
Кроме того, все религиозные преступления по объекту посягательства он делит еще на три вида:
бернского правления, Демидовский Юридический Лицей, 1909.С.7; Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимости, 1905; и др. 74 Познышев СВ. Указ. соч. С. 183-185.
•IS
О видах насилия см.: Гаухман Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с насильственными преступлениями в СССР. Саратов: СГУ, 1981.С.30; Старков О.В. Основы крими-нопенологии. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.С.150-155; Сердюк Л.В. Психическое насилие ка предмет уголовно-правовой оценки следователем. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1981. С.4-15;идр.
1) Умышленное публичное поношение или поругание действиями объектов религиозного поклонения, религиозных верований, имеющих своим предметом эти объекты, религиозных действий, в которых признается участие самого Божества или религии в ее целом (это и Боги, и священные предметы, и т.п.).
2) Умышленное публичное поношение или поругание действием других предметов, употребляемых при богослужении, и, притом, заведомо для виновного, вследствие связи их с объектами поклонения, чтимых верующими, а также религиозных обрядов, верований или установлений, кроме означенных выше. Это могут быть преступления и проступки. Преступления тогда, когда совершаются во время богослужения, при свиданиях в церкви или молитвенном доме, оскорбление духовных лиц (как идеальная совокупность с обидой).
3) Умышленное осквернение церкви и вообще мест, предназначенных для богослужения каким-либо оскорбительным бесчинством.76
Если в результате контент-анализа выделить и обобщить повторяющиеся религиозные преступления, выделенные в работах современных богословов и криминологов, предлагаемые ими классификации, когда в ряде публикаций один и то же автор делит религиозные преступления то на два, то на три, то на четыре вида, то тогда все религиозные преступления можно разделить на, по меньшей мере, два типа:
I. Посягающие на Бога, порядок отправления религиозных культов, направленные против священнослужителей, самих религиозных организаций, их собственности, святынь и т.п.:
А) преступления, направленные против Бога, порядка отправления религиозных культов или "чисто" религиозные. В настоящее время все эти посягательства преследуются или как общеуголовные составы, например, на-
'Познышев СВ. Указ. соч. С. 191-195.
рушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся насилием над личностью во время отправления религиозного культа, будет квалифицироваться как хулиганство (ст. 213 УК РФ) или выделены несколько "чисто" религиозных:
а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к ре
лигии (ст. 136 УК РФ);
б) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и ве
роисповедания (ст. 148 УК РФ);
в) создание религиозного объединения, деятельность которого сопря
жена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью
либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанно
стей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство
таким объединением (ст. 239 ч. 1 УК РФ), а также участие в деятельности ре
лигиозного объединения, а равно пропаганда деяний, связанных с созданием
таких объединений; насилия над гражданами или иного причинения вреда их
здоровью либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских
обязанностей в связи с деятельностью этого религиозного объединения (ст.
239 ч.2 УК РФ);
г) возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганда исключи
тельности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их от
ношения к религии, если эти деяния совершены публично или с использова
нием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ);
д) геноцид как действия, направленные на полное или частичное унич
тожение религиозной группы (ст. 357 УК РФ).
Б) посягательства на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство священнослужителей как общие составы умышленного убийства, причинения тяжкого и менее тяжкого вреда здоровью, лишения свободы, похищения, оскорбления, клеветы и т.п., если действия эти совершаются в связи с от-
правлением ими религиозных культов, то, думается, они должны квалифицироваться как совершенные в связи с выполнением данным лицом общественного долга (например, п."б" ч.2 ст. 105; п."а" ч.2 ст. 111; п."б" ч.2 ст. 112; п."б" ч.2 ст. 117 УК РФ) или по мотиву религиозной ненависти или вражды (например, п. "л" ч.2 ст. 105; п."е" ч.2 ст. 111; п."е" ч. 2 ст. 112; п."з" ч. 2 ст. 117 УК РФ) или как общеуголовные составы - ст. 126-130 и др. УК РФ;
В) посягательства против религиозных организаций, их собственности и т.п. могут квалифицироваться как терроризм (ст. 205 УК РФ), например, взрыв, поджог синагоги с целью устрашения иудаистской, еврейской части населения или взрыв, поджог православной церкви, памятника Николаю II с целью устрашения православной части населения и т.п.; умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества церкви какого-либо вероисповедания, например, мусульманской (ст. 167-168 УК РФ), или кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, причинение имущественного ущерба церковному имуществу (ст. 158-159, 161-163 УК РФ) или хищение предметов, имеющих особую ценность, историческую, научную, художественную или культурную (ст. 164 УК РФ) или, следует добавить, религиозную, так как есть уникальные культовые ценности, которые могут быть и не признаны как предметы, имеющие "особую историческую, научную, художественную или культурную ценность", но являются непреходящими ценностями для той или иной религии, а также иные действия против собственности религиозных организаций, их святынь.
И. Совершаемые самими священнослужителями, религиозными организациями, в том числе нелегальными, сектами и т.п.:
1) завладение собственностью прихожан, паствы под воздействием гипноза, сознательного внушения или внегипнотического экстрасенсорного проникновения в психику, имеющих характер насильственного, антиволевого проникновения в психику, насильственного в смысле воспрепятствования
свободному волеизъявлению человека, хотя парадокс ситуации в этом случае заключается в том, что человек внешне добровольно передает свои средства в пользу той или иной церкви. Другое дело состоит в том, что этому акту обычно предшествует насильственное проникновение в психику, завладение ею со стороны религиозного представителя, управление волеизъявлениями человека в своих интересах (так называемое зомбиро-вание);
2) незаконные формы обращения с наркотиками и иными сильнодействую
щими, ядовитыми и т.п. запрещенными к обращению веществами и пред
метами, чаще всего со стороны сект;
3) работорговля, в том числе, детьми, женщинами для занятий проституцией и т.п. в основном со стороны нелегальных сект;
4) гладиаторские бои с завершением их смертью одного из бойцов, организуемые сектами;
5) ритуальные убийства и самоубийства, иногда массовые;
6) наемные убийства, выполняемые сектами или заказанные ими;
7) похищение людей и лишение свободы;
8) вымогательство;
9) внедрение в высшие сферы власти представителей нелегальных сект путем подкупа, гипноза, воздействия на подсознание и т.п.;
10) "просачивание в грязь", т.е. внедрение и управление действующими пре
ступными организациями;
11) разные типы незаконного обращения с различными системами и видами оружия;
12) проникновение в профессиональный спорт незаконными методами и средствами и его использование с целью получения криминальной прибыли путем подкупа, насильственного воздействия, нелегальной организации массовых зрелищ и т.д.;
13) воздействие по заказу или с преследованием собственных целей на подсознание больших масс людей, начиная с митингов и кончая средствами массовой информации, в том числе в предвыборных компаниях, по радио, телевидению и др. со склонением к голосованию за нужного им кандидата, к насильственному свержению власти или насильственному ее удержанию и т.п.77
Но здесь названы не все религиозные преступления, предусмотренные УК РФ, а, судя по всему, только самые распространенные.
Вместе с тем, контент - анализ норм уголовного законодательства позволил выявить некоторые особенности религиозных преступлений и их разновидности. При этом к религиозным преступлениям были отнесены исключительно только те, где содержалось упоминание «религии» в том или ином ее аспекте. Уже указывалось, что многие общие составы преступлений могут стать религиозными, и это зависит прежде всего от их религиозной направленности. Но они не были отнесены нами к «чисто» религиозным преступлениям. Итак, по результатам контент - анализа было выявлено:
1. Следует выделить такой вид религиозных преступлений как групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии:
См.: Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу "Сектоведение". -Н. Новгород: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1998. - 457с; Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии): В 2-х т. - М., 1997; Куликов И. Новые религиозные организации России оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд-е дополненное и переработанное. Том 1. Сатанизм: исследование. Москва, 1999. - 257 с; Старков О.В. Религиозные преступные организации и духовное возрождение Руси // Здоровье нации и национальная безопасность. Международная конференция. Материалы и тезисы выступлений.-М.: Криминологическая Ассоциация, 1995; Его же. Религиозные преступные организации и духовное возрождение нации//Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности. - М.: Криминологическая Ассоциация, 1996; Его же. Криминальные секты, серийная преступная деятельность и исполнение наказаний//Серийные убийства и социальная агрессия. Материалы 2-й Междунар. конф.- Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1998. (на рус. и англ. языках).
а) организация объединения, посягающего на личность и права граж
дан - создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена
с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо
с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей
или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким
объединением (ст. 239 чЛ УК РФ), а также участие в деятельности религиоз
ного объединения, а равно пропаганда деяний, связанных с созданием таких
объединений; насилия над гражданами или иного причинения вреда их здо
ровью либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обя
занностей в связи с деятельностью этого религиозного объединения (ст. 239
ч.2 УК РФ);
б) геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничто
жение религиозной группы путем а) убийства членов этой группы, б) причи
нения тяжкого вреда их здоровью, в) насильственного воспрепятствования
деторождению, г) принудительной передачи детей, д) насильственного пере
селения либо е) иного создания жизненных условий, рассчитанных на физи
ческое уничтожение членов этой группы (ст. 357 УК РФ);
в) нарушение равноправия граждан - нарушение равноправия граждан
в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и закон
ным интересам граждан (ст. 136 УК РФ) (это преступление может совер
шаться как относительно группы лиц, так и - одного человека, хотя в норме
упомянуты «граждане», т.е. во множественном числе).
2. Религиозное преступление, выделенное как таковое исключительно по мотиву «религиозной ненависти или вражды»:
А) убийство - умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 ч.2 п. «л» УК РФ):
Б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или
какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившееся в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть ли с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности либо повлекшее прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией (ст. 111 ч.2 п. «е» УК РФ);
В) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - неопасного для жизни человека, но вызвавшее длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (ст. 112 ч.2 п. «е»);
Г) истязание - причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями (ст. 117 ч.2 п. «з» УК РФ);
Д) надругательство над телами умерших и местами их захоронения — 1 надругательство над а) телами умерших либо 2уничтожение, Зповреждение или 4осквернение б) мест захоронения, в) надмогильных сооружений или г) кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением (ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ).
3. Посягательства на религиозное равноправие граждан:
а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к ре
лигии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК
РФ);
б) возбуждение религиозной вражды - действия, направленные а) на
возбуждение религиозной вражды, а равно б) пропаганда
исключительности, 2превосходства либо 3 неполноценности граждан по
признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены А публично или Б с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ);
в) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий - 1 незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или 2незаконное воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ).
Контент - анализ также позволил выявить следующие особенности, если не сказать закономерности, уголовно-правового регулирования религиозных преступлений в современном российском уголовном законодательстве по сравнению с дореволюционным. Эти особенности касаются как техники уголовно-правовой регуляции, так и содержания уголовно-правовых норм.
Итак, к уголовно-правовым особенностям религиозных преступлений по сравнению с криминологическими и теологическими следует отнести:
1. Из всех преступлений можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, 244 ч. 2 п «б», 117 ч.2 п. «з», 112 ч. 2 п. «е», 111 ч. 2 п. «е», 105 ч.2 п. «л», 282 УК РФ).
2. В УК РФ нет ни специального раздела, ни отдельной главы религиозных преступлений - все они разбросаны практически по всем разделам и главам УК РФ (по четырем из шести разделов и по пяти главам из девятнадцати Особенной части УК РФ).
3. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно посягательству на свободу совести и вероисповеданий, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий». Все остальные составы смешанные. Это может дать основания для того, чтобы отвергнуть, отрицать наличие вообще религиозных преступлений в уголовном законодательстве современной России. Надо сказать и действительно ни в одном учебнике, ни
в одной монографии, вышедших со времени принятия УК РФ, не выделен раздел религиозных преступлений.
4. Следует выделить целую группу религиозных преступлений, когда в основном или общем составе религиозная специфика отсутствует, но она есть только в квалифицированном составе - надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву религиозной ненависти или вражды (ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ); убийство (ст. 105 ч.2 п. «л» УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч.2 п. «е» УК РФ); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч.2 п. «е» УК РФ); истязание (ст. 117 ч.2 п. «з» УК РФ).
Рассмотрим статистические показатели религиозных преступлений. Учитывая довольно значительные расхождения между уголовно-правовой регуляцией религиозных отношений, возникающих в связи с религиозной свободой, по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г., приведем эти данные в сопоставительной таблице по разным УК, а в дальнейшем подвергнем интерпретации. Несколько предварительных замечаний. Во-первых, в статистических отчетах не выделяются квалифицированные составы, предусмотренные различными частями той или иной статьи, а тем более пунктами, поэтому из статистического анализа исключаются сразу пять религиозных преступлений, предусмотренных ст. 244 ч.2 п. «б»; 105 ч.2 п. «л»; 111 ч.2 п. «е»; 112 ч.2 п. «е»; 117 ч.2 п. «з» УК РФ. Во-вторых, есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно посягательству на религиозную свободу, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» и ст. 143 УК РСФСР «Воспрепятствование совершению религиозных обрядов». В-третьих, в ст. 74 УК РСФСР была предусмотрена ответственность только за «Нарушение национального и расового равноправия».
Анализ таблицы 1 позволяет сделать несколько выводов:
1) зарегистрированные современные религиозные преступления малочисленны, хотя, как свидетельствуют наши исследования, их латентность превышает 90 % (подробнее см. в § 2 главыЗ); 2) обычно фактов в несколько раз больше, чем лиц, привлеченных к уголовной ответственности (касается прежде всего ст. 282, в меньшей мере ст. 239, 148 УК РФ); 3) осужденных за религиозные преступления или очень мало, или их совсем нет, что подтверждает наши выводы о неэффективности этих норм, о необходимости создания специализированных подразделений по борьбе с ними; 4) с 1990г. по 1992г. факты привлечения к уголовной ответственности за обозначенные выше преступления минимальны, а эффективность борьбы с ними чрезвычайно низка, с 1993г. ситуация начинает меняться в сторону увеличения фактов; 5) 1994г. (28 преступлений и 9 осужденных) и 1996г. (25 преступлений и 9 осужденных) могут быть признаны наиболее эффективными с точки зрения снижения латентности религиозных преступлений.
Таблица 1. Показатели религиозных преступлений
Преступления и преступники | Годы | Ст. 148 УК РФ (143 УК РСФСР) | Ст. 239 УК РФ (227,143* УК РСФСР) | Ст. 282 УК РФ (74 УК РСФСР) |
Факты | ||||
Лица | - | |||
Осужденные | - | - | - | |
Факты | - | |||
Лица | - | - | ||
Осужденные | - | - | ||
Факты | - | |||
Лица | - | - | ||
Осужденные | - | - | - | |
Факты | - | |||
Лица | - | |||
Осужденные | - | |||
Факты | ||||
Лица | ||||
Осужденные | - |
Факты | ||||
Лица | ||||
Осужденные | ||||
Факты | ||||
Лица | ||||
Осужденные | ||||
Факты | ||||
Лица | ||||
Осужденные | ||||
Факты | ||||
Лица | ||||
Осужденные | Данных нет | Данных нет | Данных нет | |
Факты | ||||
Лица | ||||
Осужденные | Данных нет | Данных нет | Данных нет |
Приступим к анализу видового состава религиозного преступления.