Материал для повторения. Тема 6. Государственный строй современной Франции

Тема 6. Государственный строй современной Франции

Третий уровень

Второй уровень

I. Знаете ли Вы слова и их значение? Впишите в пустые клеточки пропущенные понятия (определения):

Фелония
Деяния, не представляющие большой опасности для общества
Пробация
…. Акты, издаваемые правительством по поручению парламента

II. Определите, какому периоду соответствуют следующие события:

· кодификация уголовного права США на уровне федерации;

· оформление законодательства о защите прав потребителей;

· начало «Холодной войны».

III. Обобщите:

а) Ф. Рузвельт, Дж. Кеннеди, Б. Клинтон –

б) Закон Хоббса, Закон Тафта-Хартли, Закон Лэндграма-Гриффина –

в) Закон Смита, Закон Маккарена-Вуда –

г) Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии, Закон Робинсона-Патмена –.

IV. Приведите пример:

а) «карманного» вето Президента США;

б) делегирования законодательства президенту.

V. Правда ли, что?

а) В начале 90-х годов XX века смертная казнь как мера наказания сохранялась в 36 штатах?

б) Право решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого принадлежит судье?

в) Прецедент в уголовном праве США не является источником права федерального уровня?

г) Сроки наказания по делам, рассматриваемым в суммарном порядке, не превышают 5 лет?

I. Решите казусы.

Казус 1. В штате Пенсильвания было принято решение о создании собственных вооруженных сил. Правомерно ли данное решение? Аргументируйте свой ответ ссылкой на соответствующую статью Конституции США.

Казус 2. Бизнесмену Ламмеру – гражданину США предъявили обвинение в совершении тяжкого уголовного преступления. Назовите нормы процессуального права, закрепленные в «Билле о правах» США, которые обеспечат задержанному защиту его интересов.

II. Заполните таблицу: «Особенности функционирования парламентов в современной Великобритании и США».

  Срок полномочий состав Порядок комплектования Механизм принятия решений
1.Палата лордов   2.Палата общин        
       
1.Сенат   2.Палата представителей        
       

1. Государство и право во Франции накануне и в период Второй мировой войны.

2. Государственный строй Франции по Конституции IV Республики 1946 года.

3. Государственно-политическая организация во Франции по Конституции 1956 года.

4. Общая характеристика основных отраслей права современной Франции.

5. Сравнительно-правовая характеристика конституций Четвертой (1946) и Пятой (1958) республик во Франции.

Государство и право во Франции накануне и в период Второй мировой войны. Борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем. Эти силы объединились в Националь­ный совет сопротивления. Осенью 1944 года Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о будущем государственном устройстве Франции.

Первый проект послевоенной Конституции Четвертой республики, выработанный Учредительным собранием страны, предусматривал однопа­латный парламент и сильное ограничение власти президента. Как излишне леворадикальный, «коммунистический» он был отклонен после референдума весной 1946 года. Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 года. Итог голосования: 9 млн 297 тыс. – «за»; 8 млн 165 тыс. – «против». Конституция Четвертой республики вступила в силу.

Этой конституции была предпослана обстоятельная преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 года, преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время.

Конституция 1946 года юридически оформила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты – Национального собрания. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования законодательных полномочий кому-либо, определялась сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т.д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.

Прези­дент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий составлял семь лет. Он избирался парламентом и мог быть переиз­бран повторно. Однако реальным главой государства в Четвертой республике президент так и не стал. Всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура). В Четвертой республике, таким образом, сохранялась прежняя традиция избирать на пост президента политиков – «марионеток».

Совет министров осуще­ствлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.

Особенность Конституции 1946 года заключалась в ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики, поскольку право принимать зако­ны было предоставлено лишь Национальному собранию.

В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1951 году было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропор­ционального представительства и введена мажоритарная система вы­боров, а Совету республики были предоставлены почти все права и пол­номочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. В 1954 году была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была несколько усилена за счет получения им некоторой независимости от парламента.

Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 году прекратило «грязную войну» во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.

Экономический подъем 1952–1957 годов усилил процесс концентрации производства и капитала, а также развитие государственно-монопо-листического капитализма. Крупные концерны все настойчивее требовали пересмотра конституции. Продолжалась война в Алжире, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла реальная угроза фашизма и гражданской войны. В апреле-мае 1958 года во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подав­ления национально-освободительного движения в Алжире. Это и по­служило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 года. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 года были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции.

Проект Конституции Пятой республики был одобрен абсолютным большинством избирателей на об­щенациональном референдуме 28 октября 1958 года. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей конституции, а президенту.

В ст. 5 Конституции 1958 года указывается, что президент «... обеспечивает своим арбитражем нор­мальное функционирование государственных органов...» Он – глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть – требуетконтрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент – все эти акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано. С 1962 года президент стал избираться не­посредственно избирателями, что еще больше укрепило его не­зависимость от других конституционных институтов Пятой французской республики. С 2000 года срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет.

Премьер-министр, по Конституции, является вторым лицом государства, обеспечивающим испол­нение законов и руководство Советом министров. Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В Новейшее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции. Это означает отход от доктрины «жесткого голлизма», когда президент единолично возглавлял иерархию государственных органов страны, в настоящее время он делит исполнительную власть с премьером.

Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это, в отличие от Конституции 1946 года, позволяет поддерживать систему внутрипарламентских противовесов.

По Конституции 1958 года – и это тоже конституционная новелла в сравнении с прежней Конституцией – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Францииисполняетроль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нор­мативными актами исполнительной власти.

Таким образом, Консти­туция 1958 года в отличие от парламентского режима 1946 года, установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: