Переход к протекционизму

Усиление позиций буржуазии

Промышленный подъем сопровождался численным ростом и усилением влияния российской буржуазии. В 80-90-х гг. вырос новый слой предпринимателей в сфере тяжелой промышленности, сформировавшийся за счет выходцев из мелкой буржуазии, безземельного дворянства, военных инженеров, путейцев, купцов и высшей бюрократии. Появились свои «железнодорожные короли» и банкиры. Характерным для этого слоя были неустойчивость состава и тесная связь с правительственными кругами. Государство охраняло промышленные компании, порой спасало их от краха, в некоторых случаях прямо брало на себя обязанности синдиката. Примером может служить производство сахара. Объединение сахарозаводчиков продержалось недолго, но когда оно рухнуло, правительство издало закон, по которому они были обязаны продавать свой товар на внутреннем рынке по правилам, по которым действовал сахарный синдикат. Возросла и численность наемных рабочих, возник, естественно, и новый для государства вопрос — о фабрично-заводском законодательстве. Бунге считал, что его отсутствие сдерживало промышленное развитие страны. Россия в этом отношении отстала от Западной Европы на полстолетия, и от правительства требовалось «установление лучшего порядка посредством издания законов, примененных к современному развитию хозяйства».

В 1882 г. при Министерстве финансов для надзора за соблюдением фабрично-заводского законодательства была создана фабричная инспекция, а подконтрольные губернии разбиты на 9 округов. На инспекцию был возложен контроль за исполнением закона 1886 г., который регулировал отношения между владельцами и рабочими, в нем устанавливались правила найма и увольнения, условия оплаты труда и карательные меры за участие в стачках, угрозы в адрес администрации, отказ от работы. Необходимость вмешательства государства в отношения между работодателем и рабочим Бунге объяснял тем, что прочным основанием силы и власти господствующих классов может быть лишь «благосостояние рабочего сословия». И задача фабрично-заводского законодательства — установление «более тесной связи между интересами рабочих и фабрикантов».

Применительно к фабричной инспекции эта же мысль была высказана при ее реорганизации в 1894 г.: «фабричным инспекторам должны быть в одинаковой мере близки интересы как фабрикантов, так и рабочих, — писал автор закона С.Ю. Витте, — ибо только в объединении этих интересов и в законосообразном понимании их заключается залог правильного хода фабрично-заводского дела». Функции инспекции расширялись: на нее был возложен технический надзор за предприятиями. Конечно, фабрично-заводское законодательство было ограниченным, носило на себе отпечаток «полицейского благоустройства», но это была новая функция государственного управления, дань времени и экономическому подъему.

Промышленный подъем, проходивший при прямом участии государства, дал весьма ощутимые результаты. Для этого периода характерно нарастание вмешательства власти в решение экономических народно-хозяйственных проблем. Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство — главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Наиболее показательными в этом отношении являются железные дороги. Правительство взяло в свои руки тарифы железнодорожных перевозок, ввело в 1885 г. единый для всех дорог железнодорожный устав, взяв, таким образом, под контроль частные железные дороги и активно выкупало их. Если в 80-х гг. «казенные» железные дороги составляли лишь 4%, то к началу 90-х гг. уже примерно треть. Был создан департамент железнодорожных дел во главе с С.Ю. Витте, а к концу 90-х гг. «казне» принадлежало уже 2/3 всех железных дорог страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: