Тема 4. Государственный строй современной Великобритании

Третья Республика. Будущее государственного устройства страны – это основная проблема первых послевоенных лет. Подавляющее большинство Национального собрания составляли монархисты. Однако во Фран­ции в то время не было достаточной социальной базы для монархии. В 1875 году были приняты три конституционных закона, которые вмес­те составили новую конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации се­ната, Закон об отношениях государственных властей. Эти законы устанавливали республиканский строй во главе с президентом, пар­ламентом и парламентским правительством. Национальное собрание (сенат и палата депутатов) избирали президента абсолютным большинством голосов сроком на 7 лет. Президент обладал всеми атрибутами конституционного монарха, за исключением положения о наследственном характере его власти. Палата депутатов и сенат осуществляли законодательную власть. Без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Президент имел право распустить палату депутатов с согласия сената. Последний роспуску не подлежал. После 1875 года борьба между республиканцами и мо­нархистами продолжалась и постепенно, к 1884 году во Франции окон­чательно утвердилась республика.

Сентябрьская революция 1870 года и восстановление респуб­лики. Поражение Франции под Седаном определило судьбу монархии. В сентябре 1870 года в Париже произошло восстание, и под давлением народа была провозглашена республика. Пруссия, руководимая Бис­марком, решила отторгнуть у Франции провинции Эльзас и Лота­рингию. Война для Франции превращалась в справедливую, освобо­дительную. Это вызвало патриотический подъем в стране. Однако правительство помышляло лишь о скорейшем заключении мира лю­бой ценой. В начале 1871 года по предварительному мирному соглаше­нию Франция отдавала Эльзас и Лотарингию и обязывалась упла­тить контрибуцию.

Вторая империя. Президентский переворот. Луи-Наполеон стал первым избран­ным президентом республики, поскольку получил значительную под­держку со стороны крестьян, поверивших обещаниям уменьшить налоговое бремя, обеспечить дешевыми кредитами и т.д. Буржуазия также поддержала Луи-Наполеона, так как нуждалась в сильной вла­сти для предотвращения новых революционных выступлений. В де­кабре 1851 года Луи-Наполеон разогнал Национальное собрание. Кон­ституция 1848 года была упразднена. Конституция 1852 года законодательно закрепила государственный переворот. Вся полнота власти пере­ходила к президенту, которому были подчинены все основные зве­нья государственного аппарата, в том числе: армия, полиция, жан­дармерия. Только президент обладал правом законодательной ини­циативы. Президент избирался на 10 лет и лишь это отличало его от наследственного монарха.

Реставрация империи. В ноябре 1852 года специальным законом империя была восстановлена, а Луи-Наполеон был провозглашен им­ператором французов под именем Наполеона III. Монархия преследовала демократические организации и в стране установилась военно-по­лицейская диктатура. В политике сочетались демагогия и репрессии. Выход из трудных ситуаций в стране империя видела в победоносной войне, которую она начала летом 1870 года против Пруссии.

Парижская Коммуна 1871 года. В ночь на 18 марта 1871 года правительственные войска пытались захватить пушки парижской Национальной гвардии и разоружить рабочих. Но солдаты отказались стрелять в народ и стали брататься с ним. Правительство бежало из города, и власть в столице перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии. Восставшими руководили так называемое «большинство» и «меньшинство». К пер­вым принадлежали новые якобинцы и бланкисты – последователи революционера О. Бланки. Бланкисты считали, что революция мо­жет быть проведена силами небольшой, но хорошо законспирированной организации. «Меньшинство» составляли последователи уче­ния П.Ж. Прудона, который отрицал политическую борьбу и заявлял о немедленной отмене государства.

Руководители министерств и ведомств покинули город, а остав­шиеся в нем чиновники саботировали работу. В этих условиях было принято решение об увольнении всех чиновников, которые не выш­ли на работу. По решению Центрального комитета, Национальной гвардии были проведены всеобщие прямые выборы в представитель­ный орган власти – Совет Парижской Коммуны. 26 марта 1871 года состоялись выборы, в результате которых в Совет вошли в большин­стве рабочие или их представители.

К органам власти и управления Коммуны прежде всего необхо­димо отнести Совет Парижской Коммуны. Совет организовал в сво­ем составе 10 специальных комиссий: военной, продовольственной, общественной безопасности, труда и обмена, финансов, по просвещению и др. Особую роль играла ис­полнительная комиссия, на которую возлагалось наблюдение за ис­полнением декретов Коммуны и постановлений комиссий.

Суд и процесс. Комиссия юстиции осуществляла демократичес­кие принципы организации суда и процесса: выборность, равенство всех перед законом, гласность суда, удешевления процесса и т.д. Суды выбирались. Судебная система Коммуны состояла из:

· общеграж­данских судов (обвинительное жюри по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые суды);

· военные суды (дисциплинар­ные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд).

Совет Парижской Коммуны явился для всех судов кас­сационной инстанцией и судом первой инстанции по делам, предс­тавляющим особую важность. Церковь была отделена от государства.

19 апреля 1871 года Коммуна опубликовала Декларацию к француз­скому народу – программный документ о принципах предполагае­мого государственного строя. Франция оставалась демократической республикой. Но граждане имели право создавать автономные ком­муны по образу Парижской. Все должностные лица находились под контролем общества. Провозглашались неотъемлемые права граж­дан на труд, свободу личности, свободу совести и т.д. Во второй по­ловине мая 1871 года правительственные войска заняли Париж, и Ком­муна прекратила свое существование.

Конституционные законы 1875 года претерпели важные изменения:

1) произошло умаление власти пре­зидента;

2) Национальное собрание превратилось в основное звено государственной власти;

3) правительство было подконтрольно обе­им палатам.

Функционирование режима республики. Кконцу XIX века во Франции исчезло прежнее деление партий на республиканцев и мо­нархистов и на их базе возникло множество различных политичес­ких группировок: Левые республиканцы, левые демократы и др. В выборах принимали участие лишь лица, имеющие французское граж­данство, достигшие 21 года и проживающие в одном месте более 6 месяцев. Женщины и военнослужащие были лишены избирательных прав. Коммуны избирали выборщиков по одному от каждой комму­ны, которые затем избирали сенаторов. В этот период происходила частая смена правительства, поскольку в парламенте не было ста­бильного большинства. Но чиновники продолжали занимать свои посты не один десяток лет, так как это не затрагивало основную часть государственного аппарата.

1. Демократизация избирательного права (Акты о народном представительстве ХХ в.).

2. Соотношение источников права в современной Великобритании.

3. Гражданское и уголовное право современной Великобритании (общая характеристика основных категорий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: