Религиозных преступлений

Прежде чем приступить к анализу видов, классификации религиозных преступлений, следует разобраться с такими понятиями, используемыми в литературе, как «уголовная охрана религии или религиозной свободы», «уголовно-правовая охрана свободы совести», «религиозное преступление», «церковное преступление».

Но для начала надо разобраться с исходными понятиями «религиозная свобода», «свобода совести», «религия».

Понятие «религиозная свобода» ввел и обосновал в специальной лите­ратуре Познышев СВ. Он определяет ее как «такое состояние религиозной жизни народа, при котором проявление религиозного миросозерцания каж­дого в равной мере пользуется независимостью от какого-либо стесняющего его принуждения, пока оно не выходит за...естественные границы».56Из оп­ределения можно вывести, что религиозная свобода относится исключитель­но к верующим людям, и для того времени это была бы правдоподобная трактовка. Вместе с тем, обосновывая это понятие, автор включает в религи­озную свободу:

1. Должна быть возможно более широкой в государстве, наибольшей

2. Она должна быть общей для всех миросозерцании и равной для всех их

ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 1. Ст. 240; Собрание законодатель­ства Российской Федерации. 1995. №5. Ст. 346.

56 Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К ре­форме нашего законодательства о религиозных преступлениях. М.: Императорский Мос­ковский Университет, 1906. С. 177.


3. Одинаковая свобода выражать и проявлять свои убеждения как для верующих, так и для неверующих, равная вообще свобода проявле­ния всяких миросозерцании, как религиозных, так и нерелигиозных

4. Внешнее проявление их должно подчиняться тем общим ограниче­ниям, которым в целях прогресса должна подчиняться свобода дей­ствий личности в государстве.57

Как же соотносятся между собой религиозная свобода и свобода совес­ти? С точки зрения семантического значения слов «свобода» означает «неза­висимость, отсутствие стеснений и ограничений», «личная независимость, самостоятельность; возможность поступать по своей воле, усмотрению, же­ланию»,58 «воля, простор, приволье, раздолье, беспрепятственность, бег­лость, непринужденность»59 и т.п. Иначе говоря, свобода означает неограни­ченное ничем ни внутри, ни извне волеизъявление человека. «Совесть» это «чувство моральной ответственности за свое поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы»60, а также «стыд», «добросовест­ность»61. Отсюда с точки зрения семантического значения словосочетание «свобода совести» означает «воля во внутренней оценке своих поступков, независимость нравственных принципов или, что кажется точнее - это воля, ограниченная нравственными рамками, т.е. свобода в пределах нравственной необходимости», т.е. буквально никакого отношения к религиозному веро­исповеданию не имеющая. Если раскрыть далее понятие «свобода в пределах

Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М: Императорский Мо­сковский Университет, 1906. С.116-117.

со

Словарь сочетаемости слов русского языка. Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.-2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1983.С.496. э9 Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.-6-е изд., перераб.и доп. М.: Русский язык, 1989.С.393.

60Словарь сочетаемости слов русского языка. Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.-2-е изд., испр. М: Русский язык, 1983.С.527. 61 Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.-6-е изд., перераб.и доп. М.: Русский язык, 1989.С.412.


нравственной необходимости», то оно может означать выбор человеком доб­ра или зла, света или тьмы, Бога или Дьявола, того или иного Бога либо Дья­вола, либо отрицание и того, и другого, уход в себя, либо признание, умере-ние, умиротворение и того, и другого, т.е. делать или не делать все в области религии, если это не противоречит Закону. Конституционное толкование свободы вероисповедания - «право исповедовать индивидуально или совме­стно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно вы­бирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действо­вать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции России). С точки зрения ре­лигии свобода совести означает естественное право человека (оценка чело­веком, закон определения добра и зла) на выбор между добром и злом, све­том и тьмой.

Следует также различать свободу совести и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, должна включать в себя и свободу совести, и сво­боду пропаганды религии, и свободу отправления культа, которые, по мне-нию Познышева СВ., входят в религиозную свободу и имеют «естествен­ные границы». Он их определяет следующим образом.

Требования к «естественным границам» свободы совести:

A) необходимо достижение духовной зрелости, что может быть связа­
но и с возрастом, и с жизненным опытом, и с определенным уровнем образо­
вания;

Б) свобода не должна выражаться в поношении чьей-либо чести и дос­тоинства, религиозных верований;

B) религиозное обращение не должно включать в себя подстрекатель­
ства к преступлению.

Требования к «естественным границам» свободы пропаганды религии:

Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М, 1906. С.121-125.


а) не должна пропагандироваться среди детей вопреки воле родителей
и лиц их заменяющих;

б) пропаганда не должна использовать методы насилия - психическо­
го, физического, воспрепятствования свободе волеизъявления, в частности,
зомбирование;

в) распространение религиозных убеждений не должно осуществлять­
ся посредством подкупа, шантажа, обмана, злоупотребления доверием и дру­
гими безнравственными методами.

Требования к «естественным границам» свободы культа:

1) отправление культа не должно оскорбительно затрагивать ничьих религиозных верований или неверия;

2) не должно ставить препятствий для отправления других религиоз­ных культов и нарушать законы, регламентирующие проведение публичных мероприятий;

3) отправление религиозного культа не должно как по форме, так и по содержанию содержать состав любого преступления.

Но что же такое «религия»? Существуют самые разнообразные трак­товки этимологического происхождения этого термина. Слово религия про­исходит от лат. religio - совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа; лат. relegere - идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, со­зерцать, бояться; лат. religare - вязать, связывать, привязывать, сковывать.63 Значит, религия - то, что связывает, заставляет возвращаться назад, чтобы снова и снова обдумывать, читать, созерцать - в итоге это образует благочес­тие, почитание, страх и культ чего-то или кого-то, особый тип духовности. Довольно точное объяснение смысла, сущности религии, исходя из проис­хождения слова.


Определившись с понятиями «свобода», «религия», «естественные границы религиозной свободы», пора перейти к содержанию религиозной свободы. По мнению ряда авторов6, религиозная свобода или свобода веро­исповедания, что обычно идентифицируется, должна включать в себя:

1) право исповедовать индивидуально или совместно с другими лю­бую религию;

2) право не исповедовать никакой религии;

3) право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;

4) право действовать в соответствии с религиозными убеждениями;

5) право пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем;

6) право осуществлять религиозное, атеистическое и т.п. воспитание и образование;

7) право совершать религиозные обряды и культы;

8) право менять религиозное вероисповедание;

9) право создавать новое религиозное вероисповедание;

10) право на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность;

11) право на равенство всех граждан перед законом и правосудием не­зависимо от религиозного вероисповедания.

Анализ понятий «свобода совести», «религиозная свобода», «свобода вероисповедания», их естественные границы позволят сделать некоторые выводы:

Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998. С.461.

64 См., например: Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. С. 93-94; Рудинский Ф.М. Институт свободы совести. М, 1971. С.405; и др.


A) свобода вероисповедания и религиозная свобода шире понятия сво­
боды совести, которое, свобода совести, являясь более узким, чем предшест­
вующие, все же много глубже их;

Б) свобода вероисповедания и религиозная свобода - понятия практи­чески идентичные;

B) нарушение, охраняемой уголовным правом свободы совести, не
идентично понятию «религиозное преступление»;

Г) нарушение, охраняемой уголовным правом свободы вероисповеда­ния и религиозной свободы, идентично понятию «религиозное преступле­ние».

Кроме того, следует отличать понятие «религиозное преступление» от категории «церковное преступление».65Ширяев В.Н. так трактовал понятие религиозного преступления как «деяния, состав которых обусловливается фактом существования религии»66. А правовая природа религиозного пре-ступления, по мнению В.ф. Роланда, Каля определяется отношением госу­дарства к церкви. Вне религиозного преступления, по мнению В.Н. Ширяева, находятся «группы смешанных деяний, в которых религиозный элемент имеет значение лишь квалифицированного, осложняющего обстоятельства и которые независимо от этого элемента сохраняют свой преступный харак­тер»68. Он также полагал, что основой возникновения религиозных преступ­лений служит Лишанский эдикт 313г. Константина и Лициния и последо­вавшее за ним провозглашение христианской религии государственной. Только с этого времени в правовом обороте появляется особое благо (рели­гия) и особый интерес (религиозный), которые берутся государством под

65 Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис.
...канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999. С.9.

66 Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Историко-догматические очерки. Ярославль:
Типография губернского правления, Демидовский Юридический Лицей, 1909.С.7.

67 Цит. по: Ширяев В.Н. Указ. соч. С.6.

68 Ширяев В.Н. Указ. соч. С.7.


специфическую охрану закона и за посягательство на которые государство подвергает виновного наказанию. Таких условий не было ни в языческих го­сударствах древнего мира, ни в иудейской теократии.69 Политеизм язычества был слишком терпим. В теократическом израильском государстве всякое правонарушение было вместе с тем нарушением божьей заповеди, и только христианская эпоха римской империи создала те нормы, регулирующие ре­лигиозную жизнь, которые явились не только основой для законодательства в этой области всех последующих эпох, но и выступали в качестве дейст­вующего права.70 Он полагает также, что политеист может, наряду с почита­нием своих собственных богов почитать и других богов, так как служение большему числу божеств создает даже большую обеспеченность, т.к. тем меньше опасности вызвать против себя гнев какого-либо оставленного без внимания бога. Государство оказывало национальной религии охрану лишь постольку, поскольку посягательство на нее сопряжено было с опасностью для целости государства, так что охранялась, собственно не религия, как из-вестное правовое благо, а охранялась целость и безопасность государства.

Анализируя типы посягательств на религиозную свободу, Познышев СВ. выделяет несколько их признаков, которые можно сгруппировать сле­дующим образом:

1. Только активное (не пассивное) проявление неуважения к религи­озной свободе, иначе говоря, деяние, выраженное в форме действия, а не бездействия (эти виды преступного деяния в дореволюционной литературе не выделялись).

2. Деяние внешне должно быть выражено исключительно в грубой форме, оскорбительно, т.е. посягающее на религиозные честь и дос­тоинство человека.

Ширяев В.Н. Указ. соч. С.7. ' Ширяев В.Н. Указ. соч. С.8. Ширяев В.Н. Указ. соч. С Л 0-11.


3. Оно должно быть умышленным, при этом под умыслом понималось «прямо или с намерением выразить неуважение или с сознанием их оскорбительности».

4. Непременный признак деяния - публичность, под которым он по­нимал «поношение или поругание в распространенных или публич­но выставленных сочинениях или изображениях или в публичном собрании или в публичном месте, чтобы деяние было воспринято несколькими лицами».72

Таким образом, под религиозным преступлением он понимал действия., умышленные, внешне оскорбительные, публичные.

С этой трактовкой происхождения религиозных преступлений и их пра­вовой природы известных специалистов в области религиозных преступле­ний нельзя не согласиться. Вместе с тем, мы полагаем, что в понятие рели­гиозного преступления должны включаться не только «чисто» религиозные составы, но и квалифицированные, когда связь его с религиозной свободой признается государством обстоятельством, отягчающим или, наоборот, смягчающим, ответственность. Кроме того, всякое религиозное преступле­ние причиняет или создает угрозу причинения вреда духовной жизни чело­века, группы людей или общества в целом, т.е. духовно-вредоносное, и это деяние признается преступлением в уголовном праве, т.е. оно уголовно-противоправное. Кроме того, всякое деяние подобного типа не просто ви­новно, оно совершается только умышленно, причем, с прямым умыслом и в половине случаев по мотиву религиозной ненависти и вражды или в связи с исполнением религиозного ритуала. Помимо этого, всякое религиозное пре­ступление посягает на религиозную свободу граждан. Вместе с тем, нельзя не отметить здесь, что понятие «религиозное преступление» более точное, нежели «нарушение, охраняемой уголовным правом религиозной свободы


или свободы совести», хотя бы потому, что в УК РФ во всех случаях религи­озных преступлений используется термин «религиозное» - «мотив религиоз­ной ненависти или вражды» (ст. 105 ч.2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з», 244 ч.2 п. «б» УК РФ); «нарушение равноправия граждан в за­висимости от отношения к религии» (ст. 136); «незаконное воспрепятствова­ние деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов» (ст. 148); «религиозное или иное объединение» (ст. 239); «возбуж­дение религиозной вражды» (ст. 282); «полное или частичное уничтожение религиозной группы» (ст.357).

Поэтому под «религиозным преступлением» следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, пося­гающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной нена­висти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.

Церковные преступления отличаются от религиозных там, где церковь отделена от государства. Там же, где она является государственным институ­том, церковное преступление в большинстве своем отождествляется с рели­гиозным.

Признаками церковного преступления, по мнению ряда авторов, явля­ются:

1) нарушение канонов той или иной церкви, их переступление;

2) эти преступления могут совершать только члены той или иной церкви - священнослужители и прихожане;

3) санкции церковные имеют особую специфику — это или ссылка на наказание после смерти, ад или рай и др.

Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М, 1906.С.189-191.

См., например: Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис....канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999. С.9; Ширяев В.Н. Ре­лигиозные преступления. Историко-догматические очерки. Ярославль: Типография гу-


Приступая к анализу классификации религиозных преступлений, нель­зя не остановиться на мнении Познышева СВ. по этому вопросу, тем более, что из дореволюционных авторов оно практически единственное.

Все преступные посягательства на религиозную свободу он делит на:

1) Умышленное принуждение - посредством физического насилия или угрозы - к принятию, непринятию, отречению от религиозных верований. Сюда же он включает и принуждение к вступлению или выходу из религиоз­ного союза.

2) Нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований — совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере (хотя пределы возраста религиозного самоопределения довольно относительны - Л.Б.).

3) Нарушение свободы культа - намеренное воспрепятствование насили­ем, угрозой, бесчинством отправлению общественного богослужения.

4) Принуждение к участию или неучастию в религиозном культе (моле­ние, обрезание и пр.).74

Таким образом, здесь он развивает свои идеи относительно естествен­ных границ свободы совести, пропаганды религиозных верований, культа, нарушаемых преимущественно какой-либо формой насилия - физического, психического, волевого, имущественного75.

Кроме того, все религиозные преступления по объекту посягательства он делит еще на три вида:

бернского правления, Демидовский Юридический Лицей, 1909.С.7; Арсеньев К.К. Свобо­да совести и веротерпимости, 1905; и др. 74 Познышев СВ. Указ. соч. С. 183-185.

•IS

О видах насилия см.: Гаухман Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с насильст­венными преступлениями в СССР. Саратов: СГУ, 1981.С.30; Старков О.В. Основы крими-нопенологии. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.С.150-155; Сердюк Л.В. Психическое насилие ка предмет уголовно-правовой оценки следователем. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1981. С.4-15;идр.


1) Умышленное публичное поношение или поругание действиями объектов религиозного поклонения, религиозных верований, имеющих своим предметом эти объекты, религиозных действий, в которых признается участие самого Божества или религии в ее це­лом (это и Боги, и священные предметы, и т.п.).

2) Умышленное публичное поношение или поругание действием дру­гих предметов, употребляемых при богослужении, и, притом, заве­домо для виновного, вследствие связи их с объектами поклонения, чтимых верующими, а также религиозных обрядов, верований или установлений, кроме означенных выше. Это могут быть преступле­ния и проступки. Преступления тогда, когда совершаются во время богослужения, при свиданиях в церкви или молитвенном доме, ос­корбление духовных лиц (как идеальная совокупность с обидой).

3) Умышленное осквернение церкви и вообще мест, предназначенных для богослужения каким-либо оскорбительным бесчинством.76

Если в результате контент-анализа выделить и обобщить повторяю­щиеся религиозные преступления, выделенные в работах современных бого­словов и криминологов, предлагаемые ими классификации, когда в ряде публикаций один и то же автор делит религиозные преступления то на два, то на три, то на четыре вида, то тогда все религиозные преступления можно разделить на, по меньшей мере, два типа:

I. Посягающие на Бога, порядок отправления религиозных культов, на­правленные против священнослужителей, самих религиозных организаций, их собственности, святынь и т.п.:

А) преступления, направленные против Бога, порядка отправления ре­лигиозных культов или "чисто" религиозные. В настоящее время все эти по­сягательства преследуются или как общеуголовные составы, например, на-

'Познышев СВ. Указ. соч. С. 191-195.


рушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к общест­ву, сопровождающееся насилием над личностью во время отправления рели­гиозного культа, будет квалифицироваться как хулиганство (ст. 213 УК РФ) или выделены несколько "чисто" религиозных:

а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к ре­
лигии (ст. 136 УК РФ);

б) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и ве­
роисповедания (ст. 148 УК РФ);

в) создание религиозного объединения, деятельность которого сопря­
жена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью
либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанно­
стей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство
таким объединением (ст. 239 ч. 1 УК РФ), а также участие в деятельности ре­
лигиозного объединения, а равно пропаганда деяний, связанных с созданием
таких объединений; насилия над гражданами или иного причинения вреда их
здоровью либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских
обязанностей в связи с деятельностью этого религиозного объединения (ст.
239 ч.2 УК РФ);

г) возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганда исключи­
тельности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их от­
ношения к религии, если эти деяния совершены публично или с использова­
нием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ);

д) геноцид как действия, направленные на полное или частичное унич­
тожение религиозной группы (ст. 357 УК РФ).

Б) посягательства на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство священнослужителей как общие составы умышленного убийства, причине­ния тяжкого и менее тяжкого вреда здоровью, лишения свободы, похищения, оскорбления, клеветы и т.п., если действия эти совершаются в связи с от-


правлением ими религиозных культов, то, думается, они должны квалифи­цироваться как совершенные в связи с выполнением данным лицом общест­венного долга (например, п."б" ч.2 ст. 105; п."а" ч.2 ст. 111; п."б" ч.2 ст. 112; п."б" ч.2 ст. 117 УК РФ) или по мотиву религиозной ненависти или вражды (например, п. "л" ч.2 ст. 105; п."е" ч.2 ст. 111; п."е" ч. 2 ст. 112; п."з" ч. 2 ст. 117 УК РФ) или как общеуголовные составы - ст. 126-130 и др. УК РФ;

В) посягательства против религиозных организаций, их собственности и т.п. могут квалифицироваться как терроризм (ст. 205 УК РФ), например, взрыв, поджог синагоги с целью устрашения иудаистской, еврейской части населения или взрыв, поджог православной церкви, памятника Николаю II с целью устрашения православной части населения и т.п.; умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества церкви какого-либо вероисповедания, например, мусульманской (ст. 167-168 УК РФ), или кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, причинение имуществен­ного ущерба церковному имуществу (ст. 158-159, 161-163 УК РФ) или хище­ние предметов, имеющих особую ценность, историческую, научную, худо­жественную или культурную (ст. 164 УК РФ) или, следует добавить, религи­озную, так как есть уникальные культовые ценности, которые могут быть и не признаны как предметы, имеющие "особую историческую, научную, ху­дожественную или культурную ценность", но являются непреходящими цен­ностями для той или иной религии, а также иные действия против собствен­ности религиозных организаций, их святынь.

И. Совершаемые самими священнослужителями, религиозными орга­низациями, в том числе нелегальными, сектами и т.п.:

1) завладение собственностью прихожан, паствы под воздействием гипноза, сознательного внушения или внегипнотического экстрасенсорного про­никновения в психику, имеющих характер насильственного, антиволевого проникновения в психику, насильственного в смысле воспрепятствования


свободному волеизъявлению человека, хотя парадокс ситуации в этом случае заключается в том, что человек внешне добровольно передает свои средства в пользу той или иной церкви. Другое дело состоит в том, что этому акту обычно предшествует насильственное проникновение в пси­хику, завладение ею со стороны религиозного представителя, управление волеизъявлениями человека в своих интересах (так называемое зомбиро-вание);

2) незаконные формы обращения с наркотиками и иными сильнодействую­
щими, ядовитыми и т.п. запрещенными к обращению веществами и пред­
метами, чаще всего со стороны сект;

3) работорговля, в том числе, детьми, женщинами для занятий проституци­ей и т.п. в основном со стороны нелегальных сект;

4) гладиаторские бои с завершением их смертью одного из бойцов, органи­зуемые сектами;

5) ритуальные убийства и самоубийства, иногда массовые;

6) наемные убийства, выполняемые сектами или заказанные ими;

7) похищение людей и лишение свободы;

8) вымогательство;

9) внедрение в высшие сферы власти представителей нелегальных сект пу­тем подкупа, гипноза, воздействия на подсознание и т.п.;

10) "просачивание в грязь", т.е. внедрение и управление действующими пре­
ступными организациями;

11) разные типы незаконного обращения с различными системами и видами оружия;

12) проникновение в профессиональный спорт незаконными методами и средствами и его использование с целью получения криминальной при­были путем подкупа, насильственного воздействия, нелегальной органи­зации массовых зрелищ и т.д.;


13) воздействие по заказу или с преследованием собственных целей на под­сознание больших масс людей, начиная с митингов и кончая средствами массовой информации, в том числе в предвыборных компаниях, по радио, телевидению и др. со склонением к голосованию за нужного им кандида­та, к насильственному свержению власти или насильственному ее удер­жанию и т.п.77

Но здесь названы не все религиозные преступления, предусмотренные УК РФ, а, судя по всему, только самые распространенные.

Вместе с тем, контент - анализ норм уголовного законодательства по­зволил выявить некоторые особенности религиозных преступлений и их раз­новидности. При этом к религиозным преступлениям были отнесены исклю­чительно только те, где содержалось упоминание «религии» в том или ином ее аспекте. Уже указывалось, что многие общие составы преступлений могут стать религиозными, и это зависит прежде всего от их религиозной направ­ленности. Но они не были отнесены нами к «чисто» религиозным преступле­ниям. Итак, по результатам контент - анализа было выявлено:

1. Следует выделить такой вид религиозных преступлений как груп­повые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения рели­гиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии:

См.: Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу "Сектоведение". -Н. Новгород: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1998. - 457с; Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии): В 2-х т. - М., 1997; Куликов И. Новые религиозные организации России оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд-е дополненное и переработанное. Том 1. Сатанизм: исследование. Москва, 1999. - 257 с; Старков О.В. Религиозные преступные организации и духовное возрождение Руси // Здоровье нации и национальная безопасность. Международная конференция. Материалы и тезисы выступлений.-М.: Криминологическая Ассоциация, 1995; Его же. Религиозные преступные организации и духовное возрождение нации//Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности. - М.: Криминологическая Ассоциация, 1996; Его же. Криминальные секты, серийная преступная деятельность и исполнение наказаний//Серийные убийства и социальная агрессия. Материалы 2-й Междунар. конф.- Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1998. (на рус. и англ. языках).


а) организация объединения, посягающего на личность и права граж­
дан - создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена
с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо
с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей
или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким
объединением (ст. 239 чЛ УК РФ), а также участие в деятельности религиоз­
ного объединения, а равно пропаганда деяний, связанных с созданием таких
объединений; насилия над гражданами или иного причинения вреда их здо­
ровью либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обя­
занностей в связи с деятельностью этого религиозного объединения (ст. 239
ч.2 УК РФ);

б) геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничто­
жение религиозной группы путем а) убийства членов этой группы, б) причи­
нения тяжкого вреда их здоровью, в) насильственного воспрепятствования
деторождению, г) принудительной передачи детей, д) насильственного пере­
селения либо е) иного создания жизненных условий, рассчитанных на физи­
ческое уничтожение членов этой группы (ст. 357 УК РФ);

в) нарушение равноправия граждан - нарушение равноправия граждан
в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и закон­
ным интересам граждан (ст. 136 УК РФ) (это преступление может совер­
шаться как относительно группы лиц, так и - одного человека, хотя в норме
упомянуты «граждане», т.е. во множественном числе).

2. Религиозное преступление, выделенное как таковое исключительно по мотиву «религиозной ненависти или вражды»:

А) убийство - умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 ч.2 п. «л» УК РФ):

Б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или


какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившееся в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоро­вью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединен­ное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть ли с заведомо для виновного полной утратой профессиональ­ной трудоспособности либо повлекшее прерывание беременности, психиче­ское расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией (ст. 111 ч.2 п. «е» УК РФ);

В) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - не­опасного для жизни человека, но вызвавшее длительное расстройство здоро­вья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (ст. 112 ч.2 п. «е»);

Г) истязание - причинение физических или психических страданий пу­тем систематического нанесения побоев либо иными насильственными дей­ствиями (ст. 117 ч.2 п. «з» УК РФ);

Д) надругательство над телами умерших и местами их захоронения — 1 надругательство над а) телами умерших либо 2уничтожение, Зповреждение или 4осквернение б) мест захоронения, в) надмогильных сооружений или г) кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребе­нием умерших или их поминовением (ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ).

3. Посягательства на религиозное равноправие граждан:

а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к ре­
лигии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК
РФ);

б) возбуждение религиозной вражды - действия, направленные а) на
возбуждение религиозной вражды, а равно б) пропаганда
исключительности, 2превосходства либо 3 неполноценности граждан по


признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены А публично или Б с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ);

в) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и ве­роисповеданий - 1 незаконное воспрепятствование деятельности религиоз­ных организаций или 2незаконное воспрепятствование совершению религи­озных обрядов (ст. 148 УК РФ).

Контент - анализ также позволил выявить следующие особенности, ес­ли не сказать закономерности, уголовно-правового регулирования религиоз­ных преступлений в современном российском уголовном законодательстве по сравнению с дореволюционным. Эти особенности касаются как техники уголовно-правовой регуляции, так и содержания уголовно-правовых норм.

Итак, к уголовно-правовым особенностям религиозных преступлений по сравнению с криминологическими и теологическими следует отнести:

1. Из всех преступлений можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, 244 ч. 2 п «б», 117 ч.2 п. «з», 112 ч. 2 п. «е», 111 ч. 2 п. «е», 105 ч.2 п. «л», 282 УК РФ).

2. В УК РФ нет ни специального раздела, ни отдельной главы религиозных преступлений - все они разбросаны практически по всем разделам и главам УК РФ (по четырем из шести разделов и по пяти главам из девятнадцати Особенной части УК РФ).

3. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. по­священный исключительно посягательству на свободу совести и вероиспо­веданий, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществ­лению права на свободу совести и вероисповеданий». Все остальные составы смешанные. Это может дать основания для того, чтобы отвергнуть, отрицать наличие вообще религиозных преступлений в уголовном законодательстве современной России. Надо сказать и действительно ни в одном учебнике, ни


в одной монографии, вышедших со времени принятия УК РФ, не выделен раздел религиозных преступлений.

4. Следует выделить целую группу религиозных преступлений, когда в ос­новном или общем составе религиозная специфика отсутствует, но она есть только в квалифицированном составе - надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву религиозной ненависти или вражды (ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ); убийство (ст. 105 ч.2 п. «л» УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч.2 п. «е» УК РФ); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч.2 п. «е» УК РФ); ис­тязание (ст. 117 ч.2 п. «з» УК РФ).

Рассмотрим статистические показатели религиозных преступлений. Учитывая довольно значительные расхождения между уголовно-правовой регуляцией религиозных отношений, возникающих в связи с религиозной свободой, по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г., приведем эти данные в со­поставительной таблице по разным УК, а в дальнейшем подвергнем интер­претации. Несколько предварительных замечаний. Во-первых, в статистиче­ских отчетах не выделяются квалифицированные составы, предусмотренные различными частями той или иной статьи, а тем более пунктами, поэтому из статистического анализа исключаются сразу пять религиозных преступле­ний, предусмотренных ст. 244 ч.2 п. «б»; 105 ч.2 п. «л»; 111 ч.2 п. «е»; 112 ч.2 п. «е»; 117 ч.2 п. «з» УК РФ. Во-вторых, есть только один «чисто» рели­гиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно пося­гательству на религиозную свободу, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Вос­препятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеда­ний» и ст. 143 УК РСФСР «Воспрепятствование совершению религиозных обрядов». В-третьих, в ст. 74 УК РСФСР была предусмотрена ответствен­ность только за «Нарушение национального и расового равноправия».

Анализ таблицы 1 позволяет сделать несколько выводов:


1) зарегистрированные современные религиозные преступления мало­численны, хотя, как свидетельствуют наши исследования, их латентность превышает 90 % (подробнее см. в § 2 главыЗ); 2) обычно фактов в несколько раз больше, чем лиц, привлеченных к уголовной ответственности (касается прежде всего ст. 282, в меньшей мере ст. 239, 148 УК РФ); 3) осужденных за религиозные преступления или очень мало, или их совсем нет, что подтвер­ждает наши выводы о неэффективности этих норм, о необходимости созда­ния специализированных подразделений по борьбе с ними; 4) с 1990г. по 1992г. факты привлечения к уголовной ответственности за обозначенные выше преступления минимальны, а эффективность борьбы с ними чрезвы­чайно низка, с 1993г. ситуация начинает меняться в сторону увеличения фак­тов; 5) 1994г. (28 преступлений и 9 осужденных) и 1996г. (25 преступлений и 9 осужденных) могут быть признаны наиболее эффективными с точки зре­ния снижения латентности религиозных преступлений.

Таблица 1. Показатели религиозных преступлений

Преступления и преступники Годы Ст. 148 УК РФ (143 УК РСФСР) Ст. 239 УК РФ (227,143* УК РСФСР) Ст. 282 УК РФ (74 УК РСФСР)
Факты        
Лица   -  
Осужденные - - -
Факты     -  
Лица - -  
Осужденные   - -
Факты     -  
Лица - -  
Осужденные - - -
Факты     -  
Лица   -  
Осужденные   -  
Факты        
Лица      
Осужденные   -  

Факты        
Лица      
Осужденные      
Факты        
Лица      
Осужденные      
Факты        
Лица      
Осужденные      
Факты        
Лица      
Осужденные Данных нет Данных нет Данных нет
Факты        
Лица      
Осужденные Данных нет Данных нет Данных нет

Приступим к анализу видового состава религиозного преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: