Тема 6. Государственный строй современной Франции
Третий уровень
Второй уровень
I. Знаете ли Вы слова и их значение? Впишите в пустые клеточки пропущенные понятия (определения):
Фелония | … |
… | Деяния, не представляющие большой опасности для общества |
Пробация | … |
…. | Акты, издаваемые правительством по поручению парламента |
II. Определите, какому периоду соответствуют следующие события:
· кодификация уголовного права США на уровне федерации;
· оформление законодательства о защите прав потребителей;
· начало «Холодной войны».
III. Обобщите:
а) Ф. Рузвельт, Дж. Кеннеди, Б. Клинтон –
б) Закон Хоббса, Закон Тафта-Хартли, Закон Лэндграма-Гриффина –
в) Закон Смита, Закон Маккарена-Вуда –
г) Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии, Закон Робинсона-Патмена –.
IV. Приведите пример:
а) «карманного» вето Президента США;
б) делегирования законодательства президенту.
V. Правда ли, что?
а) В начале 90-х годов XX века смертная казнь как мера наказания сохранялась в 36 штатах?
|
|
б) Право решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого принадлежит судье?
в) Прецедент в уголовном праве США не является источником права федерального уровня?
г) Сроки наказания по делам, рассматриваемым в суммарном порядке, не превышают 5 лет?
I. Решите казусы.
Казус 1. В штате Пенсильвания было принято решение о создании собственных вооруженных сил. Правомерно ли данное решение? Аргументируйте свой ответ ссылкой на соответствующую статью Конституции США.
Казус 2. Бизнесмену Ламмеру – гражданину США предъявили обвинение в совершении тяжкого уголовного преступления. Назовите нормы процессуального права, закрепленные в «Билле о правах» США, которые обеспечат задержанному защиту его интересов.
II. Заполните таблицу: «Особенности функционирования парламентов в современной Великобритании и США».
Срок полномочий | состав | Порядок комплектования | Механизм принятия решений | |
1.Палата лордов 2.Палата общин | ||||
1.Сенат 2.Палата представителей | ||||
1. Государство и право во Франции накануне и в период Второй мировой войны.
2. Государственный строй Франции по Конституции IV Республики 1946 года.
3. Государственно-политическая организация во Франции по Конституции 1956 года.
4. Общая характеристика основных отраслей права современной Франции.
5. Сравнительно-правовая характеристика конституций Четвертой (1946) и Пятой (1958) республик во Франции.
Государство и право во Франции накануне и в период Второй мировой войны. Борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем. Эти силы объединились в Национальный совет сопротивления. Осенью 1944 года Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о будущем государственном устройстве Франции.
|
|
Первый проект послевоенной Конституции Четвертой республики, выработанный Учредительным собранием страны, предусматривал однопалатный парламент и сильное ограничение власти президента. Как излишне леворадикальный, «коммунистический» он был отклонен после референдума весной 1946 года. Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 года. Итог голосования: 9 млн 297 тыс. – «за»; 8 млн 165 тыс. – «против». Конституция Четвертой республики вступила в силу.
Этой конституции была предпослана обстоятельная преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 года, преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время.
Конституция 1946 года юридически оформила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты – Национального собрания. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования законодательных полномочий кому-либо, определялась сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т.д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.
Президент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий составлял семь лет. Он избирался парламентом и мог быть переизбран повторно. Однако реальным главой государства в Четвертой республике президент так и не стал. Всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура). В Четвертой республике, таким образом, сохранялась прежняя традиция избирать на пост президента политиков – «марионеток».
Совет министров осуществлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.
Особенность Конституции 1946 года заключалась в ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики, поскольку право принимать законы было предоставлено лишь Национальному собранию.
В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1951 году было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства и введена мажоритарная система выборов, а Совету республики были предоставлены почти все права и полномочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. В 1954 году была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была несколько усилена за счет получения им некоторой независимости от парламента.
Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 году прекратило «грязную войну» во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.
|
|
Экономический подъем 1952–1957 годов усилил процесс концентрации производства и капитала, а также развитие государственно-монопо-листического капитализма. Крупные концерны все настойчивее требовали пересмотра конституции. Продолжалась война в Алжире, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла реальная угроза фашизма и гражданской войны. В апреле-мае 1958 года во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире. Это и послужило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 года. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 года были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции.
Проект Конституции Пятой республики был одобрен абсолютным большинством избирателей на общенациональном референдуме 28 октября 1958 года. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей конституции, а президенту.
В ст. 5 Конституции 1958 года указывается, что президент «... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов...» Он – глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть – требуетконтрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент – все эти акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано. С 1962 года президент стал избираться непосредственно избирателями, что еще больше укрепило его независимость от других конституционных институтов Пятой французской республики. С 2000 года срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет.
|
|
Премьер-министр, по Конституции, является вторым лицом государства, обеспечивающим исполнение законов и руководство Советом министров. Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В Новейшее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции. Это означает отход от доктрины «жесткого голлизма», когда президент единолично возглавлял иерархию государственных органов страны, в настоящее время он делит исполнительную власть с премьером.
Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это, в отличие от Конституции 1946 года, позволяет поддерживать систему внутрипарламентских противовесов.
По Конституции 1958 года – и это тоже конституционная новелла в сравнении с прежней Конституцией – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Францииисполняетроль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нормативными актами исполнительной власти.
Таким образом, Конституция 1958 года в отличие от парламентского режима 1946 года, установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.