Тема 5. Современные тенденции государственно-правового развития США
1. Основные государственно-политические институты современных Соединенных Штатов Америки (партии, президент, конгресс).
2. Законодательство «нового курса» Фр.Д. Рузвельта.
3. Эволюция американского законодательства о выборах в ХХ веке.
4. Гражданское и уголовное законодательство в современных США.
5. Антикоммунистическое законодательство в США.
6. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство в США: историко-правовая судьба.
Законодательство «нового курса» Ф. Д. Рузвельта и его политико-правовые последствия. В 30-е годы XX века Соединенные Штаты охватил экономический кризис исключительной силы («Великая депрессия»). Отсутствие государственной системы социальной защиты в период кризиса усугубило социально-классовые противоречия, вызвало массовые выступления рабочих. Америка оказалась в ситуации, требующей коренных социально-экономических изменений. Началось массовое разорение мелких фирм, банков, фермеров. В стране насчитывалось 17 млн безработных. Великая депрессия угрожала основам жизни народа.
|
|
Правительство Президента Г. Гувера, находившееся в этот период у власти, предприняло ряд экономических мер, направленных на поддержку монополий, что не изменило ситуацию в стране. В 1932 году очевидное банкротство внутренней политики республиканского правительства позволило победить на очередных президентских выборах Франклину Делано Рузвельту – кандидату от Демократической партии.
Он выступил с программой выхода из кризиса, получившей название «Новый курс» (“New Deal”). Выдающийся государственный деятель мирового масштаба Ф.Д. Рузвельт сыграл огромную роль в реформе хозяйственной жизни США, усилил роль государства в контроле над производством и потреблением, ослабил влияние крупных монополий. В экстремальных условиях Рузвельт, только что избранный президентом, действовал весьма энергично несмотря на прямое противодействие Верховного суда США.
В 1933–1938 годах в рамках президентской программы (в первые сто дней своего правления) Рузвельт «провел» пакет законов, охвативший практически все важнейшие области финансово-экономических и социальных отношений: о банковской деятельности; об обращении ценных бумаг; о восстановлении национальной экономики; о регулировании сельского хозяйства; о трудовых отношениях (Закон Вагнера); о социальном страховании и помощи безработным; о справедливом найме рабочей силы.
Принятие З акона о банковской деятельности и О б обращении ценных бумаг вкупе с объединенной резолюцией Конгресса США об отмене золотого стандарта в мае-июне 1933 года преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления финансовых основ государственного строя. Для восстановления банковской системы были приняты следующие меры: крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии; был запрещен вывоз золота за границу; проведена девальвация доллара; укрупнена банковская система Соединенных Штатов. На основании этих законов в 1934 году были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, и притоку в них вкладов частных лиц.
|
|
Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг (1934.). Он предусматривал предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех необходимых сведений о деятельности компаний и пр. Финансово-кредитная система теперь полностью контролировалась президентом. Та же судьба постигла почти все коммерческие банки. Через эту систему проходила основная масса платежных чеков. Кроме того, учреждались: федеральное ссудно-сберегательное управление, федеральная система банков по кредитованию жилищного строительства, ссудно-страховая корпорация, управление фермерского кредита. В целях стабилизации финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу, была произведена девальвация доллара. Для сокращения безработицы были организованы массовые общественные работы.
Закон о восстановлении национальной экономикиот16 июля1933 года разделил всю промышленность США на 17 групп, деятельность каждой из них регулировалась особыми нормативными актами – «кодексами честной (справедливой) конкуренции». Кодексы определяли квоты выпускаемой продукции, распределяли рынки сбыта, фиксировали цены, условия кредита, продолжительность рабочего дня, уровень зарплаты и т. д. Каждый подобный кодекс подписывался президентом и имел силу закона в рамках отрасли. Всего было принято около пятисот кодексов. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение – Национальную администрацию восстановления промышленности.
Закон о регулировании сельского хозяйства, принятый 12 мая 1933 года, предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельскохозяйственного производства, способного сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился для всех фермеров одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота. В рамках Закона о рефинансировании фермерских долгов снижались проценты по задолженности и продлевались сроки погашения долгов.
В социальной области для сокращения безработицы,снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря – специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Администрацию развития общественных работ.
В 1935 году был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договора; за профсоюзами признавалось право на забастовки, если работодатели нарушали предписания закона и др. Для надзора за выполнением закона Вагнера создавалось Национальное управление по трудовым отношениям.
|
|
В том же году был принят первый в истории США Закон о социальном страховании. Он предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет лицам, отвечающим определенному цензу оседлости, но при условии «...если общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 года и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячная пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка...». Пособия же по безработице выплачивались не более 10 недель в году.
Перечисленные меры были комплексными, хорошо продуманными, что и позволило смягчить последствия разрушительного кризиса. Тем не менее у «нового курса» нашлось множество оппонентов, говоривших о «непродуманности», «половинчатости» реформ, а то и о прямой их «неконституционности». Дело в том, что, помимо невиданного до тех пор вторжения государства в частный американский бизнес, негодование как «правых», так и «левых» политиков вызвал дисбаланс в системе разделения властей США, а именно: слишком активное вторжение главы исполнительной власти в законодательную сферу.
Но крупный бизнес в США был вынужден считаться с Рузвельтом. Национальная ассоциация промышленности (НАП) и Торговая палата не пошли с ним на конфликт. Отдельные монополии оказывали сопротивление «новому курсу» через Верховный суд, который в течение 1935–1936 годов. признал неконституционными положения основных законов «нового курса» Ф.Д. Рузвельта. Однако последние уже были претворены в жизнь и способствовали смягчению «Великой депрессии» XX века.
|
|
Радикальные реформы Рузвельта спасли Соединенные Штаты от хаоса и крупных социальных потрясений. Вместе с тем они указали пути ограничения всевластия монополий и приоритетного развития различных форм коллективной собственности в условиях капитализма.
Эволюция американского законодательства о выборах в ХХ века. К началу XX века США вышли на первое место в мире по основным экономическим показателям, поскольку мировые войны по существу не затронули их территорию. Кроме того, за счет эмигрантов население страны многократно увеличилось. С 20-х годов XX века в США начался процесс демократизации избирательной системы. Избирательное право в течение XIX века смогли получить только женщины в штатах Кентукки и Вайоминг. В 1920 году согласно XIX Поправке к федеральной конституции все женщины Америки получили право голосовать и быть избранными.
Следующим шагом на пути демократизации избирательного права в стране стала XXIV Поправка к Конституции, предложенная 87-м Конгрессом США в сентябре 1962 года и вскоре ратифицированная большинством штатов. Она отменяла ограничения в избирательных правах на федеральных выборах «в связи с неуплатой любого избирательного или другого налога». Поправка коснулась в основном южных штатов США, поскольку в 11 из них применялся избирательный налог, лишавший права голоса бедняков, в основном афроамериканцев. При этом правило «кумулятивного» характера налога, применявшееся в отдельных штатах, значительно увеличивало сумму подобного налога – его следовало уплачивать за все предыдущие годы.
Согласно Поправке XXVI, к Конституции США (1971) избирательные права на федеральных выборах получили все граждане, достигшие 18 летнего возраста. Избирательное право в Соединенных Штатах к концу XX века стало формально равным и всеобщим (хотя в некоторых штатах все же сохранились архаические цензы, например, ценз грамотности, ценз оседлости – от 30 дней и выше).